Rieker

Статьи об обувном бизнесе

Аренда становится вменяемой
01.07.2011 3162

Аренда становится вменяемой

Кризис гуляет по стране, как чума, не жалеющая ни бутики, ни рядовые торговые точки. В течение двух прошлых месяцев в Москве закрылись магазины Diesel, Murphy&Nue, Alexander McQueen, Stella McCartney, позакрывались некоторые магазины Mango. И это далеко не полный список магазинов, утративших рентабельность в период кризиса. Помимо общего снижения спроса палки в колеса ретейлеров вставляют высокие арендные ставки. Что происходит со стоимостью аренды, изучала Анна Комиссарова.

SR67_Vektor_Arenda_2.jpgАрендатору – арендаторово

Казалось бы, тенденция к общему снижению арендных ставок стала устойчивой. Уровень снижения ставок аренды торговых помещений с конца 2008 года и за несколько первых месяцев 2009 года достиг 15-20%. Однако не все торговые площади дешевеют одинаково. Поэтому любые попытки арендаторов сообща перейти на более оптимальную схему оплаты в условиях кризиса заканчивались провалом.

В октябре прошлого года многие ретейлеры обратились к арендодателям с открытым письмом с требованием «расчета суммы договора аренды помещений исходя из планируемого объема продаж розничного оператора с последующей корректировкой по фактическому объему продаж», «постоплатной системы расчетов арендных платежей», «введения временного моратория на оплату участия розничных операторов в маркетинговых программах торговых центров». Однако арендодатели отреагировали на эти просьбы негативно, обращая внимание на то, что количество посетителей в торговых центрах существенно не уменьшилось. Девелоперы говорили о невозможности снижения ставок из-за необходимости покрытия собственных издержек на строительство и выполнения кредитных обязательств.

Время показало, что снижение арендных ставок неизбежно для тех торговых центров, которые и до кризиса не пользовались популярностью среди потребителей. Эти арендодатели поняли, что лучше получать скромный, но доход, чем остаться с пустыми площадями.

Полы и потолки

Таким образом, успешность переговоров о снижении арендного бремени зависит от специфики торговой площади. Спрос на торговые центры с отличным расположением, большим покупательским трафиком, профессиональной управляющей компанией все еще велик, поэтому уход арендатора, не способного платить по прежним ставкам, не воспринимается как трагедия.

Начальник департамента аренды московского ТЦ «Атриум» Оксана Кондратьева считает, что из торгового центра ушли магазины, которые были «не на своем месте». Их площади заняли арендаторы, стоявшие в очереди. В целом в таких торговых центрах отмечают, что очередь из арендаторов стала меньше на 10-30%. В подобных торговых центрах скидки на аренду не превышают 10%, то есть пока ставки «держатся» управляющими компаниями.

Большую гибкость приходится проявлять девелоперам новых объектов, чтобы привлечь арендаторов. По словам Дмитрия Золина, управляющего партнера компании LCMC, им приходится снижать ставки минимум на 15-20%. Александра Крыжановская, аналитик отдела исследований компании C&W|S&R, утверждает, что на строящиеся объекты в настоящее время договора аренды заключаются с условием «открытых» ставок, которые будут обсуждаться по окончании строительства.

В функционирующих же ТЦ между арендаторами и арендодателями идут напряженные переговоры. Причем проводятся они в индивидуальном порядке, при закрытых дверях, и достоянием общественности не становятся. По нашим данным, отдельным ретейлерам удается получить дисконт до 40%.

Ситуация в стрит-ретейле сходная. Собственники таких точек – как правило, частные лица, живущие за счет сдачи в аренду одного или нескольких помещений. Отказ арендатора от платежей может сильно ударить по карману, поэтому такой тип арендодателя охотно идет на уступки. Кроме того, они не связаны обязательствами по выплате кредита, как девелоперы. По словам Александры Крыжановской, ставки в стрит-ретейле упали на 20-40%. На Тверской улице, к примеру, где в последние годы арендные платежи были сильно «перегреты» и достигали $10 тыс. за кв. м в год, теперь ставки вернулись на уровень двух-трехлетней давности.

Последние исследования предрекают в течение 2009 года дальнейшее снижение цен и ставок еще на 15-25% в зависимости от местоположения и качества помещений. Таким образом, общее снижение достигнет 30-55 % по отношению к уровню 2008 года.

SR67_Vektor_Arenda_tab.jpg

Для справки

Процесс все-таки пошел

Арендаторы, как подсолнечники, всегда ищут место под солнцем. И если девелоперы не идут им навстречу, то арендаторы перемещаются в более комфортные для них условия. По данным Ассоциации предприятий индустрии моды (АПРИМ), отток арендаторов за первые недели 2009 года уже перешел на десятки магазинов

По данным на 7 февраля, в торговых центрах «Капитолий» прекратили работу 47 магазинов. Причиной массового ухода арендаторов стала жесткая позиция управляющей компании «Энка», не согласившейся на предложения арендаторов снизить уровень ставок арендной платы.

