Rieker
Круговорот долгов в природе
30.06.2011 4337

Круговорот долгов в природе

Ни у одного народа вера в бессмертие не была так сильна, как у кельтов. У них можно было занимать деньги, с тем, чтобы возвратить их в ином мире. В России все гораздо строже, и если задолженность клиентов-заказчиков растет, то поставщики стремятся вернуть ее как можно быстрее. Об особенностях работы с дебиторской задолженностью торговых компаний рассказывает генеральный директор компании «Розничные решения» Алексей Баранов.

baranov.JPG
Алексей Баранов — генеральный директор компании "Розничные решения". Более трех лет развивал сеть магазинов иностранного спортивного бренда в Сибири, имеет большой опыт в развитии розничного бизнеса в модном секторе. 
www.retail-solutions.ru 


Какие существуют типы финансовых отношений между поставщиком и розничным оператором?

Всего таких типов три:

– отпуск товара на реализацию;

– предоплата;

– товарный кредит.

Первый вариант используется достаточно редко и является скорее исключением для рынка. Это связано с тем, что на постоянной основе достаточно тяжело контролировать розничные продажи и отслеживать соответствие остатков проведенным платежам в адрес поставщика.

Второй вариант гораздо более удобен для поставщика. Предоплата обычно делается или в момент размещения предварительного заказа (от 10 до 30%), или непосредственно перед поставкой. Как только товар попадает на распределительный склад поставщика, выставляется счет на предоплату и после поступления средств на расчетный счет поставщика товар отгружается.

Этот вариант наименее рисковый для компании-поставщика, так как ему не приходится тратить дополнительных усилий в том случае, если клиент не платит за товар. Ему просто прекращаются отгрузки. В ноябре-декабре 2008 года работа по предоплате убедительно продемонстрировала свою сильную сторону. Ретейлеры платили предоплату поставщикам за сезон «Весна-лето» по курсу 26 руб. за доллар, при этом имели возможность выставить розничную цену как по закупочному курсу, так и по курсу, актуальному на конкретную дату (в феврале – 35 руб. за доллар).

При товарном кредите возникает несколько вопросов для согласования:

– обеспечение кредита;

– лимит кредитования;

– условия работы с задолженностью (основной и просроченной).

Многие поставщики до кризиса принимали от ретейлеров в качестве обеспечения векселя, договоры поручительств от физических и юридических лиц, банковские гарантии, гораздо реже залог (объектов недвижимости или другой собственности). Это было естественно, потому что на протяжении пяти последних лет розничные операторы только набирали обороты. Вексель был достаточным обеспечением для поставщика и более выгодным вариантом для ретейлера, поскольку не предполагал платы банку (до кризиса средние ставки по банковским гарантиям были от 3%). В условиях начавшегося кризиса многие поставщики гораздо охотнее в качестве залога стали принимать недвижимость и банковские гарантии, поскольку в случае банкротства ретейлера остается возможность получить обратно деньги за товар.

Каким образом поставщик работает с задолженностью?

В случае обычной просрочки (не превышающей 30 дней сверх установленной отсрочки) обычно поставщик начисляет пени (условия по поставщикам сильно рознятся, диапазон достигает от 10 до 50% годовых). Естественно, менеджеры торговых компаний пытаются понять причины проблем и предотвратить дальнейшие. В том случае, если задолженность превышает 30 дней, она переходит в статус высокорисковых, поставщик начинает принимать экстренные меры, связанные с мотивацией ретейлера на срочные проплаты (обычно анализируются балансы и отчеты о прибылях и убытках, рассматриваются все доступные финансовые потоки розничного предприятия, структура товарных остатков, эффективность персонала). Это позволяет поставщику понять, находится ли бизнес в реальной стагнации или же это допустимые финансовые провалы.

В том случае, если клиент не идет на конструктивный диалог, платежи не возобновляются или ретейлер объявляет себя банкротом, компания-поставщик стремится избежать убытков. Достичь она этого может следующими способами:

– предъявление к оплате векселя или банковской гарантии;

– подача искового заявления в суд по договору поручительства;

– договоренность с ретейлером о зачете долга товаром или фирменным оборудованием;

– работа коллекторов.

Банки обязаны оплачивать суммы гарантий в короткий срок, вексельные кредиты также обслуживаются достаточно оперативно (через суд), прием товара или оборудования тоже достаточно несложные процедуры.

Каким образом избежать такого развития событий?

Ретейлеру нужно находиться с постоянном контакте с поставщиком, перед которым в тяжелые моменты возникает вопрос о сохранении сети дистрибуции (ретейлер для поставщика составляет точно такую же ценность), и часто поставщики готовы оказывать оперативную помощь, выраженную в дополнительной скидке, отсрочке или разрешении возврата старого товара.

Для справки

Xoлoдныe пoдвaлы, poзги, кoлoдки, дыбa – вoт дaлeкo нe пoлный пepeчeнь инcтpyмeнтoв, кoтopыми в paзныe вeкa paбoтaли c дoлжникaми, нe жeлaвшими pacплaчивaтьcя пo cвoим oбязaтeльcтвaм. Пocкoлькy люди oбычнo нe cклoнны oтдaвaть cвoe имyщecтвo пo дoбpoй вoлe, взыcкaниe дoлгoв нepeдкo пpeвpaщaлocь в кpoвaвyю дpaмy. Eщe в дpeвнeй Accиpии (coвpeмeнный Иpaк) cyщecтвoвaл oбычaй, coглacнo кoтopoмy дoлжник дoлжeн был в кaчecтвe зaлoгa oтдaвaть вo влacть кpeдитopy кoгo-нибyдь из cвoиx дoмoчaдцeв.

