Rieker

Статьи об обувном бизнесе

Четыре инструмента для контроля остатков
04.06.2014 12017

Четыре инструмента для контроля остатков

Остатки — это естественный бизнес-процесс, который поддается планированию и управлению. Но чтобы получить над ними власть, нужно постоянно держать руку на пульсе своего бизнеса. Слабые места легко вычисляются с помощью четырех несложных показателей. Каких, — во время форума Fashion Retail&Distribution рассказал Олег Груздев, основатель первой в России галереи шоу-румов.

Прежде всего, владелец любого магазина должен понять, что остатки — это не проблема, а такая же естественная часть розничной и оптовой торговли, как закупка, работа с персоналом, обслуживание покупателей. И как любой бизнес-процесс скопление остатков имеет начало и конец. Его начало приходится на момент закупа, а это значит, что планировать появление остатков можно заранее.

Полностью предотвратить образование излишков нельзя, хотя можно повлиять на факторы, которые приводят к их чрезмерному объему. Что это за факторы? Закупка большего количества товара, чем может продать магазин, снижение объема запланированных продаж, неэффективная выкладка товара, закупка коммерчески неэффективного товара, неверный выбор поставщиков и завышение розничной цены.

Держать уровень остатков «в узде» вам поможет, во-первых, вдумчивый выбор поставщика. Хороший поставщик каждый сезон находит новые интересные марки, оказывает консультационную поддержку и помощь в открытии магазинов, переживает за бизнес своих клиентов, постоянно идет навстречу в переговорах и даже иногда дарит туры в путешествия.

Кроме того, контролировать уровень остатков можно регулярным анализом бизнеса по четырем основным показателям: уровень товарооборота, отношение стоимости складских запасов к месячному объему продаж, общий размер прибыли на вложенный в закупку капитал, эффективность использования торговой площади.

Анализ показателя «Товарооборот»: показатель товарооборота — самая главная цифра, которая должна контролироваться еженедельно и ежемесячно. Чем выше товарооборот, тем устойчивее положение магазина, поэтому следует стремиться к максимально высокому для торговой точки обороту. Недостаточно высокий по меркам магазина товарооборот может быть связан с некорректным использованием товарных стратегий. Что имеется в виду? Существуют по крайней мере две товарные стратегии: «высокие цены при низком товарообороте» и «низкие цены при высоком товарообороте». Помните, что высокомаржинальные товары всегда должны платить по более высокой «арендной ставке» за нахождение на полке, так как они занимают место дольше, чем товары с меньшей наценкой. Идеальный случай — когда эти две товарные стратегии смешаны в одном магазине, но одна из них все-таки превалирует.

Анализ показателя «Размер прибыли на вложенный в закупку капитал»: владелец магазина является по сути инвестором и должен постоянно контролировать, какой доход приносит ему тот или иной актив — в том числе его бизнес. Если доходность на каждый вложенный рубль составляет 1,5 – 2 рубля (т.е. 15-20%), это значит, что бизнес не имеет смысла, и вы просто покрываете расходы, хотя могли бы вложить деньги в другие инструменты инвестиций. Доход 2,5 – 3 рубля на один вложенный рубль говорит о том, что дела в магазине идут хорошо, и его владелец не только покрывает убытки, но и зарабатывает. Но это вовсе не значит, что для достижения максимальной прибыли надо увеличивать коэффициент наценки до 3. Высокий доход достигается другими способами: увеличением скорости товарооборота и реинвестициями капитала, переносом рекламных акцентов на высокомаржинальные товары и использованием сторонних источников инвестиций помимо собственных накоплений.

Анализ показателя «Стоимость складских запасов к объему продаж»: этот показатель высчитывается как стоимость товаров на складе/объем продаж в месяц. Если в результате расчета вы получили соотношение 5 к 1, это значит, что ваш склад затоварен. Соотношение 3 к 1 — хороший показатель, но 2 к 1 — еще лучший. Чтобы избежать затоваривания склада и заморозки денежных средств, мы рекомендуем нашим клиентам не заполнять в начале сезона сразу весь склад, а докупать товар в несколько приемов, например, раз в месяц или два.

