25.11.2010 13497

Как избежать ошибок при поставках в Россию

Генеральный директор логистической компании «ВСН-ТРАНЗИТ» Наталия Рудковская на мартовской выставке «Обувь. Мир кожи» поделилась опытом таможенного оформления товаров для тех компаний, которые хотят избежать ошибок при поставках в Россию. На что же нужно обращать внимание при поставках в Россию?

Любая поставка должна включать три составляющие.

1. Сертификация товара (актуальна только для детской обуви).

2. Правила таможенного оформления.

3. Необходимые документы от поставщика и требования к ним.

Получение сертификатов

Прежде чем попасть на российский рынок, ваш товар должен быть сертифицирован на территории страны специальными органами сертификации. Необходимо получить два сертификата: санитарно-эпидемиологическое заключение (СЭЗ), сроком на 5 лет, и сертификат соответствия РОСТЭСТ, сроком на один или три года. Бывает несколько видов сертификатов: на партию товара до 10 шт., на контракт или российскую фирму-покупателя, а также на производителя товаров.

Сертификат на контракт

Сертификат на контракт действует в течение срока контракта. Его заявляет российская фирма, которая предоставляет образцы товара на испытания, учредительные документы и сертификат для торговли, заверяя его своей печатью. Если же аналогичный товар поставщик продал другому российскому покупателю, то последний, в свою очередь должен получить такой же сертификат, пройдя те же испытания и заплатив те же пошлины. Только этот покупатель имеет право ввезти данный товар по этому сертификату и произвести таможенную очистку. Сколько покупателей у фабрики – столько сертификатов придется получить.

Сертификат на производителя

Сертификат на производителя удобнее и для торговли, и для таможенной очистки. Поставщик может выбрать любого представителя, даже частное лицо, предоставить ему доверенность от фабрики (производителя, продавца) на право получения сертификата соответствия и санитарно-эпидемиологического заключения, декларацию (письмо о фирме-изготовителе), документ о бизнес-регистрации стране-производителе, образцы товара. Все документы должны быть на русском и английском языке и заверены печатями производителя. Требования к выдаче сертификата на производителя строже, чем при выдаче сертификата на контракт, пошлина в два раза выше (около $1000 за СЭЗ и $700–800 за сертификат соответствия РОСТЭСТ). Но сертификат на производителя может предъявить любой покупатель данного товара, равно как любой продавец этого же товара может использовать его для торговли на территории России. Образцы товара нельзя пересылать почтой и везти с какой-то поставкой (в этом случае могут потребовать сертификат). Обычно их привозят частным порядком и предоставляют в органы сертификации.

На каждую группу товара и на состав товара делается свой сертификат. Объединить можно только идентичные товары, принадлежащие к одному коду ТН ВЭД и одинакового состава.

Если товар не подлежит сертификации, на него выдается отказное письмо (стоимость – $400–500).

В связи с новым законом «О сертификации» на ряд товаров обязательная сертификация отменена, поставщику достаточно заполнить декларацию качества, но в данный момент это не упрощает процедуру оформления.

Особенности таможенного оформления товаров

В России на каждый код товара (код ТН ВЭД объединяет товары по группам и характеристикам) существует своя ставка таможенной пошлины (процент от стоимости товара) и налог на добавленную стоимость (НДС). При определении ставки учитывается стоимость инвойса и расходы на доставку до границы РФ. Если в пошлине прописана евроставка, то платеж берется с большей суммы. При поставке обуви одна из главных проблем – определение кода ТН ВЭД. Там возникает очень много нюансов в зависимости от состава и материалов, из которых произведена данная обувь.

Необходимо помнить главное: должно быть заявлено все, что находится в контейнере. Любой незаявленный товар (включая печатные каталоги, рекламные проспекты, буклеты, дополнительную упаковку, полиэтиленовые пакеты, запасные картонные коробки и т.п.) будет конфискован, а за нарушение таможенного законодательства будет выставлен штраф и заведено дело об административной или уголовной ответственности. За все, что заявлено в инвойсе (даже если это рекламная продукция, упаковка - все, что распространяется бесплатно), получатель в любом случае обязан заплатить пошлину. Пошлиной не облагается только гуманитарная помощь.

