Краундфандинг – продаем или продвигаем?!
21.01.2015 7684

Краундфандинг – продаем или продвигаем?!

Еще в начале 2012 года о подобном явлении, как краудфандинг, в России знали единицы. А сегодня количество участников, задействованных в процессе, исчисляется миллионами. Возникновение новых платформ для развития бизнеса, подтолкнуло одних на создание интересных start-up-проектов, другим позволило расширить присутствие на рынке и увеличить капитал. Как это работает и что поможет завоевать доверие «вкладчиков» - в нашем материале.

Краундфандинг – это народное финансирование (от английского сrowd funding, сrowd — «толпа», funding — «финансирование»), сотрудничество людей, которые объединяют свои усилия для реализации определенного проекта.

Краудфантинг возник в 2009 году и за пять лет из достаточно сомнительной идеи превратился в серьезный бизнес с миллионными оборотами. Динамика впечатляющая: в среднем прирост составлял 63% в год, а в прошлом году краудфандинг и вовсе удвоил темп, прибавив в «весе» 124%. Общая сумма, собранная на краудфандинговых площадках, равняется 1 миллиарду долларов США, причем большая часть этой суммы была собрана за последние 12 месяцев. Всего в разного рода проектах по всему миру поучаствовало более 6,5 млн человек. И более 30% все участников вновь возвращались на краудфандинговые площадки, чтобы сделать свой вклад в новый проект.

86% сборов приходится на успешные проекты. Согласно статистическим данным благодаря народным вложениям были открыты: 333 ресторана, 53 кинотеатра и 18 библиотек, сняты 7 фильмов (два из них номинировались на «Оскар»). И даже был запущен в космос 1 спутник. Рекордсмен по сбору денег – проект «умных часов» для смартфона (собрано более 10 млн).

Своим путем

В России история краудфандинга началась с проекта музыканта Макса Лакмуса, который искал альтернативные пути монетизации своего творчества. Запись новых песен, написание книги, запуск съемок фильма… сегодня в нашей стране различные творческие проекты больше всего вовлечены в краудфандинг. Постепенно начинают появляться на площадках и интересные проекты, связанные с разработкой компьютерных игр, подключается к процессу и малый бизнес.

Из 43 миллионов рублей, собранных за полтора года существования отечественной платформы Planeta.ru, более половины приходится на музыкальные проекты. В начале работы сайта они составляли и вовсе 90% контента. «Мы начинали внедрять идею краудфандинга именно с музыки, поскольку у музыкантов большой кредит доверия, лояльная аудитория и есть совершенный основной «продукт» – их творчество», - комментирует PR-директор портала Planeta.ru. Создавая проект, переняли опыт западных коллег (самой успешной и известной площадки kickstarter.com) и привнесли в него много нового: у платформы есть дополнительные инструменты для развития, такие как интернет-телевидение, спецроекты, торговая площадка.

За спасибо?!

Как работает крауфандинг? На первый взгляд все очень просто. Автор анонсирует проект и указывает требуемую для его реализации сумму денег, которую бекеры (спонсоры) могут перечислить ему в течение определенного периода времени. Если по истечение этого периода необходимая сумма не собирается, деньги возвращаются «дарителям».

Это общая схема, но существуют различные варианты взаимодействия бекера и автора проекта. Кстати, по утверждению экспертов, правильность выбора варианта «благодарности» во многом определяет успех самого проекта.

Donation Crowdfunding. В этом случае бекеры действительно совершенно безвозмездно отдают деньги другим людям на их нужды и финансируют деятельность общественных организаций.

Rewards Crowdfunding. Как следует из названия – бекеру в этом случае причитается вознаграждение. Это не всегда деньги, чаще всего это некий продукт, созданный благодаря краудфандинговой кампании. Например, вы спонсируете организацию небольшого производства по выпуску меда или органического косметического средства. Организаторы обещают вам прислать вам баночку продукта.

Debt Crowdfunding, или Peer-To-Peer Lending. Это, так называемый, долговой краудфандинг, люди дают деньги на проекты под проценты. В Америке эта разновидность краудфандинга набирает бешеную популярность и эксперты прочат ей большое будущее, полагая, что к 2016 году он вырастет в 20-миллиардную индустрию. К сожалению, в России пока нет таких платформ.

Без ошибок

Мы упоминали о краудфандинге в статье о молодом предпринимателе, мечтавшем возродить обувную марку «Два мяча». На этот проект ему, к сожалению, не удалось собрать достаточной для реализации идеи суммы. Эксперты по краудфандингу уверены, что успех любого начинания кроется в деталях – в четко продуманных ставках, градации вознаграждений, бонусной системы для бекеров.

Четыре типичные ошибки, которые допускают новички краудфандинга:

1. Считают, что крауфандинг – это безвозмездное финансирование. Это в корне неверно. Несмотря на романтичный ореол, окутавший крауфандинг, это все же товарно-денежные отношения. И если у вас нет товара – продуманного и отлично презентованного — то и денег вам вряд ли кто даст.