Анализ показателя «Эффективность использования торговой площади». Мелкие и средние компании напрасно не уделяют внимание эффективности использования торговой площади, потому что грамотное использование торгового пространства может увеличить выручку магазина до 20-30%. Чтобы узнать, какую долю общей площади магазина составляет торговое пространство, воспользуйтесь формулой «торговая площадь/общая площадь магазина». Результат менее 0,6 означает, что большая часть вашей торговой площади используется не по назначению. На западе приемлемым коэффициентом считается коэффициент 0,7, который характеризует ситуацию, при которой торговая площадь магазина к неторговой соотносится как 70:30. Но, конечно, чем больше доля торговой площади, тем лучше. Как вычислить эффективность ее использования? Разделите объем продаж на размер торговой площади. Если в результате получится, что 1 кв.м. приносит вам менее 3,5 тысяч долларов в год, это значит, что либо у магазина слишком много торговых площадей и, соответственно, владельцам приходится платить очень высокую арендную плату, либо объем продаж оставляет желать лучшего. Стандартный и вполне достижимый показатель для магазина одежды и обуви — 4 – 5 тысяч долларов с 1 кв.м. в год, но в идеале один «квадрат» должен приносить от 7 тысяч долларов в год и выше. Впрочем, следует отметить, что конкретные цифры сильно зависят от издержек, которые колеблются от региона к региону. Есть еще один показатель, который позволяет оценить эффективность использования торговой площади, — установочный коэффициент. Он показывает, какую долю в магазине занимает оборудование, и рассчитать его можно, разделив площадь, занятую оборудованием, на площадь торгового зала. При эффективном использовании площади этот коэффициент должен быть равен 0,2 – 0,32.

Остатки — это естественный бизнес-процесс, который поддается планированию и управлению. Но чтобы получить над ними власть, нужно постоянно держать руку на пульсе своего бизнеса. Слабые места…
3.3
5
1
1
Пожалуйста оцените статью
Marco Opt

Материалы по теме

Как установить цены, которые позволят зарабатывать

Некоторые бизнесмены до сих пор путают понятие маржи с понятием торговой наценки и устанавливают цены на свой товар, руководствуясь исключительно примером конкурентов. Неудивительно, что они разоряются! Аналитик компании «Академия розничных технологий» Максим Горшков дает несколько советов и формул, с помощью которых можно установить не только не разорительные, но и прибыльные цены.

Как выявить неэффективные товары и спрогнозировать уровень продаж

Формирование ассортимента — задача, которая должна учитывать несколько важных факторов. Среди них — фактор рентабельности той или иной группы товара, а также показатель того, как часто покупатели нуждаются в конкретном товаре. Проанализировать свой ассортимент с учетом этих условий поможет ABC и XYZ-анализ, а также их объединенная версия. Эксперты компании Clever Fashion подробно рассказывают о том, как воспользоваться этими методами анализа, чтобы сделать ассортимент максимально эффективным. 

Как предсказать уровень товарных остатков уже в начале сезона

Чтобы не оказаться в ситуации «поздно пить боржоми» с 60% остатков в конце сезона, необходимо регулярно анализировать товарооборачиваемость магазина. Но, как выяснилось в ходе деловых семинаров, о том, как это делать, знают лишь 5 бизнесменов из 50. Аналитик компании «Академия розничных технологий» Максим Горшков объясняет, как использовать показатель товарооборачиваемости для прогнозирования остатков и своевременной работы с ними.

Когда качество — не игрушки

Для продавцов детской обуви качество товара — не просто приятное дополнение к имиджу, а строгая необходимость. Речь идет о здоровье ребенка, чей организм еще слишком восприимчив к любым внешним влияниям, поэтому неправильная конструкция или вредные материалы обуви могут буквально сломать жизнь человеку. Как определить некачественный товар еще на стадии заказа? И стоит ли безоглядно доверять имени производителя? На эти вопросы отвечают партнеры информационного центра детских товаров KIDDYPAGES, для которых детская обувь — профессия. 

Реклама

Популярное

Реклама

При оформлении подписки вы будете еженедельно получать на свой e-mail новости и статьи об обувном бизнесе.

К началу