Rieker

Статьи об обувном бизнесе

Особенности потребления в период «пост-турбулентности»
25.04.2017 1153

Особенности потребления в период «пост-турбулентности»

В настоящее время fashion-ретейл переживает период «пост-турбулентности», который начался в 2016 году. Это период временного затишья между хаотичными, неконтролируемыми движениями рынка («трясками») 2015-2016 годов. Основные приметы периода «пост-турбулетности» - привыкание людей к снижению уровня жизни, размывание границ восприятия качества, становление привычек онлайн-потребления, интерес к новым брендам, сочетающим четкое позиционирование, актуальность и экономию. Об экономическом контексте, формирующем потребительское поведение рассказала соучредитель и коммерческий директор Fashion Consulting Group Ануш Гаспарян в ходе своей презентации на Russian Fashion Retail Forum, состоявшемся в Москве в конце февраля 2017 года.

Ануш Гаспарян Ануш Гаспарян - – соучредитель и коммерческий директор Fashion Consulting Group, директор образовательного центра «Менеджмент и коммуникации в индустрии моды» НИУ «Высшая школа экономики», кандидат социологических наук, профессор НИУ ВШЭ. Образование: социологический факультет и аспирантура МГУ им. М.В. Ломоносова. Имеет обширный опыт аналитической и практической работы в индустрии моды, ведет различные консалтинговые проекты для российских компаний индустрии моды, руководит проведением прикладных исследований в индустрии моды. Проводит практические семинары для ведущих российских компаний по производству и продаже модной одежды, обуви, аксессуаров. Постоянный ключевой спикер конференций и саммитов, посвященных развитию производства и ретейла в индустрии моды: Russian Fashion Retail Forum, Adam Smith Fashion Forum, Fashion Retail Russia, Retail Business Russia, Russia for Kids, Русские сезоны, Moscow Fashion Week и др.

Макроэкономический контекст
Динамика курса рубля, как и динамика курса ВВП, зависит от динамики цен на нефть. Если 2012-2013 гг. были стабильным периодом, то 2014-2015 гг. – стали негативным периодом для экономики в целом и фешн-ретейла в частности. Но в 2016 году наметились позитивные изменения, несмотря на продолжение экономических санкций, отчасти благодаря политике импортозамещения.

Доходы населения
В целом, доходы населения сократились, при этом официальный прожиточный минимум вырос на 2,2% (с 9673 рублей в 2015 году до 9889 рублей в 2016 году). По данным Росстата и Минэкономразвития РФ, среднемесячная зарплата россиян в ноябре 2016 года составила 36 195 рублей, сократившись с января на 1,6%.

Бедных стало больше за прошлый год: если в 2015-м за чертой бедности жил каждый седьмой россиянин, то в 2016-м – каждый шестой. Всего за чертой бедности живет 13,9% россиян, это 20,3 млн человек.

Доля бедного населения – 30%, около 85% населения не имеют достаточных доходов (покупка бытовой техники для них затруднительна), около 40% населения испытывают затруднение при покупке одежды, даже самой дешевой.

Положение практически не меняется с 2015 года.

Политика работодателей в 2016 году, увы, не способствовала улучшению ситуации на рынке труда. 24% российских компаний проводили сокращение штата (данные Ромир), 18% - сокращение зарплат, 10% - сокращение соцпакета (урезали или полностью отменили).

Изменения предпочтений и моделей поведения потребителей

В 2014-2016 гг. модель поведения потребителей и их приоритеты сильно поменялись под влиянием экономических факторов. 45% населения либо уже увидели, либо ожидают в ближайшие шесть месяцев уменьшения зарплаты. Оценка изменений своего благосостояния в 2016 году является стабильно низкой с начала кризиса.

Большинство респондентов настроены пессимистично и считают, что существенных изменений в течение ближайшего года не произойдет: ни условий существующего кредитования (59%), ни трудностей с его получением (57%), ни перехода на официальную заработную плату (56%), ни сокращения/увольнения (54%).

Среди категорий товаров, которые стали покупать реже/в меньшем объеме/более дешевые марки/в более дешевом месте - одежда и обувь, автомобильные шины. Эти две категории наиболее чувствительны к ухудшению экономического благосостояния населения.

Иностранные сети развиваются активнее, чем российские

Объем фешн-рынка в 2016 году составил 2295 млрд рублей (34,3 млрд долларов США). Динамика рынка в 2016 году: 1% к 2015 году в рублях (10,2% в долларах).

В 2014-2015 гг. глобальные бренды сохраняли позиции с выгодным денежным предложением, в то время как российские компании повышали цену на свою продукцию. В 2016 году произошло выравнивание темпов роста цен.