2. Отделываются банальными «спасибо». Безусловно, интересный проект привлечет внимание и бекеров, желающих пожертвовать определенную сумму денег, не требуя ничего взамен. Однако, систему поощрений и «благодарностей» следует продумать и эту расходную часть сразу заложить в требуемую на проект сумму. Нельзя при увеличении суммы поддержки просто подбирать синонимы к слову «спасибо». Используйте «спасибо» один раз, а дальше, будьте любезны, придумайте что-нибудь поинтереснее и посущественнее.

3. Раздают бессмысленные вознаграждения. Непродуманность вознаграждений ведет к отторжению проекта со стороны спонсоров. У бекеров не должно складываться ощущение, что вы просто избавляетесь от «залежалого» и ненужного. В идеале – бонусы должны быть так или иначе связаны с проектом. Например, Ник Перумов, собиравший средства на издание своей новой повести за 150 рублей гарантировал бекерам получение электронной версии книги, а за 250 рублей обещал упомянуть спонсора в книге и на всех ресурсах автора. А проект «ЛавкаЛавка», собирающий деньги на открытие нового магазина, раздавал бекереам скидку на свой товар и подарочные наборы продуктов, а за самый большой лот – вступление в кооператив. Кстати, запрошенная сумма и в том и другом проекте была набрана в кратчайшие сроки.

Самый простой способ – пообещать спонсорам за максимальный вклад – образец вашего товара. Ваш проект имеет своей конечной целью что-то. И потенциальным спонсорам, поверьте, очень хочется этим чем-то обладать. Но важно не переоценить стоимость продукта и не предлагать право его обладания за астрономические суммы. Не имеет смысла вводить бекеров в заблуждение, оставайтесь честны с ними. Организаторы краудфандинговых платформ подчеркивают, что на хороший проект бекеры готовы пожертвовать определенную сумму безвозмездно. Зачастую, они получают письма от спонсоров, которые даже в случае неудачи проекта (сбор необходимой суммы денег в указанные сроки не удался) просят не возвращать им денег, а отдать авторам идеи!

4. Выбор неправильной системы «вкладов». Точнее неверной градации, то есть шага. Какая сумма будет минимальной, какая – максимальной? А промежуточные ставки каковы? Важно помнить, людям проще расставаться с мелкими суммами. Заявив минимальную ставку в 100 рублей, важно потом выдерживать шаг в 100 – 200 рублей, а не заявлять 1000 или 2000! Задирая планку, вы рискуете потерять людей, которые бы с радостью пожертвовали вам 500 рублей, но такой ставки у вас нет, а с тысячей им расставаться уже психологически сложнее. С другой стороны, забыть про мелких спонсоров — значит обречь себя на неудачу.

Статистика российских бекеров на примере площадки Planeta.ru

270 тысяч зарегистрированных пользователей регулярно участвуют деньгами

30 модераций ежедневно

Аудитория – 46 % женщины, 54% мужчины

25 –34 года.

География пользователей:

Россия - 82,7%

Европа - 5,8%

Украина - 7 %

Беларусь - 3%

США - 1,5%

Еще в начале 2012 года о подобном явлении, как краудфандинг, в России знали единицы. А сегодня количество участников, задействованных в процессе, исчисляется…
5
1
Пожалуйста оцените статью

Материалы по теме

Работа с активной аудиторией в Telegram и «ВКонтакте». Ошибки, которые совершают бренды при переходе в новые локальные соцсети

О том, как работать в российской социальной сети «ВКонтакте» и мессенджере Telegram, об особенностях этих платформ мы уже писали в 195-м номере журнала, экспертом выступила digital-эксперт Fashion Consulting Group Катерина Дивеева. В этом номере мы…
10.10.2023 4450

Зачем нужны отзывы покупателей?

Социальные доказательства – это психологический феномен, при котором люди перенимают действия других, стараясь вести себя правильно, в той или иной ситуации. В онлайн- продажах к «социальным доказательствам» относятся исключительно те отзывы,…
25.04.2023 4427

Как работать в «ВКонтакте» и Telegram

Если ваш контент был интересен вашей целевой аудитории в запрещенных в России соцсетях то он будет ей интересен и в других социальных сетях. Соцсеть – это всего лишь инструмент, который связывает вас и целевую аудиторию. Fashion-бренды продавались…
18.10.2022 7564

WhatsApp и Telegram: возможности для бизнеса

Мессенджеры — один из ключевых каналов коммуникации бизнеса с клиентами и неотъемлемая часть маркетинг-микса, который эффективно работает на всех этапах маркетинговой воронки. Также мессенджеры позволяют комплексно решать различные задачи брендов —…
14.12.2021 12859

Правда и мифы о TikTok. Пять самых распространенных заблуждений об этой уникальной соцсети

TikTok стал ярким явлением как среди B2C-пользователей, так и среди представителей бизнеса, которые стремятся этой самой аудитории продать свой продукт. И, конечно же, моментально оброс мифами и домыслами! Задача этой статьи – отделить правду от…
06.07.2021 10704
При оформлении подписки вы будете еженедельно получать на свой e-mail новости и статьи об обувном бизнесе.

Наши партнеры

К началу