Rieker

Статьи об обувном бизнесе

Чему учат франчайзеры своих партнеров
20.03.2014 4500

Чему учат франчайзеры своих партнеров

Любой франчайзер понимает, что от квалификации его партнера зависят не только продажи компании, но и репутация бренда в целом. Поэтому обучение франчайзи зачастую становится основным фактором, влияющим на успех предприятия. О том, какие эффективные тренинговые программы используют российские франчайзеры и сколько ресурсов они на это тратят, рассказывают специалисты компании BEITRAINING.

Хотя история российского франчайзинга едва-едва перешагнула рубеж второго десятилетия, серьезная конкуренция между франчайзерами уже ощущается во многих сферах. И в этих условиях обучение, которое предлагает франчайзер своим партнерам на местах, является весомым преимуществом франчайзингового предложения и свидетельствует о зрелости конкретной франшизы.

Три года назад компания BEITRAINING, которая является стратегическим партнером Немецкой ассоциации франчайзинга, впервые провела в странах Европы исследование под названием «Индекс повышения квалификации среди франчайзинговых систем». Его фокус был сосредоточен на повышении квалификации новых и уже существующих франчайзи известных брендов. Как показали результаты исследования, европейские франчайзинговые сети уделяют пристальное внимание вопросу обучения своих партнеров, и 40% из них постоянно расширяют программу тренингов. Помимо отраслевых знаний в программу обучения, которая предлагается франчайзи, входят занятия по практике продаж, ориентации на клиента, самоорганизации, управлению персоналом и по другим навыкам, позволяющим свести влияние человеческого фактора на успех компании к минимуму.

В России аналогичное исследование компания BEI проводила совместно с компанией E.M.T.G. дважды на протяжении двух лет. В последней сессии приняли участие 36 российских и зарубежных франчайзеров, в том числе широко известные бренды, занимающие ведущие позиции на российском рынке. Больше половины опрошенных компаний (58%) были представителями розничной торговли, 17% — франшизами пищевого рынка, а 28% — франчайзинговыми системами из сферы обслуживания. В целом участники опроса представляли почти 1000 франчайзи по всей России.

Инвестиции с умом

Какие же выводы о российском подходе к обучению франчайзи удалось сделать исследователям? Во-первых, аналитики обратили внимание на то, что вне зависимости от экономического состояния франшизной системы тема обучения партнеров остается для франчайзера и его франчайзи крайне важной. Большинство опрошенных, а именно 74%, признали, что квалификация франчайзи является ключом к сердцу потребителя и залогом успеха предприятия, и становится главным конкурентным преимуществом компании по мере насыщения рынка. Две трети опрошенных подчеркивают, что между повышением квалификации и чувством удовлетворенности франчайзи существует прямая взаимосвязь. Кроме того, многие респонденты считают, что мониторинг профессиональной подготовки франчайзи помогает компаниям предвосхищать системные проблемы и эффективно решать задачи управления, поскольку без адекватной общей оценки квалификации невозможно планировать развитие бизнеса.

Российские франчайзеры придают очень большое значение повышению квалификации, и это заметно не только на словах, но и на деле. Исследование выявило, что представители франчайзинговых систем в России не пренебрегают инвестированием в тренинговые программы даже тогда, когда для экономики наступают не слишком благоприятные времена. Они инвестируют свои ресурсы в повышение квалификации франчайзи или, как минимум, сохраняют существующие программы даже во время кризиса. Некоторым компаниям обучение одного нового партнера обходится весьма дорого — примерно в 160 000 рублей, хотя две трети систем тратят на повышение квалификации нового франчайзи менее 40 000 рублей.

Также исследование показывает, что центральные офисы франчайзеров тратят на повышение квалификации довольно много времени — гораздо больше, чем это делают компании, не связанные с системой франшизы. В первый год работы российские франчайзеры предлагают новым партнерам примерно 25 дней обучения, а с уже существующими франчайзи проводят около 14 дней тренингов (11,2 дня — в системах розничной торговли). При этом максимальное количество времени на повышение квалификации своих партнеров, а именно 47 дней, тратят сети общественного питания, тогда как розничная торговля отводит на это в среднем 19 дней.

Учитывая серьезное отношение брендов к собственному успеху и серьезные инвестиции в обучение партнеров, кажется неудивительным, что больше половины франчайзеров буквально настаивают на участии своих партнеров в мероприятиях по повышению квалификации. «Обязаловка» в основном касается новых франчайзи, для которых зачастую установлены более высокие квоты на посещение тренингов, чем для уже работающих партнеров. Однако обязанность не всегда обязывает: как показало исследование, в обязательных тренингах принимает участие только 85% новых партнеров. Явка на уровне 90 и более процентов со стороны франчайзи-новобранцев наблюдается лишь у одной из четырех опрошенных компаний. В противоположность вводному тренингу для новых франчайзи, обучение для уже существующих партнеров носит менее форсированный характер и часто предлагается на добровольной основе.

Чему учат в школе партнерства

В основном франчайзеры проводят обучение самостоятельно, поскольку среднее число сотрудников в отделе франчайзинга компании это позволяет. Как правило, в отделе продажи франшиз бренда трудится от 2 до 3 человек, однако 56% франчайзинговых систем, принявших участие в исследовании, планируют расширение и переформирование отдела продажи франшиз.