Очевидный тренд – увеличилось количество магазинов глобальных сетей и сократилось количество магазинов российских. Представленные на российском рынке Marks&Spenser, Massimo Dutti, Oysho, Stradivarius, Pull&Bear, ZARA, Bershka, H&M Group, Mango увеличили количество своих магазинов в 2016 году. Отрицательную динамику показала только Motivi. Из российских сетей приросли новым розничными магазинами только Baon, Gloria Jeans, «Спортмастер» и O’stin.

Темпы прироста иностранных лидеров существенно выше, чем темпы прироста даже двух лидеров российского рынка

Наш ждет «расцвет» мультибрендов

Основные изменения в поведении потребителей, которые способствуют «расцвету» мультибрендов, следующие:

1. Экономность

Выбор товара по более низким ценам:

- отток к более дешевым брендам;

- ожидание распродаж.

2. Скептицизм

Покупатели стремятся к проверке информации:

- приобретают товары после тщательного изучения информации. Изучают альтернативы цен;

- отказываются от импульсивных покупок;

- отказываются от «навязчивых» покупок и от покупок «впрок».

3. Скорость и удобство

- тяготеют к шоппингу в шаговой доступности; - интернет-шоппинг;

- заинтересованность в новейших гаджетах.

По данным опросов Euromonitor International и РБК, большинство людей теперь ищут скидки и ждут распродаж. Так, 38% респондентов сообщили, что старались покупать одежду и обувь со скидками или по акциям. 31% обращали внимание на специальные предложения, но делали покупку только в том случае, если вещь нравилась. 18% специально ждали скидок и акций для покупки одежды/обуви, и лишь 10% сказали, что не обращали внимания на скидки и акции.

Число россиян, для которых главным критерием при выборе было качество уменьшилось (с 61% в 2013-м до 50% в 2016-м), сегодня гораздо важнее цена: число людей, для которых главным критерием при выборе является цена, выросло (с 13% в 2013-м до 16% в 2016-м).

Сберегательная модель потребления
1. Потребители будут стараться получить максимальную выгоду от продавца (рациональное потребление, покупка по цене со скидкой). Покупатели начали более внимательно изучать ценники, стараются покупать по скидкам и активнее реагируют на акции и бонусы.

2. Теперь потребитель научился предварительному планированию покупок и стал очень чувствителен к промоакциям: люди узнают о них заранее и, соответственно, планируют свои покупки. За год доля выручки торговых сетей от промоакций выросла с 30% до 35%, а в гипермаркетах – до 45%.

3. Люди ищут альтернативные варианты (либо переходят на более дешевые бренды, либо свой бренд ищут среди других каналов дистрибуции). 76% респондентов заявили, что будут искать альтернативные варианты привычным торговым центрам, чтобы сэкономить на покупке одежды/обуви.

65% россиян выразили готовность покупать больше при более широком ассортименте продукции. Одним из способов предоставления потребителю выбора и возможности сравнения цен является мультибрендовый магазин, в котором представлен широкий ассортимент товаров.

Мультибрендовые магазины на втором месте по популярности у российских женщин (24%). Мультибренды немного опережают сетевую розницу (23%). Отчасти это связано с наследованием советской модели потребления, когда универмаг был главным местом совершения покупок.

Причины популярности мультибрендового формата

Мультибрендовый формат позволяет:

- обеспечить предложение одежды/обуви ценовых сегментов «средний плюс» и «премиум» в регионах.
Ограниченный объем спроса в регионах на женскую одежду и обувь в верхнем ценовом сегменте делает мультибренды фактически единственным каналом сбыта «дорогих» марок.

- снизить риски ретейлеров, возникающие при работе с одним брендом;

- сформировать в одном магазине предложение для разных ЦА, удовлетворяющее различным функциональным и стилевым запросам аудитории.

Города, где потребители отдают наибольшее предпочтение мультибрендам:

Санкт-Петербург, Калининград, Казань, Пермь, Екатеринбург, Иркутск и Краснодар.

Источник: INFOline, FCG

В 2017 году, по оценкам FCG, ожидаются серьезные открытия офлайн-мультибрендовых магазинов. Так, в Москве весной 2017 года распахнет свои двери мультибрендовый универмаг PODIUM Market, расположится он сразу на двух этажах ТРЦ «Золотой Вавилон» на проспекте Мира.

В Санкт-Петербурге Gold Union откроет мультибрендовый бутик на Старо-Невском проспекте.

В Воронеже «ЦУМ Воронеж» предоставит возможность потребителям получать предложения из последних коллекций ведущих мировых брендов – Brunello Cucinelli, Kiton, Roberto Cavalli, Sonia Rykiel, Emanuel Ungaro, Blumarine, Canali, Malo и других – в родном городе. Проектом предусмотрены и более демократичные марки – Mango, S’Oliver, Superdry, Cortefiel и другие, ориентированные на молодую, образованную и модную ЦА.

