25.03.2014 14803

Как вести себя в кризис: 7 советов бизнесменам от юриста


Похоже, что ожидаемый кризис все-таки начался, и теперь придется как минимум на полгода забыть о повышении прибыли и развитии компании. Выжить бы! Владимир Фокин, адвокат с 15-летним стажем и основатель юридической фирмы «Фокин и партнеры», дает предпринимателям несколько советов по сохранению своих деловых позиций и обеспечению финансовой безопасности.

Fokin Vladimir.jpgВладимир Фокин, основатель и управляющий партнер юридической фирмы «Фокин и Партнеры». Адвокат с более чем 15-летним стажем. Кандидат юридических наук. Эксперт по налоговому планированию, юридической безопасности бизнеса и другим правовым аспектам предпринимательства.

Юридическая фирма «Фокин и Партнеры» существует в России с 2003 года и оказывает услуги в области корпоративного, налогового права, сделок с недвижимостью и интеллектуальной собственности.

www.fokinlaw.ru

Совет первый: провести ревизию своих обязательств на предмет слабых мест. Любой кризис является испытанием партнерских отношений, договоренностей и схем работы, и под наибольший риск в этом плане попадает торгово-закупочная деятельность. Основная проблема в период экономического спада — кризис платежей: у владельца все чаще возникает соблазн не заплатить кому-нибудь из партнеров, начиная от арендатора и заканчивая поставщиками. Соблазн велик, но последствия будут плачевны, поэтому если у предпринимателя существует риск не исполнить свои обязательства, он должен выбрать самую разумную тактику поведения — переговоры. Гораздо проще договориться с поставщиками, арендаторами и продавцами еще до того, как «кончились деньги», чем потом выплачивать штрафы, проценты по просрочке или вовсе оказаться разоренным. Так что лучше всего отказаться от гордости и мнимого чувства независимости и разрешить проблемы с платежами еще до их поступления.

Совет второй: проверить существующие и новые контракты. Этот шаг очень важен, поскольку от «прочности» контракта и его продуманности зависит равновесие вашего бизнеса. Существует целая процедура «дью-дилидженс», в ходе которой проверяются формулировки, структура, количество, виды и способ заключения всех контрактов компании. Суть всей этой проверки — выявить болевые точки и слабые места договоренностей, которыми может воспользоваться контрагент. В кризис становится особенно заметно, что если существует юридическая возможность не исполнить свои обязательства, не воспользуется ей только самый добропорядочный или недалекий партнер. Но таких не много, поэтому судебные споры растут как грибы после дождя. Чтобы не оказаться в ряду измотанных судом и обескровленных компаний, лучше проверить свои контракты и исправить их заранее. Это, между прочим, заодно поможет выявить недружественные замыслы отдельных партнеров. Например, если после проверки контракта вы предложите своему контрагенту ввести штрафы за просрочку платежа, а тот откажется, очевидно, что именно на просрочку платежа он и рассчитывал. Договаривайтесь, ищите компромиссы и находите пути обезопасить себя от подобных рисков.

Что касается еще не заключенных контрактов, то их тоже нужно заключать с учетом повышения гарантий. Если вы работаете по постоплате, а банковская гарантия для вас слишком дорога, попробуйте обезопасить себя с помощью личного поручительства владельца бизнеса, которому вы отгружаете товар. Так сделал один мой клиент, и это действительно помогло снять риск неплатежа: даже будучи директором ООО, контрагент рисковал всем своим личным имуществом, поэтому о невыплате долга речь просто не шла. Если партнеры отказываются давать подобные гарантии, пускай платят авансом. Быть должником в кризис не так уж и страшно — вряд ли до тебя вообще доберутся. А вот кредитору приходится несладко, поэтому лучше уж им не быть вовсе, а рассчитываться с клиентом по схеме «утром — деньги, вечером — стулья».

Совет третий: обратить внимание на свои кредиты. В кризис желательно избавиться от невыгодных или опасных кредитов. Под ними понимаются те кредиты, которые выданы вам на крупную сумму, не возможную для выплаты единовременно, а также те, в обеспечение которых выданы залоги, например, производственное имущество. Помните, что просрочка по займу может спровоцировать истребование всего займа, а это — прямой путь к банкротству. Поэтому если депозитов к тяжелой экономической ситуации у вас не скопилось, хотя бы держите под контролем кредиты и планируйте их выплату без срывов.

Совет четвертый: пересмотреть взаимоотношения с персоналом. Цель этого шага — создать своеобразный юридический автопилот, который позволит избавляться от неэффективного персонала, и поставить оставшихся сотрудников в зависимость от фактической прибыли. Звучит не ласково, но кризис есть кризис. Владелец бизнеса должен пересмотреть трудовые договоры, должностные инструкции и условия оплаты труда. Трудная экономическая ситуация — самое время для того, чтобы сформировать из процента от фактической прибыли большую часть заработка и начать ставить персоналу конкретные планы продаж. Планы продаж можно утверждать каждый месяц, и в трудовом договоре прописать пункт о том, что премиальный процент устанавливается первого числа каждого месяца. Это жесткие условия, но именно они позволят выявить сильных и слабых сотрудников, и избавиться от последних совершенно законно. Кстати, в связи с угрозой текучки кадров не поленитесь защитить свои клиентские базы и предусмотреть ответственность за их кражу. Не уповайте на трудовой кодекс: он плохо регулирует процесс расставания с работниками. Прописывайте все в трудовом договоре, и каждую договоренность с персоналом оформляйте на бумаге по всем правилам.

