Rieker

Статьи об обувном бизнесе

05.04.2011 1778

Год на балансе

Чем жили российские производители обуви в этом году? Какие прогнозы они строят на спрос в 2010 году? Какими должны быть пошлины? Стоит ли обновлять оборудование? Какие перспективы у российского обувного производства? Мы подводим предварительные итоги года.

Текст: Галина Кузнецова

www-Shoes7.jpgМы прожили год в условиях, которые кто-то называет спадом спроса, кто-то кризисом, кто-то временем новых возможностей. Панорама обувного мира была чрезвычайно пестрой. Российские обувные сети впервые использовали новый рекламоноситель – билеты метрополитена. Начались волнения на азиатском рынке труда, где под угрозой потери работы оказалось более полумиллиона человек. В Барнауле появились социальные обувные сети, где льготники могут покупать обувь по социальным картам. Парижская Галери Лафайет решила открыть самый большой обувной корнер в мире – площадью 3000 кв. м. Ставки аренды на торговые площади в России снизились на 15-25%. Geox получила в свое управление марку Diadora, а Ara – Salamander. В Москве закрылся Черкизовский рынок. О своем выходе в Россию заявила одна из самых больших американских сетей Payless. Лучшим производителем года в Германии стала компания Wortmann. В Ижевске впервые организовали продажу обуви на развес – по килограммам. adidas выпустила кроссовки с бриллиантами и помирилась с Puma. Еврокомиссия решила продлить антидемпинговые пошлины для китайской и вьетнамской обуви. Заказы российских байеров европейской обуви снизились на 30%. Российские власти начали очередную дискуссию о повышении ввозных таможенных пошлин на обувь. Китайские власти начали обсуждать отмену налогов на экспорт. Российские производители впервые предложили формировать заказ в свободной ростовке. В Чегеме открылся новый кожевенный завод.

Андрей Бережной, генеральный директор RALF RINGER:

– В шторм выплывает тот, кто умеет плавать. Уходящий год дал нам уверенность, что практически все, что мы делали и делаем на протяжении последних трех лет, необходимо. Что «овладевать широким кругом компетенций, повышать уровень всех бизнес-процессов» – есть самая правильная долгосрочная стратегия. Именно она позволила нам без потерь пройти через 2008-2009 гг. И свое будущее мы также видим в росте профессионализма. Один из ключевых итогов 2009 года – отклонение помодельного прогноза продаж от фактического заказа составило 3%. Это уникальный результат, и что еще важней, этот результат воспроизводим, так как достигнут благодаря технологичной работе, а не случайно.

В конце прошлого года спрос был неопределенным. Но нам хватило решимости, и в кризис мы все-таки сделали инвестиции в ассортимент. В следующую «осень-зиму» мы вновь вложимся в продукт и планируем получить европеизированную коллекцию. Это даст результаты. В этом году мы провели несколько успешных коммерческих экспериментов, что в конечном итоге вылилось в создание «Стратегии продаж обуви Ralf Ringer в 2010-2012 гг.». В ситуации кризиса мы предприняли шаги, которые позволили существенно повысить эффективность формирования заказа. Во-первых, мы фактически отказались от минимального размера заказа. Во-вторых, мы дали возможность формировать заказ в свободной ростовке (единственное ограничение – число пар на модель должно быть кратно двенадцати). Если говорить об объемах, то компания не только сохранила уровень оптовых продаж 2008 года, но даже несколько прибавила (точных цифр пока нет, мы ожидаем рост порядка 3-5%). Радует и статистика розничных продаж. Фирменная розничная сеть RALF RINGER выполнила план продаж еще 1 ноября, то есть еще до начала высоких продаж зимнего ассортимента.

С финансовой точки зрения мы закончили год со стабильным и диверсифицированным кредитным портфелем. И вернулись к ситуации, когда предложения банков превышают наши потребности. Более того, мы за год сократили кредитный портфель более чем в 2 раза. И чувствуем сегодня себя существенно более уверенно, чем в конце 2008 года, когда начались проблемы с получением денег, а нам нужно было запускать производство новой коллекции.

Вячеслав Зыков, генеральный директор компании «Брис-Босфор»:

– Стратегическая цифра, которую озвучил Олег Кощеев, заместитель директора Департамента лесной и легкой промышленности Министерства промышленности и торговли Российской Федерации на экономическом форуме в рамках выставки Shoes Access, вполне является реальной (напомним, г-н Кащеев сказал, что к 2020 году доля российской обуви на внутреннем рынке должна составить 50%. – Прим. ред.). Но для этого нужно набраться мужества и признать, что все последние 10 лет политика наших властей была нацелена на импорт и поддержку производителей других государств. По моим оценкам, за 5-7 лет можно восстановить производство в России. При правильном таможенно-тарифном регулировании можно создать инвестиционный климат, чтобы производители начали открывать и развивать новые фабрики, и производитель откроет свое производство на территории нашей страны.

