Rieker

Статьи об обувном бизнесе

Эффективные переговоры с поставщиком
12.05.2014 13433

Эффективные переговоры с поставщиком

Вовсе не обязательно быть искусным оратором, чтобы путем переговоров обеспечить себе особенно выгодные условия на поставку товара, выбить ощутимую скидку или получить другие приятные поблажки. О том, как договориться с поставщиком без дара дипломата, рассказывает Владимир Фокин, адвокат с 15-летним стажем и управляющий партнер юридической компании «Фокин и партнеры».

Маленький, но интересный

Несмотря на то, что поставщики чаще всего предпочитают работать с крупными компаниями, у небольших предприятий есть свои преимущества. И именно на них стоит обращать внимание потенциального партнера во время переговоров. Одно из таких преимуществ — стабильность: в период кризиса оптовые компании выживают в основном не за счет крупных заказчиков, которые в тяжелые времена начинают резать бюджеты, а за счет небольших магазинов, имеющих хоть и не выдающиеся, но стабильные закупки. Надежность стоит дорого, поэтому убедите поставщика в том, что вы можете ее обеспечить. Владельцу единственного в населенном пункте магазина в этом смысле приходится проще, ведь его обувь будут покупать всегда и при любых экономических условиях. Но какие конкурентные преимущества могут быть у магазинов, которые соперничают с множеством других подобных в городе? Бойкое место, внушительная база постоянных клиентов, долгая история, спецзаказы от городских предприятий — это, а также оригинальный поход к привлечению клиентов могут создать в глазах поставщика имидж ценного и надежного партнера. Согласитесь, что фраза «у нас обувной магазин» звучит не так привлекательно для поставщика, как фраза «у нас обувной магазин, в котором покупатели еженедельно получают бесплатную консультацию по стилю».
Чтобы не быть голословным, возьмите с собой на переговоры часть бизнес-плана, отражающую конкурентные преимущества магазина — будь то выгодное окружение, специфика ассортимента или программы лояльности.

Если приоритет поставщика все-таки не надежность магазина, а объем заказов, можно пойти другим путем. Довольно популярными в последнее время становятся коллективные закупки, когда несколько владельцев маленьких магазинов из разных городов временно объединяются, чтобы сделать заказ товара у поставщика с хорошей скидкой. При этом желательно, чтобы поставщик видел только одного предпринимателя, поэтому подобную сделку можно оформить следующим образом. Между выбранным предпринимателем и остальными участниками закупки оформляется договор комиссии, по которому данный предприниматель (комиссионер) обязуется по поручению других компаний (комитентов) совершить сделку от своего имени, но за счет комитента. Участники-комитенты перечисляют ему авансовые средства, а взамен получают товар, который принадлежит именно им, а не представляющему их интересы предпринимателю. При больших масштабах такие коллективные закупки ведутся через специально созданное юридическое лицо-посредника, которое за символическое вознаграждение, без которого договор комиссии не может быть заключен, выступает оператором. Организация отдельной фирмы-закупщика также может быть продиктована соображениями налоговой безопасности.

Хороши торги

Искусство переговоров заключается в том, чтобы заинтересовать другую сторону и предложить в обмен на материальные выгоды то, что для вас не имеет особой ценности или не сложно в исполнении. Например, можно сообщить партнеру, что вы хотите заключить с ним контракт на 5 лет и сделать его генеральным поставщиком вашего магазина. Подобная формулировка не меняет смысла сделки для владельца магазина и ничего ему не стоит, но для поставщика выглядит как благо. Можно применить и другой психологический прием — упоминать длительные периоды и большие числа. Дело в том, что рядовой сотрудник мыслит в пределах одного, максимум трех-четырех месяцев, и сумма, которую может принести компании сотрудничество с вашим магазином за пять лет, прозвучит гораздо более внушительно, чем сумма за месяц или полгода, пусть даже цена вопроса останется неизменной.

Еще один секрет успешных переговоров: жесткие условия и трудновыполнимые требования со стороны контрагента можно ослабить путем обмена. Например, в ответ на требование полной предоплаты попробуйте все-таки предложить систему частичной оплаты, но в обмен на это послабление посулите поставщику фирменную полку в магазине, активное продвижение продавцами его товара или другое благо, не слишком трудное в исполнении. Однако помните: какие бы выгодные условия вы ни были готовы предложить поставщику, ни в коем случае не сообщайте их все сразу. Лучше приберегите их до момента торгов, когда за каждое благо для поставщика можно будет получить одно выгодное вам условие.