Совет пятый: просчитать риски в отношениях с совладельцами бизнеса. Предусматривают ли ваши партнерские соглашения случаи негативного развития сценария? Скорее всего, нет, так как обычно устные или письменные договоренности с совладельцами описывают только дележку прибыли, а про покрытие операционных убытков в сытые годы никто не вспоминает. Голодный год — лучшее время вспомнить о рисках и полюбовно поделить их между собой и партнером по бизнесу. Если этого не сделать, бизнес практически обречен на банкротство, так как нежелание одного из участников разделять ответственность за убытки общего дела чаще всего приводит к конфликту и краху всего предприятия.

Совет шестой: пересмотреть отношения между владельцем и управляющим. Как и в случае с персоналом низшего звена, отношения с топ-менеджерами нуждаются в выявлении принципов эффективности работы и их юридического оформления. Другими словами, вы должны пересмотреть бизнес-план и привязать к нему показатели эффективности управляющего. Это нужно для того, чтобы в случае деградации компании вы могли обоснованно уволить топ-менеджера, опираясь не на субъективные ощущения, а на объективные показатели. Заодно внесите в бизнес-план предложения по снижению издержек, повышению прибыли, и пересмотрите свои планы по экспансии. Кризис — это время сохранять все накопленное.

Если вы наемный генеральный директор, то вам нужно знать, как защитить себя от корпоративных, налоговых и даже уголовных рисков, безмолвной тенью следующих за вами. О том, как может обезопасить себя топ-менеджер, Владимир Фокин рассказал в статье «Основы профбезопасности генерального директора», опубликованной в Shoes Report №113.

франчайзи.jpg

Совет седьмой: подготовьтесь к проверкам. А их будет даже больше, чем прежде. Казна истощена масштабными событиями, да и общая экономическая ситуация оставляет желать лучшего. Самое время пополнить бюджет за счет налогоплательщиков! Готовьтесь сами и подготовьте сотрудников к тому, что инспектор обязательно найдет повод доначислить вашей компании налоги и пени, поэтому все, что вы можете сделать, — свести число этих поводов к минимуму. Не храните в офисе лишних документов, защитите компьютеры и научитесь держать максимально жесткую правовую позицию в ходе инспекции. Проверьте свой бизнес на предмет слабых мест. Многие предприниматели ведут хозяйственную деятельность так, как привыкли, и к юристам обращаются только уже «когда жареный петух клюнул». Изучая такие дела, я очень часто вижу до смешного детские и обидные ошибки, хотя случаются и казусы, которые знакомы только юристам. Например, в последнее время проверяющие стали наказывать тех, кто переплачивает НДС за то, что им не облагается: речь идет об оплате услуг по импорту и экспорту, которые по закону могут быть освобождены от НДС, но по факту этим никто не пользуется, так как не хочется лишних хлопот. Сейчас инспекторы придумали штрафовать компании, которые все-таки платят НДС в подобных случаях, хотя это совершенно противоречит и закону и здравому смыслу. Все возможные оплошности можно предотвратить совершенно законно и безболезненно на этапе подготовленной юристами проверки, но после того, как они выявляются в ходе реального налогового расследования, в 90% случаев исправить эти ошибки уже нельзя, и компания несет убытки и рискует попасть даже под уголовную ответственность. Кстати, совсем недавно были отменены послабления в процессе заведения уголовных дел: если раньше их начинали только после проведения проверки и доначисления налогов, то теперь дело заводят сразу по ходу проверки, что лишает бизнес возможности хотя бы сделать последний вздох перед выплатой колоссальных штрафов. Это было сделано в угоду фискальным органам, что в очередной раз доказывает: быть просто законопослушным в нашей стране уже мало. Нужно быть предусмотрительным и очень осторожным, даже если вы не делаете ничего незаконного.

Похоже, что ожидаемый кризис все-таки начался, и теперь придется как минимум на полгода забыть о повышении прибыли и развитии компании. Выжить бы! Владимир Фокин, адвокат с 15-летним стажем и…
5
1
Пожалуйста оцените статью

Материалы по теме

Почему так важно работать с отзывами покупателей, анализировать их и использовать в вашей работе?

Отзывы покупателей имеют огромное, неоценимое значение при продаже товара. Однако многие компании не всегда понимают это: не собирают отзывы, реагируют только на положительные и не работают с негативными. Это большая ошибка и упущение бренда. В…
26.03.2024 296

Как провести внедрение воронок продаж в обувном бизнесе

Привлечение клиентов и их удержание является важнейшим драйвером роста продаж в любом бизнесе. Обычно в компаниях выделяется бюджет на рекламу в виде процента от общей выручки. В среднем, этот процент варьируется от трех до пяти. И если у компании…
21.11.2023 2933

Действенные методы, которые помогут повысить эффективность продавцов

С проблемой выгорания персонала, который работает в торговом зале, сталкиваются многие управляющие магазина. Прежние схемы мотивации продавцов – «оклад + %» сегодня уже не работают, и поэтому нужны новые способы заинтересовать сотрудников…
30.10.2023 3968

Сервис в магазине: успехи и ошибки

Что такое сервис в fashion-магазине? Каковы ожидания клиентов от шопинга сегодня? И как качество оказываемых услуг, а, значит, и уровень продаж, выручки магазина зависят от компетентности и мотивации продавцов? Отвечает эксперт SR по продажам и…
24.10.2023 3477

Как определить сумму закупки обуви на следующий сезон?

В начале сезона закупок новой коллекции перед байерами стоит непростая задача: нужно взять ответственность на себя и решить, сколько обуви закупить, чтобы ее хватило для выполнения плана продаж, а в конце сезона выйти на установленную норму…
18.07.2023 4182
При оформлении подписки вы будете еженедельно получать на свой e-mail новости и статьи об обувном бизнесе.

Наши партнеры

К началу