В Перми магазин нового формата Radа займется продажей одежды и обуви российских и зарубежных производителей.

В Нижний Новгород планирует прийти вторая по размеру европейская сеть универмагов обуви, сумок и кожгалантереи – польская компания ССС. Эта сеть заходит впервые и сразу открывает магазины в двух торговых центрах города – «Столица Нижний» и «ЖарПтица».

Между тем, по оценкам экспертов рынка, самый успешный канал для мультибрендового формата – онлайн-канал. Онлайн-продажи соответствуют трендам в поведении потребителей. Экономический спад стал катализатором развития сегмента интернет-торговли. 44% покупателей считают покупки в инете хорошим способом найти интересную вещь; 39% - способом сэкономить деньги; 34% - способом сэкономить время; 22% опрошенных россиян не покупают одежду/обувь в интернете вообще.

Увеличилось время, проводимое пользователями в сети. Сегодня каждый день в сеть выходят 57% россиян (+9,3% по сравнению с 2015 годом).

Онлайн-мультибренды

Популярность «Сделано в России» - второе важнейшее следствие кризиса на fashion-рынке. Этому способствовали:

- активная кампания по популяризации бренда «Сделано в России»;

- в ситуации усугубляющегося экономического кризиса среди локальных потребителей увеличивается спрос на товары, которые произведены в нашей стране.

Полулярные российские бренды: «Юничел», IVANOVA, A La Russe, «1001 платье», Mir stores, «Oh, my», «ТВОЕ», «Котофей», MARI AXEL, Two-Ta, GLZN by Galina Zhondorova, OZOZO.

На волне Made in Russia российские модные дизайнеры (Ульяна Сергиенко, Алена Ахмадуллина, Александр Терехов и другие) активно развивают «русскую» тему в своих коллекциях. «Русская» тема активно используется в детских коллекциях одежды и обуви. Одна из важных тенденций – крупные мультибрендовые ретейлеры (ЦУМ, KupiVip, PODIUM Market) и нишевые/дизайнерские проекты (Dressone.ru) все шире представляют локальные бренды одежды и обуви, а также модели российских дизайнеров. В портфеле PODIUM Market – более 15 российских дизайнеров, первый в Нижнем Новгороде полноценный магазин отечественных брендов уличной одежды и аксессуаров «Родина» также более 15 российских брендов, Aizel.ru представляет более 60 российских марок.

Эта статья была опубликована в номере 146 печатной версии журнала.

В настоящее время fashion-ретейл переживает период «пост-турбулентности», который начался в 2016 году.
5
1
Пожалуйста оцените статью
Выставка обуви Еврошуз

Материалы по теме

Как мастерски испортить впечатление

Как отреагировали магазины на восстанавливающийся спрос? Чем они радовали покупателей накануне главного праздника года? Планировались ли специальные акции для продаж вечерней обуви? Выделялась ли она хотя бы особыми ценниками? И насколько продавцы готовы дополнить привычные стандарты работы консультациями по выходу в свет? Натали Кирпа превратилась в «тайного покупателя» и провела рекогносцировку на московских улицах.

Обувные ретейлеры о планах на 2015 год

В начале года принято подводить итоги предыдущего и делиться планами на будущее. Однако большинство обувных ретейлеров по понятным причинам воздерживается от комментариев такого рода.

MICAM 2009: О природе любви к работе

Как мантру итальянцы во время миланской выставки MICAM повторяли две фразы: «Надо быть профессиональнее», «Надо быть креативнее». Кому нужен креатив, когда все закупают базовые модели? Что значит профессионализм ретейлеров с точки зрения производителей? С какими результатами итальянские компании завершили 2008 год и на что рассчитывают в 2009-м? Что происходит с российскими заказами? На эти вопросы отвечают важнейшие игроки итальянского обувного сектора

Шесть дней про обувь

На шесть дней обувь стала центральной темой обсуждения гостей отеля Rixos Sungate, который расположился в Турции рядом с Кемером в поселке Бельдиби. Именно здесь с 11 по 16 сентября проходила презентация обуви «Весна-лето 2010» девяти российских обувных компаний.

Выставочный рынок Франции лихорадит

Объединение французских выставок – обувного салона MIDEC и салона кожгалантереи Salon de la Maroquinerie, прошедшее в сентябре, пока не принесло желаемого эффекта. Хотя Жан Папийон, почетный президент Национальной федерации розничных продавцов обуви Франции, президент Европейской конфедерации розничных продавцов обуви, считает, что объединение выставок было вполне логичным, так как они очень хорошо дополняют друг друга. 

Реклама

Популярное

Реклама

При оформлении подписки вы будете еженедельно получать на свой e-mail новости и статьи об обувном бизнесе.
www.gore-tex.com

К началу