Кроме пошлин в системе таможенного оформления предусмотрена система рисков по товарам и странам, в том числе по стоимости ввозимых товаров. Часто бывает, что стоимость, рекомендованная таможней, выше реальной стоимости товара. В этом случае таможенный инспектор имеет право запросить комплект дополнительных документов: экспортную декларацию страны-отправителя, прайс-лист производителя или продавца товара, заверенный ТПП страны-отправителя (образец), проформу-инвойс (заказ товара).

Основные документы для оформления товара:

- внешнеторговый контракт (на двух языках) с приложениями и дополнениями;

- инвойс (на языке отправителя или английском);

- упаковочный лист (на языке отправителя или английском);

- спецификация товара (на русском языке или на двух языках, английский/русский);

- транспортный инвойс (коносамент для морской перевозки или TIR, CMR для автомобильной перевозки);

- счет на перевозку товара (с разбивкой до границы России);

- сертификат происхождения формы «А».

Все документы должны строго соответствовать друг другу по весу, количеству и стоимости товара. В противном случае таможенный инспектор имеет право поднять стоимость товара и взять повышенную пошлину.

Еще одна особенность оформления – досмотр товара. Инспектор может выставить на досмотр любое транспортное средство, любую партию товара. Если это контейнер или машина с различными артикулами моделей, необходимо поставить у дверей по одной коробке с каждым артикулом (чтобы не выгружать контейнер или машину полностью, любая погрузка-выгрузка может повредить и упаковку, и сам товар).

Если инспектор находит несоответствие в документах, он составляет акт о правонарушении или незаконном декларировании товаров, что задержит данный груз на срок до трех месяцев (срок прохождения официальных процедур по правонарушению). А это влечет за собой оплату простоев при погрузке-выгрузке товаров. Это очень большие расходы (иногда они могут составлять инвойсную стоимость партии товара), поэтому во избежание лишних трат необходимо внимательно относится к составлению документов.

Особенного внимания требует и заявленный вес товара. Таможенная пошлина считается с веса нетто, но если товар не соответствует заявленному по весу нетто или брутто, он может быть конфискован в пользу государства с заведением дела об административном или уголовном правонарушении, а поставщик заплатит большой штраф. Заявленный вес товара должен соответствовать реальному!

Дополнительные требования к документам

Прайс-лист должен содержать следующую информацию (в соответствии с приказом ФТС): наименование и адрес производителя, условия поставки, дата выдачи (срок до размещения проформы инвойса), дата действия, полный ассортимент производителя (ошибка, если прайс-лист выдают только на заказанный товар), условия оплаты, система скидок, упоминание о том, что маркировка и торговая марка сделаны по заказу покупателя.

Прайс-лист не должен быть адресным – это только публичная оферта, и ничего больше.

Пакинг-лист должен содержать информацию о количестве товара, упаковке, маркировке, торговой марке, а также описание товара, вес брутто и нетто, юридические адреса покупателя и продавца, ссылку на контракт, дату выдачи упаковочного листа, номер и условия отгрузки.

В инвойсе должно быть указано: наименование товара, описание, торговая марка, цена за штуку, общая цена за данную позицию, общая цена за партию товара, ссылка на контракт, условия поставки, условия оплаты, банковские реквизиты, на которые пойдет оплата (в строгом соответствии с банковскими реквизитами по контракту), наименование и юридические адреса покупателя и продавца, дата выдачи, номер.

Наименование поставщика и получателя в контракте, инвойсе, упаковочном листе, спецификации, экспортной декларации, сертификате формы «А», коносаменте должны быть одинаковыми.

Вес и суммы во всех сопроводительных документах должны быть одинаковыми.

