Rieker

Статьи об обувном бизнесе

Обувная розница: не количеством, так качеством
24.08.2013 3276

Обувная розница: не количеством, так качеством

В своем свежем исследовании «Российские розничные сети по продаже обуви» компания РБК.research отмечает, что, несмотря на недостаточную насыщенность, обувной рынок России развивается качественно.

Это означает, что конкуренция между розничными сетями усиливается, более слабые игроки рынка вытесняются либо уходя с рынка совсем, либо становясь частью более успешной компании, а многие обувные ретейлеры выбирают своей стратегией качественное, а не количественное развитие. Стоит отметить, что все это происходит на фоне непрозрачности и закрытости рынка и отсутствия сделок по крупному кредитованию операторов обувного ретейла.

Говоря о непрозрачности рынка аналитики РБК.research сетуют на то, что значительная часть обувных ретейлеров отказывается публично предоставлять информацию о размере торговых площадей, данные о финансовых показателях своей деятельности и даже о количестве магазинов. Хотя официальной и неофициальной информации всё же стало больше, чем в предыдущие годы. Непрозрачность характеризует также и то, что существенную долю в структуре обувной розницы России занимает нецивилизованная торговля: по данным Росстата 38% продаж обуви приходится на ярмарки и рынки. Столь высокая доля теневого рынка позволяет говорить о том, что обувному рынку России еще далеко до европейской прозрачности.

Однако обувной рынок России развивается, и происходит это во многом благодаря ряду факторов. Во-первых, сказывается увеличение доходов населения. Оно способствует не только росту объема потребления в целом, но и изменению потребительских предпочтений в пользу более качественных товаров. Вместе с тем меняется и культура потребления обуви: обувь становится инструментом самовыражения и способом показать свою принадлежность к определенной социальной группе. Покупатели стали предъявлять больше требований к качеству обуви, широте ассортимента, стилю и соблюдению модных трендов. Важным для них также становится уровень обслуживания в обувных магазинах. В этих условиях все большую роль начинают играть торговые марки, зарекомендовавшие себя на рынке. Наконец, росту цивилизованного розничного рынка обуви также способствует развитие рынка качественной торговой недвижимости.

Потребление обуви в России растет: если в среднем в 2009 году оно составляло 2,2 пары на человека, то в 2012 году потребление увеличилось до 2,5 пар на человека. Следует отметить, что большую часть аудитории составляют мужчины, проживающие в Москве, чей уровень потребления значительно превосходит общероссийский. Впрочем, согласно данным международной исследовательской компании Synovate Comcon по уровню потребления обуви Россия по-прежнему значительно отстает от европейского и американского показателей, где этот показатель составляет 5-6 и 7-8 пар соответственно.

Что касается розничного рынка, то он отличается низким уровнем консолидации — большим количеством некрупных игроков и их сравнительно низкими оборотами. Однако и здесь наблюдается определенное развитие в форме сделок по слиянию и поглощению. На протяжении 2001-2008 годов они были единичными и не превышали двух в год, а в кризисный 2009 отсутствовали вовсе. Однако с 2010 число таких сделок снова начало расти, и в 2012 достигло четырех. В частности, открытые источники отмечают приобретение 40% обувной сети Obuv.com Августом Мейером и Дмитрием Костыгиным, а также было совершено две сделки с онлайн-ретейлерами: Ozon приобрел обувной интернет-магазин Sapato, а компания Rocket Internet инвестировала в онлайн-магазин обуви Lamoda.ru около 130 млн долларов.

Другой аспект качественного развития рынка — усиление ретейлерами своих позиций посредством развития производства. По мнению директора компании «Обувь России» Антона Титова, сетевым операторам сейчас выгодно и необходимо создавать собственные производства — это позволит компаниям более эффективно осуществлять контроль качества, обеспечивать эксклюзивность коллекций, экономить на транспортировке и добиваться большей мобильности при размещении заказов на производство обуви. В то же время обувные фабрики, принадлежащие розничным сетям, имеют гарантированный канал сбыта. Напомним, что в 2012 году «Обувь России» анонсировала проект обувного производства полного цикла в Черкесске, рассчитанного на объем выпуска 1 млн пар обуви в год. Другая крупная российская компания «Монро» в сентябре 2012 года открыла в Новосибирске фабрику мощностью 1 тыс. пар в сутки.

Аналитики компании РБК.research отмечают, что на рынке обувной розницы все еще актуален тренд на наращивание конкуренции обувных сетей по количеству магазинов. В 2012 году обувная сеть Zenden открыла более 50 магазинов, а в 2013 планирует запустить 80-90 торговых точек; «Юничел» расширила сеть на 77 магазинов, увеличив их число до 407, а в 2013 году намерена открыть еще 50; упомянутая выше «Обувь России» планирует в 2013 году расширить розничную сеть на 60 салонов (преимущественно бренда «Вестфалика») и выйти в новые регионы. Однако в целом большинство компаний ставит задачей на ближайшие годы не количественное, а качественное развитие розничной сети. В приоритетах — работа с коллекциями и увеличение продаж в существующих магазинах. Некоторые бренды уже получают первые результаты такой стратегии: например, в 2012 году Ralf Ringer увеличил объем продаж женской обуви в 2,5 раза. Этот скачок обусловлен внедрением новой стратегии продаж, озвученной в 2012 году, а именно увеличением общего объема продаж посредством роста продаж женской и молодежной обуви. Долгосрочная цель собственной розничной сети компании — выйти на среднерыночный показатель продаж женской обуви — 70% от общих продаж.

Характеризуя ситуацию розничного рынка обуви в России, специалисты РБК.research отмечают, что цивилизованная розница страны находится в стадии своего развития. С 2008 года распределение сетевых магазинов по федеральным округам особо не изменилось, и ни один из рынков субъектов России не достиг своего насыщения. Принимая во внимание разницу между российским и зарубежным потреблением обуви, можно сделать вывод о том, что рынок розничных магазинов обуви в России имеет еще весьма обширные перспективы для развития.

В своем свежем исследовании «Российские розничные сети по продаже обуви» компания РБК.research отмечает, что, несмотря на недостаточную насыщенность, обувной рынок России развивается…
5
1
Пожалуйста оцените статью
Marco Opt

Материалы по теме

Современный покупатель: кто он?

Современный покупатель — прежде всего, человек, для которого существуют вещи поважнее, чем шопинг. Одной из таких вещей является семья: эта ценность самая значимая, и важность ее растет с каждым годом. Также все большее значение приобретают такие понятия, как мир и справедливость, а значимость безопасности и достатка заметно и постепенно утрачивается.

Доверие к интернет-магазинам – фактор роста торговли

Эксперты считают, что по итогам 2015 года рынок интернет-торговли в России может впервые упасть на 5%. Но только ли в негативную сторону изменилось поведение интернет-покупателей в этом году?

Круглый стол "Fashion-ретейл в условиях кризиса"

Как жить и что делать – меры антикризисного управления искали ретейлеры на круглом столе «FASHION-ретейл в условиях кризиса. Поиск путей сокращения издержек и поддержания прибыли», прошедшем в начале ноября в рамках Экономического форума индустрии моды в Санкт-Петербурге. 

Рынок детских товаров сохраняет рост

Сегодня даже на фоне кризисных явлений в экономике торговля детскими товарами остается одним из наиболее перспективных сегментов рынка.

Реклама

Популярное

Реклама

При оформлении подписки вы будете еженедельно получать на свой e-mail новости и статьи об обувном бизнесе.

К началу