Компаниям, которые пока не могут предложить что-то уникальное в силу своего недавнего существования, можно посоветовать принцип Тома Сойера, устроившего целый конкурс из малопривлекательного занятия. Этот «принцип забора» особенно хорошо работает с менеджерами-мужчинами, у которых соревновательный дух в крови. В частности, можно сказать контрагенту, что у вас очень серьезный подход к поставщикам, и в данный момент из большого числа производителей вы выбираете лишь 5 компаний, с которыми будете работать в дальнейшем. Прозвучавшая фраза как будто подразумевает, что избранная пятерка получит особые условия, а значит, контрагент не оставит ее без внимания.

Обменивая блага на выгодные для себя условия, не упускайте из виду принципиальные моменты: например, следует настоять на механизме закупок по заявкам и договориться о том, чтобы на вас не оказывалось давление по срокам. При особом желании можно получить и другие поблажки. Например, такие:

· Скидка: не стесняйтесь спросить, какую максимальную скидку вы можете получить, выполняя различные требования поставщика. Вовсе не обязательно выполнять все перечисленные условия, ведь всегда можно предложить что-то не менее интересное партнеру и выгодное вам. Размер скидок может достигать 50%, однако такую скидку обычно получают при больших объемах или длительных контрактах (от 3 лет).

· Отсрочка платежа: маленькому магазину тяжело работать по договору поставки, поэтому желательно договориться о заключении договора комиссии, в котором товар вместе с сопутствующими рисками фактически не принадлежит продавцу. Если поставщик не согласен работать по договору комиссии (хотя ему он тоже выгоден с точки зрения бухучета), договоритесь хотя бы о 2-месячной отсрочке платежа, а в идеале о такой, которая позволила бы оплатить товар с фактической выручки.

· Порядок возврата товарных остатков или обмена: получив согласие поставщика на заключение договора комиссии, следует обеспечить себе право возвращать товарные остатки. Но если поставщик не захочет выполнять это условие, можно условиться об обмене товарных остатков на другую продукцию. Подобный механизм можно учесть и в договоре поставки, однако в таком случае отдельным пунктом следует прописать момент перехода права собственности от поставщика к покупателю, например, после оплаты товара, что особенно выгодно, если получена отсрочка до начала торгового сезона. (Подробнее о том, как предусмотреть в контракте выгодные для владельца магазина условия работы с поставщиком, читайте в статье «Стелим соломку: как перенести риски на поставщика», опубликованной в Shoes Report №107).

· Рекламные материалы: это необязательное, но приятное дополнение к любой сделке, которое неплохо бы получить бесплатно хотя бы в форме видеороликов или постеров. Однако в идеальном случае всегда можно стремиться к тому, чтобы поставщики обеспечили магазин фирменными ложками, банкетками или иными полезными вещами. Если поставщик не согласен безвозмездно помогать вам продвигать свою продукцию, можно попробовать «обменять» рекламные материалы на промо-акции или другие блага, или хотя бы условиться о существенной скидке.

Явки и пароли

Юридическая практика показывает, что в результате переговоров можно попасть в ситуации, которые не сулят владельцу магазина ничего хорошего. Чтобы обезопасить себя от мошенников или рисков, соблюдайте простые правила безопасности. Перед началом переговоров вежливо попросите у контрагента доверенность или другой документ, удостоверяющий право этого конкретного сотрудника вести переговоры от лица компании. Бывает так, что переговоры ведутся лицом, которое юридически не имеет права договариваться об особых условиях с заказчиками, и последним это в итоге оборачивается проблемами. Кроме того, сделайте все, чтобы избавить себя в будущем от чрезмерного интереса налоговой инспекции — он будет вам обеспечен в случае, если вы окажетесь партнером фирмы-однодневки или компании, уличенной в обналичивании средств. Особенно настороженно относитесь к фирмам, которые в переговорах выступают посредником российского, а чаще зарубежного предприятия, и к оплате предлагают реквизиты неизвестной вам компании. Меры предосторожности в этом случае такие: собирайте в отдельную папку все документы о посреднике и самом поставщике, — с которым следует все-таки встретиться лично. По возможности запросите у компании копию свидетельства о регистрации, ИНН, ОГРН, копию устава, копию приказа о назначении генерального директора. Также храните в папке визитки лиц, с которыми вы вели переговоры, контакты, адреса встреч и даже чеки с деловых обедов. Если переговоры проходят в другом городе, оформите деловую поездку в бухгалтерии, сохранив билеты, бронь гостиницы и составив отчет о деловой поездке. Если знакомство с поставщиком состоялось на выставке, обязательно упомяните его в отчете о посещении выставки и сделайте несколько фотографий стенда компании. На первый взгляд кажется, что эти меры предосторожности под стать лишь параноикам, однако они не будут лишними, если налоговая все-таки придет к вам с проверкой по делу «кустов» из фирм-однодневок. У правоохранительных органов обвинительный уклон мышления: «если мы к тебе пришли, это значит, что ты уже виноват». Очень часто оказывается, что папочка с полным досье на поставщика серьезно охлаждает пыл и снижает нездоровый интерес проверяющих к честному партнеру.