На Ленинградском шоссе закрылись «Модный базар», «Игуана», «Куда.ру», «Конфетти», «Твое», «Джинсовая симфония», «Яшма Золото», «Экстрим», Ultima Moda, Benetton, Sela, La Chemiserie, GEOX, Dolce Vita, The Best, Le sags, Naf-Naf. Всего 18 магазинов.

На Каширском шоссе закрылись «Анжелика», «Пара ногас», «Беталинк», «Прайм зона», «Игуана», Gregory, Taxi, Buzantium, Buldog, D-Style. Всего 11 магазинов.

В Марьиной Роще закрылись «Саквояж», «Беталинк», «Куда.ру», «Шубы», Da Vinci, Hit, Morgan, Gregory. Всего 8 магазинов.

В Беляево закрылись «Табачная лавка», «Беталинк», «Куда.ру», «Сумки», «Линия совершенства», «Серебро», «Игуана», Sergio Cipriani, Ultra, Raymond.

Кризис гуляет по стране, как чума, не жалеющая ни бутики, ни рядовые торговые точки. В течение двух прошлых месяцев в Москве закрылись магазины Diesel, Murphy&Nue, Alexander McQueen, Stella…
5
1
Пожалуйста оцените статью
Выставка обуви Еврошуз

Материалы по теме

Детские товары не теряют перспектив

Считается, что индустрия детских товаров остается очень перспективным направлением даже в кризис. На чем основано это мнение? Так ли это на самом деле? Какие угрозы стоят перед ретейлерами?

Научиться жить под водой

Возможность договориться арендаторам и девелоперам насчет высоких арендных ставок предоставила Ассоциация предприятий индустрии моды (АПРИМ) совместно с Российским советом торговых центров (РСТЦ), организовавшие в рамках конференции «Fashion Retail в условиях экономического спада. Индикаторы. Стратегии. Технологии» заседание круглого стола «Взаимоотношения арендатора и арендодателя. Новые условия».

Новые ТЦ в Москве и регионах

Название ТЦ Город Площадь, кв.м. Примечание Бизнес-парк «Армада» Оренбург 300 000 Уже открыт Vegas Мякинино Москва 283 456 Весна 2014 Columbus Москва 277 000 Ноябрь 2014 Ривер Молл Москва 258 000 Ведутся работы нулевого цикла Авиапарк Москва 225 000 Декабрь 2014 Zеленопарк Зеленоград 100 000 Март 2015 Амбар Самара 95 000 Май 2014 Арена Барнаул 95 000 Июнь 2014 Фортуна Сити Молл Иркутск 92 000 Май 2016 Боше (3 очередь) Старый Оскол 83 000 2015 Красный Кит (2 очередь) Мытищи 80 000 3 квартал 2014 Петровский (2 очередь) Ижевск 70 000 4 квартал 2014 года Небо Нижний Новгород 70 000 Сентябрь 2014 Всплеск Ростов-на-Дону 70 000 Ноябрь 2014 Планета Новокузнецк 68 000 4 квартал 2014 Саяны Парк Брянск 68 000 Март 2015 Пассаж Екатеринбург 64 000 4 квартал 2015 Красная площадь Геленджик 63 000 4 квартал 2015 Лотос Плаза Петрозаводск 62 500 Август 2014 Гринвич (4 очередь) Екатеринбург 60 000 Уже открыт Сфера Молл пос. Обухово, Московская область 60 000 Август 2014 Весна Мытищи 56 000 Уже открыт Silver Mall Иркутск 55 000 Ноябрь 2014 Happy Mall (2 фаза) Саратов 55 000 4 квартал 2014 Красная площадь Майкоп 54 000 4 квартал 2015 Галерея Новосибирск Новосибирск 53 000 4 квартал 2014 КомсоМолл Иркутск 52 300 Август 2014 Июнь Саратов 46 300 Нет информации РИО Архангельск 45 000 Идет строительство Мурманск Молл Мурманск 45 000 3 квартал 2014 РИО Тверь 45 000 4 квартал 2014 Июнь Омск 41 000 2014 год Июнь Пенза 41 000 Октябрь 2014 Галактика Смоленск 41 000 Уже открыт Аквилон Москва 38 530 Нет информации Оазис Плаза Нягань 23 254 Уже открыт Fashion House Outlet Санкт-Петербург 20 260 2014 год Европейский Орск 15 000 Уже открыт Партнер Лабытнанги 7 628 2015 год

Реклама

Популярное

Реклама

При оформлении подписки вы будете еженедельно получать на свой e-mail новости и статьи об обувном бизнесе.
www.gore-tex.com

К началу