Среди опрошенных франчайзи есть и компании, которые привлекают внешнего партнера, предъявляя к нему при этом весьма высокие требования. Во-первых, им важно, чтобы программа обучения, которую предлагает сторонняя компания, была четко применима на практике к сфере их работы. Во-вторых, у партнерской организации должен быть единый стандарт обучения для всех регионов. Наконец, франчайзеры предпочитают сотрудничать только с теми фирмами, которые уже имеют опыт повышения квалификации в системах франчайзинга. Чаще всего сторонние тренинговые центры привлекаются франчайзерами для того, чтобы преподать франчайзи науку ориентации на клиента и его обслуживания, секреты успешных продаж и навыки формирования долгосрочных связей с клиентами. Исследование показывает, что идеального партнера по обучению найти сложно, и положительным опытом работы со сторонними организациями обладают лишь 17% франчайзинговых систем.

Чему именно учат своих партнеров российские франчайзеры? 69% компаний в качестве обязательной программы предлагают обучение по теме «Изучение системы». Обслуживание клиентов и тренинг по продажам являются обязательными примерно у 50% участвовавших в опросе франчайзинговых систем, а на изучении продуктов настаивают лишь 28% опрошенных. Тренинги по развитию личных способностей зачастую являются добровольными или вообще не входят в программу обучения.

Франчайзеры из сферы розничной торговли уделяют особое внимание тренингам на пилотном предприятии, обучению системным знаниям и повышению квалификации без отрыва от производства. В этом они несколько отличаются от франшизных предприятий сферы услуг и питания, которые отдают предпочтение также тренингам по обслуживанию клиентов и преподаванию отраслевых знаний.

Развитые традиции обучения новых и уже существующих франчайзи помогают укрепить сотрудничество внутри франчайзинговой сети. И хотя в России на обучение франчайзи тратится меньшее количество тренинговых дней, чем в Европе, краеугольными камнями в повышении квалификации остаются ориентация на клиента и обслуживание, успешные продажи, умение мыслить и действовать как предприниматель, руководить и делегировать полномочия. Обучение и повышение квалификации франчайзи, таким образом, направлено на продажи в сочетании с обслуживанием клиента и способностями руководить предприятием. Ставка на эти основные компоненты позволяет франчайзи соответствовать меняющимся требованиям современного рынка.

Любой франчайзер понимает, что от квалификации его партнера зависят не только продажи компании, но и репутация бренда в целом. Поэтому обучение франчайзи зачастую становится основным фактором,…
5
1
Пожалуйста оцените статью
Marco Opt

Материалы по теме

Что ждет ретейл в 2016 году

Праздники с активными продажами закончились, спрос, зарплаты снова упали вместе рублем —  что дальше? Московский универмаг “Цветной” уже объявил, что приостанавливает закупки европейских fashion-брендов одежды и обуви.  

Новые ТЦ в Москве и регионах

Название ТЦ Город Площадь, кв.м. Примечание Бизнес-парк «Армада» Оренбург 300 000 Уже открыт Vegas Мякинино Москва 283 456 Весна 2014 Columbus Москва 277 000 Ноябрь 2014 Ривер Молл Москва 258 000 Ведутся работы нулевого цикла Авиапарк Москва 225 000 Декабрь 2014 Zеленопарк Зеленоград 100 000 Март 2015 Амбар Самара 95 000 Май 2014 Арена Барнаул 95 000 Июнь 2014 Фортуна Сити Молл Иркутск 92 000 Май 2016 Боше (3 очередь) Старый Оскол 83 000 2015 Красный Кит (2 очередь) Мытищи 80 000 3 квартал 2014 Петровский (2 очередь) Ижевск 70 000 4 квартал 2014 года Небо Нижний Новгород 70 000 Сентябрь 2014 Всплеск Ростов-на-Дону 70 000 Ноябрь 2014 Планета Новокузнецк 68 000 4 квартал 2014 Саяны Парк Брянск 68 000 Март 2015 Пассаж Екатеринбург 64 000 4 квартал 2015 Красная площадь Геленджик 63 000 4 квартал 2015 Лотос Плаза Петрозаводск 62 500 Август 2014 Гринвич (4 очередь) Екатеринбург 60 000 Уже открыт Сфера Молл пос. Обухово, Московская область 60 000 Август 2014 Весна Мытищи 56 000 Уже открыт Silver Mall Иркутск 55 000 Ноябрь 2014 Happy Mall (2 фаза) Саратов 55 000 4 квартал 2014 Красная площадь Майкоп 54 000 4 квартал 2015 Галерея Новосибирск Новосибирск 53 000 4 квартал 2014 КомсоМолл Иркутск 52 300 Август 2014 Июнь Саратов 46 300 Нет информации РИО Архангельск 45 000 Идет строительство Мурманск Молл Мурманск 45 000 3 квартал 2014 РИО Тверь 45 000 4 квартал 2014 Июнь Омск 41 000 2014 год Июнь Пенза 41 000 Октябрь 2014 Галактика Смоленск 41 000 Уже открыт Аквилон Москва 38 530 Нет информации Оазис Плаза Нягань 23 254 Уже открыт Fashion House Outlet Санкт-Петербург 20 260 2014 год Европейский Орск 15 000 Уже открыт Партнер Лабытнанги 7 628 2015 год

Турецкий вопрос

В перечне турецких товаров, которые российское правительство запретило ввозить в страну, одежды и обуви пока нет, но рынок уже почувствовал напряжение.

Закрытый, непрозрачный и меняться не спешит

Компания «РосБизнесКонсалтинг» в 2010 году провела второе масштабное исследование российского обувного рынка, проанализировав ключевые тенденции, перспективы развития российского розничного рынка обуви, основные каналы продаж и форматы торговли обувью. 

Реклама

Популярное

Реклама

К началу