Rieker

Статьи об обувном бизнесе

Чужое имя собственное или Как не стать контрабандистом
22.07.2013 1762

Чужое имя собственное или Как не стать контрабандистом

Борьба с контрафактом стала настолько важной и масштабной задачей в России, что теперь она может затронуть даже тех, кто ввозит в страну уникальные, а не поддельные товары. И если узоры на импортируемых туфлях пусть и отдаленно, но напоминают фирменный вензель бренда Louis Vuitton, а подошва окрашена в близкий к красному цвет, — готовьтесь к тому, что на таможне возникнут вопросы. Как обезопасить себя от проблем на границе, рассказывает генеральный директор компании «ВСН-Транзит», Наталия Рудковская.

После того, как в конце декабря 2013 года правительством была утверждена Стратегия развития Таможенной службы РФ до 2020 года, в которой одной из основных целей была признана охрана интеллектуальной собственности, в борьбу с контрафактом помимо служб, проверяющих торговые точки, включилась российская таможня. С первых шагов в деле искоренения подделок стало ясно, как много трудностей вызывает защита интеллектуальной собственности у самих таможенников и у участников внешнеэкономической деятельности.

Разговор по понятиям

Чтобы не растеряться, столкнувшись с новой таможенной реальностью, поставщику следует владеть основными понятиями из сферы интеллектуальной собственности. Одно из них — понятие товарного знака. Согласно статье 1477 Гражданского Кодекса РФ, под товарным знаком понимается обозначение, которое служит для индивидуализации товаров юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Кстати, термин «индивидуализация» в законе не объясняется, что иногда вызывает трудности с пониманием понятия товарного знака. Если товарный знак прошел государственную регистрацию, он попадает под защиту: с этих пор никто не вправе без разрешения правообладателя использовать этот товарный знак или сходные с ним обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых он был зарегистрирован. То же самое касается однородных товаров, в отношении которых использование товарного знака может привести к смешению с товарами под зарегистрированным товарным знаком. В России товарный знак регистрируется в Государственном реестре товарных знаков и знаков обслуживания Российской Федерации, и в результате регистрации правообладателю выдается свидетельство на товарный знак. В нем указаны реквизиты правообладателя, изображение товарного знака, указание на вид товарного знака и виды товаров, на которые он распространяется. Также в свидетельстве прописана дата регистрации и дата истечения срока регистрации. Стоит обратить внимание на то, что товарный знак действует на протяжении определенного отрезка времени и распространяется на конкретный класс товаров.

Помимо Государственного реестра товарных знаков и знаков обслуживания РФ, защитой также пользуются товарные знаки, зарегистрированные в Международном реестре, составленном Международным бюро интеллектуальной собственности. Заявку в Бюро могут подавать не только иностранные, но и российские компании, так как с 1976 года Россия является участницей «Мадридского соглашения о международной регистрации знаков», в результате которого было организовано Бюро. Также товарные знаки могут быть внесены в Единый таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности государств-членов Таможенного союза, который ведет Федеральная таможенная служба Российской Федерации. В него включаются объекты, которые подлежат правовой охране в каждом из государств-членов Таможенного союза, то есть в Беларуси, Казахстане и России. Чтобы включить товарный знак в Единый таможенный реестр, правообладатель должен представить документ, который подтверждает обеспечение обязательства, или предъявить договор страхования риска ответственности за причинение вреда декларанту, собственнику, получателю товаров или иным лицам в связи с приостановлением выпуска товаров. В России сумма такого обеспечения обязательства или страховая сумма составляет не менее 300 000 рублей.

На таможне все товары проверяются на наличие признаков товарных знаков, внесенных в реестр. В конце 2012 года таких товарных знаков в реестре числилось около 2,6 тысяч, причем среди них были товарные знаки как российских, так и зарубежных компаний. Если в ходе проверки появляется подозрение, что права интеллектуальной собственности нарушены, товар задерживают на таможне на 10 рабочих дней. В течение этого времени правообладателю отправляется запрос, на который он обязан ответить письменно. Если ответа на запрос не получено, таможенный орган самостоятельно принимает решение о выпуске товаров и даже может организовать экспертизу на схожесть с зарегистрированным товарным знаком. Но чаще всего правообладатель или его представитель все-таки отвечают таможне, и если права действительно нарушены, владелец товарного знака просит запретить выпуск поддельного товара, конфисковать его и возместить конкретный ущерб правообладателю. Участник ВЭД в этом случае несет не только административную ответственность за незаконное использование товарного знака (статья 14.10 КоАП РФ), но и уголовную (статья 180 УК РФ) и будет отвечать в суде.

Однако у таможни есть право задерживать товар без заявления со стороны правообладателя и приостанавливать его выпуск даже в том случае, если на товаре обнаружены признаки товарного знака, не внесенного в один из перечисленных реестров (на основании пункта 4 статьи 331 ТК ТС и статьи 308 ФЗ «О таможенном регулировании в РФ»). Это возможно потому, что не все зарегистрированные товарные знаки внесены в какой-либо реестр. Поэтому нельзя быть уверенным в том, что если в реестре отсутствует информация о ТЗ, он не зарегистрирован и ему не предоставляется правовая защита.