В крупных компаниях распространена практика регламентирования проверки и заключения гражданско-правовых договоров. Любому предпринимателю такой регламент был бы тоже полезен, однако важно, чтобы его составил юрист, поскольку качественных документов этого типа в открытом доступе просто нет. Смысл регламента заключается в том, чтобы легализовать требование к поставщику по предъявлению документов: в случае, если партнер отказывается показать устав или выдать копию указа о назначении генерального директора, контракт просто не заключается, причем по обоснованной причине.

Во время подписания договора соблюдайте и другие меры предосторожности: выверяйте заранее тексты договоров; ничего не подписывайте, предварительно не изучив; сверяйте все два или три текста договора на идентичность; прошивайте каждый договор бумажной пломбой с печатью или подписывайте на каждой странице, к какому договору она принадлежит. Все эти рекомендации обусловлены печальной действительностью, ведь иногда бывает так, что копии договоров оказываются различными, и покупатель теряет свой выгодный экземпляр договора. Или так, что перед переговорами по ошибке распечатывается старая, не выгодная продавцу версия. В этих случаях приходится полагаться лишь на добросовестность поставщика, но всегда лучше, когда вера в честность подкрепляется буквой закона.

Вовсе не обязательно быть искусным оратором, чтобы путем переговоров обеспечить себе особенно выгодные условия на поставку товара, выбить ощутимую скидку или получить другие приятные поблажки. О том,…
2.93
5
1
1
Пожалуйста оцените статью
Выставка обуви Еврошуз

Материалы по теме

Как использовать систему сбалансированных показателей

Кризис заставил меняться все бизнес-сообщество, и обувные компании не стали исключением. Вопрос в том, как меняться, чтобы достигать поставленных целей. Один из способов – построение BSC-системы сбалансированных показателей, отражающей сиюминутное положение компании и процент выполнения планов, а также мотивирующей персонал через привязку зарплаты к показателям. В этом случае собственник сможет понять, за что он платит зарплату, а работник в свою очередь будет знать, за что он ее получает и как ее заработать. Об особенностях построения системы сбалансированных показателей рассказывает ведущий консультант Fashion Consulting Group Галина Кравченко. 

Что случится с розничными ценами на обувь

Свободный курс заставляет ретейлеров менять не только цели, но и цены. За последнее время рубль упал по отношению к основным валютам на 30–40%. Как это отразится на розничных ценах на обувь?

Всему голова. Как грамотно подойти к вопросу о подборе сотрудника на должность управляющего розничным магазином.

Менеджер торговой точки, управляющий или директор магазина – важнейшее звено в деятельности торговой компании. Как можно облегчить поиск талантливого управленца, чтобы не ошибиться в выборе, и на какие качества ориентироваться, чтобы кандидат обеспечил коммерческий успех фирмы? Руководитель российского отделения компании BEITRAINING Аня Пабст отвечает на вопросы о компетенциях руководителя и делится секретами успешного найма сотрудника на ведущую позицию.

Ресурсы Прометея

Когда у компании открывается магазин за магазином, рано или поздно (к пятому магазину совершенно точно) ее владельцу придется столкнуться с жизненно важной проблемой мотивации персонала. Когда у тебя один магазин, все продавцы на виду, и ты четко знаешь, кто и как работает, а кому нужно помочь. Но с ростом бизнеса поддерживать огонь энтузиазма становится труднее, и тогда факел передается менеджеру по персоналу, которого продавцы часто встречают в штыки. Как избежать конфликта и выстроить правильные отношения? Рекомендации компании Mercer Human Resource Consulting

Управление клиентской лояльностью

Что необходимо изменить в бонусных программах магазина обуви и аксессуаров.

Реклама

Популярное

Реклама

При оформлении подписки вы будете еженедельно получать на свой e-mail новости и статьи об обувном бизнесе.
www.gore-tex.com

К началу