Мне кажется, что у нас как минимум 70% от общего потребления обуви должно производиться в России. Это и безопасность страны, и налоги, и рабочие места, и зарплаты людям, и покупательский спрос, и развитие сопутствующих отраслей, связанных с данным сегментом бизнеса. По моим расчетам, из страны ежегодно вывозится от $7 млрд на покупку импортной обуви. Если бы они были инвестированы в развитие обувного производства, то у него сейчас был бы совсем иной уровень.

Нашей компании не удалось удержать объемы 2008 года, мы потеряли около 15%. И этому было две причины: сначала банки оставили нас без оборотных средств, и мы были вынуждены сократить объемы производства. Вторая причина – это курс рубля: в начале года он был на стороне российского производителя, а летом рубль укрепился, и импорт набрал свой оборот. В 2010 году мы планируем восстановить объемы продаж 2008 года. У нас сравнительно молодое предприятие, оно было создано всего лишь в 1999 году, поэтому вопрос с обновлением оборудования пока не стоит. Коллекцию мы ежесезонно обновляем на 50%, а будущее развитие российского производства видим в кооперации с иностранными компаниями, имеющими большой опыт в обувном бизнесе. У них есть культура производства, новые технологии и опыт.

Если говорить о размере пошлинах и их влиянии на обувную промышленность…

Пошлина создана для защиты интересов не столько производства, сколько страны. Сейчас у нас 80% обуви – это импорт, 20% – свое производство. С одной стороны, это прибыль и налоги, оставшиеся за пределами нашей страны. С другой стороны, рабочие места в России, обеспечивающие тот самый спрос, который так заметно упал в 2008 году. Я сомневаюсь, что качество ввозимого из стран Юго-Восточной Азии товара отвечает требованиям ГОСТа. Качество российской обуви ничем не отличается от конкурентов, и в какой-то степени оно даже выше. На наших предприятиях соблюдаются и ГОСТы, и нормы производства, а в ЮВА никто за этим не следит. К примеру, по детской обуви могу с уверенностью сказать, что данная категория имеет высокое качество только у российского производителя. Если говорить об изменении цен, то покупателю дешевый товар не нужен. Создавая рабочие места за границей, мы даем возможность росту безработицы, а это влечет за собой снижение потребительского спроса – дешевую обувь просто будет некому покупать. Таков закон рынка.

Пошлина не имеет непосредственного влияния на состояние работающих фабрик, но это единственный инструмент создания инвестиционного климата на внутреннем рынке. К примеру, в автопроме повышение пошлин на ввоз привело к строительству практически 10 новых заводов. То же самое может быть и с обувным рынком. Производители будут заинтересованы прийти в Россию, создавать здесь свои производства и развивать нашу экономику.

Александр Шафиев, директор обувной фабрики «Валрус»:

Самый оптимальный вариант для развития российского продукта – это собственное производство в сочетании с аутсорсингом, как, например, это практикуется в Испании.

В нашей компании производство в 2009 году снизилось на 10% по сравнению с 2008 годом. Понижение связано с уменьшением спроса на обувную продукцию. Однако в 2010 году все же планируем выйти на объемы 2008 года.

Несмотря на сложившуюся кризисную ситуацию, кадровых изменений в компании не было. Новое оборудование мы закупили в 2007 году. Но самое серьезное обновление технологического парка было в 2003 и 2005 годах. Ассортимент мы по-прежнему обновляем два раза в год. В коллекциях «весна-лето» и «осень-зима», как и раньше, разрабатывается по 75-80 новых мужских моделей. Всего же в сезонной коллекции около 300 моделей.

На мой взгляд, пошлины не могут напрямую влиять на качество производимой продукции внутри страны. Это скорее инструмент помощи отечественной обувной отрасли, которая в свою очередь является сдерживающим фактором роста розничных цен на ввозимую продукцию. Пошлины должны быть такими, чтобы отечественные производители оказались в сопоставимых условиях с зарубежными производителями, в том числе и с китайскими обувными фабриками. Обувщики ожидают помощи от государства, чтобы они смогли хоть как-то конкурировать с китайскими компаниями.

Андрей Белойсов, исполнительный директор компании «Девять линий», г. Ростов-на-Дону:

Сейчас качество обуви на российском рынке полностью определяется китайскими производителями, и российские фабрики вынужденно ориентируются на заданный ими уровень. Чтобы задать свой уровень качества, российским производителям необходимо иметь хотя бы 20% рынка.