Три шага к доброму имени

Что может сделать участник внешнеэкономической деятельности, чтобы обезопасить себя от проблем на границе? Во-первых, если товар не сопровождается документами правообладателя, не лишним будет обратиться к патентным поверенным и заказать у них исследование на схожесть товарных знаков. Проводить такую экспертизу стоит не только тогда, кода товар уже задержан на таможне и дело грозит судом, но и на этапе до его перевозки. Иногда бывает так, что поставщик товара не информирует своего партнера о том, что на товаре есть какие-либо надписи и знаки, попадающие под защиту товарного знака. Но, как известно, незнание не освобождает от ответственности, и, чтобы не потерять товар на время суда или навсегда, желательно заранее проверить принадлежность надписей и рисунков на товаре к каким-либо реестрам.

Если в результате экспертизы выяснилось, что рисунки или надписи на товаре имеют схожесть с уже зарегистрированными товарными знаками, выясните правообладателей этих знаков и обратитесь к ним с просьбой выдать вам письмо о том, что они не возражают о поставке данного товара на территорию Российской Федерации. Также можно заключить с правообладателем лицензионное соглашение на использование данного знака или изображения на товаре. Строго говоря, официальным правом защиты товара пользуется только лицензионный договор, но таможня пока идет навстречу российским предпринимателям и принимает письма от правообладателей, иногда проверяя их, однако, на подлинность.

Наконец, чтобы не допустить никаких неожиданностей в виде внезапного наличия на товаре посторонних товарных знаков и несоответствия товаров тому, что указано в сопроводительных документах, используйте свое право предварительного досмотра товара перед подачей декларации. Это единственный метод защиты от неприятных сюрпризов и, как следствие, конфискации товара, а также нарушений законодательства.

PS: Пока статья готовилась к печати, в СМИ появилась новость о возможной легализации ввоза брендированных товаров без разрешения владельцев товарных знаков. Если инициатива ФАС по этому поводу будет поддержана, импортеры законно купленного за рубежом, но не дополненного специальным документом товара перестанут считаться участниками «параллельного импорта». Как предполагают эксперты, это поможет снизить цены и увеличить спрос.

Борьба с контрафактом стала настолько важной и масштабной задачей в России, что теперь она может затронуть даже тех, кто ввозит в страну уникальные, а не поддельные товары. И если узоры на…
3.3
5
1
1
Пожалуйста оцените статью
Выставка обуви Еврошуз

Материалы по теме

Кожзам и кожа в одном магазине: к добру или к убыткам?

Наш новый читатель из Бузулука открыл полгода назад свой первый обувной магазин и решил проверить на собственном бизнесе, можно ли смешивать в одном магазине обувь из разных ценовых категорий. Теперь у него есть вопросы, а у наших экспертов найдутся ответы.

Не подстелешь, не дойдешь! Стельки - компромисс между модой и комфортом.

По оценкам экспертов, некоторые категории сопутствующих товаров, а именно стельки, переживают настоящий бум: несмотря на общее падение покупательского спроса на рынке fashion-ретейла, их продажи неуклонно растут. Многие производители, предугадав подобный интерес, сегодня рекламируют не столько новую коллекцию, сколько инновационные технологии, в том числе и в производстве стелек. Чем объясняется подобный интерес и как выбрать сопутствующий товар, который действительно увеличит продажи – в нашем материале.

Шесть способов оценить ассортимент магазина

Желание впечатлить клиента широким выбором является весьма похвальным, но должно иметь разумные границы. Как в стремлении угодить клиенту не раздуть ассортимент магазина? Как выстроить ассортиментную матрицу так, чтобы получать максимальную прибыль при оптимальных затратах? Об этих и других аспектах ассортиментной политики магазина в цикле статей расскажут специалисты консалтинговой компании Clever Fashion. В этот раз профессионалы fashion-маркетинга делятся с читателями журнала Shoes Report самыми эффективными методами анализа, которые позволяют оценить существующую ассортиментную матрицу. 

Бизнес на шнурках. О важности сопутствующих товаров.

В момент экономического спада выигрышным может оказаться даже самый неожиданный ход. Например, внедрить в ассортимент вашего обувного магазина сопутствующие товары. Хотя какой же он неожиданный, этот ход? Сопутка — это старый, верный помощник для увеличения среднего чека и повышения доходов.

Как установить цены, которые позволят зарабатывать

Некоторые бизнесмены до сих пор путают понятие маржи с понятием торговой наценки и устанавливают цены на свой товар, руководствуясь исключительно примером конкурентов. Неудивительно, что они разоряются! Аналитик компании «Академия розничных технологий» Максим Горшков дает несколько советов и формул, с помощью которых можно установить не только не разорительные, но и прибыльные цены.

Реклама

Популярное

Реклама

При оформлении подписки вы будете еженедельно получать на свой e-mail новости и статьи об обувном бизнесе.
www.gore-tex.com

К началу