Маркировка товара и наклейки должны строго соответствовать заказу покупателя и должны быть отражены в сопроводительных документах.

Маркировка на упаковке и товаре должна соответствовать торговым законам России и условиям поставки. Эту информацию производитель получает от покупателя.

Если поставщик допустил ошибку в документах, он должен срочно сообщить об этом заказчику в письме. А лучше всего до отправки дать проверить все документы заказчику, чтобы избежать ошибок и лишних расходов.

Для справки

Поставки в Россию. Инструкция

1. На весь ввозимый в Россию товар (до его поступления на территорию страны) необходимо получить сертификаты соответствия либо отказные письма. На некоторые запасные части (если они есть в поставке) требуются сертификаты.

2. Все бесплатные, рекламные, упаковочные образцы и вложения должны быть заявлены для таможенного оформления.

3. Основной комплект документов от поставщика: внешнеторговый контракт; прайс-лист производителя (продавца), обычный и заверенный ТПП страны-изготовителя; проформа-инвойс на заказ; инвойс; упаковочный лист; спецификация; сертификат происхождения (форма «А»); коносамент (при оплате доставки поставщиком предоставляется транспортный инвойс либо сумма транспортных расходов прописывается в инвойсе); экспортная декларация (желательно заверить ее подлинность в ТПП страны-отправителя).

4. Все документы должны содержать одинаковую информацию об отправителе, весе, стоимости и количестве товара.

5. Прайс-лист от поставщика должен быть открытой офертой.

6. У дверей контейнера или транспортного средства необходимо поставить по одной коробке с каждым артикулом товара. При заказе товара одного вида и артикула, но различных цветов – по одной коробке каждого цвета.

7. Маркировка товара должна быть отражена в сопроводительных документах и согласована с покупателем.

8. За любой не заявленный продавцом товар и за несоответствие веса покупатель несет материальную и административную уголовную ответственность.

Генеральный директор логистической компании «ВСН-ТРАНЗИТ» Наталия Рудковская на мартовской выставке «Обувь. Мир кожи» поделилась опытом таможенного оформления товаров для тех компаний,…
5
1
Пожалуйста оцените статью

Материалы по теме

Почему так важно работать с отзывами покупателей, анализировать их и использовать в вашей работе?

Отзывы покупателей имеют огромное, неоценимое значение при продаже товара. Однако многие компании не всегда понимают это: не собирают отзывы, реагируют только на положительные и не работают с негативными. Это большая ошибка и упущение бренда. В…
26.03.2024 316

Как провести внедрение воронок продаж в обувном бизнесе

Привлечение клиентов и их удержание является важнейшим драйвером роста продаж в любом бизнесе. Обычно в компаниях выделяется бюджет на рекламу в виде процента от общей выручки. В среднем, этот процент варьируется от трех до пяти. И если у компании…
21.11.2023 2936

Действенные методы, которые помогут повысить эффективность продавцов

С проблемой выгорания персонала, который работает в торговом зале, сталкиваются многие управляющие магазина. Прежние схемы мотивации продавцов – «оклад + %» сегодня уже не работают, и поэтому нужны новые способы заинтересовать сотрудников…
30.10.2023 3971

Сервис в магазине: успехи и ошибки

Что такое сервис в fashion-магазине? Каковы ожидания клиентов от шопинга сегодня? И как качество оказываемых услуг, а, значит, и уровень продаж, выручки магазина зависят от компетентности и мотивации продавцов? Отвечает эксперт SR по продажам и…
24.10.2023 3478

Как определить сумму закупки обуви на следующий сезон?

В начале сезона закупок новой коллекции перед байерами стоит непростая задача: нужно взять ответственность на себя и решить, сколько обуви закупить, чтобы ее хватило для выполнения плана продаж, а в конце сезона выйти на установленную норму…
18.07.2023 4182
При оформлении подписки вы будете еженедельно получать на свой e-mail новости и статьи об обувном бизнесе.

Наши партнеры

К началу