Местное производство на российском рынке должно составлять не менее 50%. Сделать это в десятилетний срок в принципе возможно, но это будет зависеть от конкретных действий на государственном уровне. Наше предприятие выпускает две сезонных коллекции в год. Они включают в себя более 400 моделей обуви, 80% из которых составляют новые модели. Если сравнивать показатели двух последних лет, то нам удалось удержать уровень производства на прежнем уровне, несмотря на то что в целом в Ростове-на-Дону производство упало не менее чем на 50%. В 2010 году планируем работать в усиленном режиме.

Подводя итоги – год провели, балансируя на точке безубыточности. Есть надежда, что следующий проведем, все-таки не выживая, а развиваясь.

Для справки

В Башкирии растет производство кожаной обуви за счет стабильной работы обувных предприятий в городе Давлеканово, где сейчас работает четыре фабрики, в том числе ООО «Сандра», выкупившее имущественный комплекс ОАО «Давлекановская обувная фабрика».

Челябинская обувная фирма «Юничел» (входит в пятерку крупнейших российских производителей обуви, объединяет в своём составе Челябинскую обувную фабрику «Юничел», ОАО «Оренбургская обувная фабрика «Урал», ЗАО «Златоустовская обувная фабрика «Злато» и ТД «Обувь») за 11 месяцев 2009 года по сравнению с тем же периодом 2008 года увеличила выпуск обуви на 14,4% - 1,228 млрд руб. до 1,45 млрд руб. В парах объем производства вырос на 3,6% - 1,87 млн пар до 1,94 млн пар. Объем реализации вырос на 61,8% - с 910,8 млн руб. до 1,473 млрд руб.

В Тульской области в 2009 году было увеличено производство обуви на фабриках «Донская обувь» и «Заря». В компании «Егорьевск-Обувь» производство за год увеличилось на 10%. По словам руководителей фабрики, в 2010 году производство будет увеличено до 3 млн пар. В дальнейшем производители намерены наращивать объемы до 5 млн пар в год.

Губернатор Тверской области Дмитрий Зеленин назвал обувное производство перспективным: «Даже в легкой промышленности, которую принято считать самой малоприспособленной к инновациям, есть "прорывные" производства. Пример — Торжокская обувная фабрика, которая ежегодно выпускает 1,2 млн пар обуви в год.
Чем жили российские производители обуви в этом году? Какие прогнозы они строят на спрос в 2010 году? Какими должны быть пошлины? Стоит ли обновлять оборудование? Какие перспективы у российского…
5
1
Оцените статью
Обувь оптом со склада производителя - Euroshoes Market

Материалы по теме

Мировой ретейл: тенденции, которые определяют будущее

Какие тренды развиваются в современном ретейле? Во время форума Retail Business Russia Анжела Рамси, аналитик международного агентства WGSN, рассказала как минимум о трех направлениях развития торговли, которые нельзя игнорировать, если вы желаете долгой жизни своему бизнесу.

Представители среднего и мелкого ретейла не знают о новом Законе об обязательном внедрении онлайн-касс

До 1 июля 2017 года все российские магазины различных форматов (сетевые и несетевые), интернет-магазины, кафе, рестораны, гостиницы, аптеки и другие организации, производящие расчеты с покупателями товаров и услуг с помощью кассовых аппаратов, должны в обязательном порядке внедрить онлайн-кассы.

Обзор обувных франшиз в России

Из более чем тысячи франчайзинговых проектов в России обувных - чуть более двадцати, и в целом их условия гораздо строже, чем условия франчайзеров из сегмента одежды или аксессуаров. О том, каковы эти условия у различных обувных брендов, рассказывает Екатерина Панова, директор по развитию консалтинговой компании StartUp.

ЛОГИСТИКА: перевозки, хранение, доставка

Ретейлер на распутье: цена или качество?   Действия большинства отечественных предпринимателей в периоды кризисов достаточно однотипны. Как показывает практика, как и в 1998 и 2009 годах, сейчас потребители логистических услуг начинают обращать внимание прежде всего на их цену, совершенно забывая о качестве.

I-Store: новая концепция продаж итальянских продуктов

В российском сознании давным-давно утвердился стереотип: качество – значит, Германия, мода – значит, Франция, экспрессия – значит, Испания. А что значит Италия? «Made in Italy» – это мода, дизайн и вкусная еда. Три столпа, на которых стоит итальянская экономика.

Реклама

Реклама

Популярное

Реклама

При оформлении подписки вы будете еженедельно получать на свой e-mail новости и статьи об обувном бизнесе.

Реклама

www.gore-tex.com

К началу