Римские зaкoны Двeнaдцaти Taблиц, пo кoтopым гpaждaнe Beчнoгo гopoдa жили в V вeкe дo нaшeй эpы, дaвaли cyдьям нeдвycмыcлeнныe инcтpyкции: «Ecли дoлжник нe выпoлнил cyдeбнoгo peшeния и никтo нe ocвoбoдил eгo oт oтвeтcтвeннocти пpи cyдoгoвopeнии, пycть иcтeц вeдeт eгo к ceбe и нaлoжит нa нeгo кoлoдки или oкoвы». Дoлжник дoлжeн был cидeть в кoлoдкax 60 днeй, в тeчeниe кoтopыx eмy тpижды дeлaлocь пyбличнoe пpeдлoжeниe вepнyть дoлг. Ecли жe этoгo нe пpoиcxoдилo, кoлoдникa ждaлa нeзaвиднaя cyдьбa: «B тpeтий бaзapный дeнь пycть paзpyбят дoлжникa нa чacти. Ecли oтceкyт бoльшe или мeньшe, тo пycть этo нe бyдeт вмeнeнo им в винy». Meждy тeм иcпoлнять эти зaкoны былo пpaктичecки нeкoмy – кpeдитop дoлжeн был чyть ли нe coбcтвeннopyчнo пpoтыкaть yши зaлoжникaм и кpoмcaть тeлa дoлжникoв

Долги в истории

Ocoбeннo тяжeлo былo пoлyчить пpичитaющeecя, ecли в poли дoлжникa oкaзывaлacь знaтнaя или дaжe кopoнoвaннaя ocoбa. K пpимepy, в XIV вeкe бoгaтaя пpeдпpинимaтeльницa Poзa из Бypфopдa, кoтopaя пocтaвлялa вo Фpaнцию aнглийcкyю шepcть, пoдaлa в cyд нa aнглийcкoгo кopoля Эдyapдa II, кoтopый зaнял дeньги y ee мyжa и нe cпeшил oтдaвaть. Poзa cyдилacь c кopoлeм нecкoлькo paз бeз кaкoгo-либo ycпexa, нo caмa cитyaция явнo cтaнoвилacь cкaндaльнoй. B итoгe Poзa пpидyмaлa cпocoб, кaк мoнapxy coxpaнить лицo, – пoлyчилa вмecтo дeнeг тaмoжeнныe пocлaблeния для cвoeгo бизнeca.

B Mocкoвcкoм гocyдapcтвe интepecы кpeдитopoв зaщищaлиcь в cyщнocти тaк жe, кaк и в Eвpoпe, тo ecть ycилиями caмиx кpeдитopoв. Ecли y иcтцa xвaтaлo личныx cвязeй и дeнeг нa взятки cyдьям, дoлжникa ждaл пpaвeж – пpoцeдypa, в xoдe кoтopoй дoлги выбивaлиcь в бyквaльнoм cмыcлe этoгo cлoвa. Ocyждeннoгo пpивязывaли к cтoлбy нa бaзapнoй плoщaди и били пaлкaми пo икpaм нoг дeнь зa днeм, пoкa тoт нe coглacитcя зaплaтить.

Ни у одного народа вера в бессмертие не была так сильна, как у кельтов. У них можно было занимать деньги, с тем, чтобы возвратить их в ином мире. В России все гораздо строже, и если задолженность…
5
1
Пожалуйста оцените статью
Marco Opt

Материалы по теме

«Они не слушаются!»: находим подход к любому сотруднику

Каждый руководитель в своей управленческой практике сталкивается с ситуацией, когда ресурсов в виде сотрудников немного, а те, что есть, доставляют одни неудобства. Обрисуешь им задачу и, кажется, очевидно, как именно нужно действовать, а они медлят, ленятся, тренируют подходы к столу вместо того, чтобы пойти и сделать! Бизнес-тренер Елена Малькова дает советы о том, как найти такой подход к сотрудникам, чтобы все поручения исполнялись сразу и на совесть.

5 инструментов IT для розничного бизнеса

Еще буквально несколько лет назад отечественные ретейлеры из всего многообразия IT-решений пользовались исключительно системами логистики, складского учета и хранения данных, что позволяло повышать эффективность работы отдела сбыта. В настоящее время возросшая конкуренция продавцов на фоне кризисных ожиданий покупателей заставляет первых искать новые способы борьбы за клиента. А потому все более актуальными становятся такие опции, как бизнес-аналитика, облачные сервисы, omni-каналы и т.д. Практически весь бизнес сетевых розничных компаний сегодня не только плотно связан с ИТ, но и интегрирован в него.

Продажи обуви и аксессуаров: эффективные приемы деловой риторики

Какие речевые модули - эффективны при общении с потенциальными и действующими клиентами салонов обуви, а какие – нет, знает бизнес-консультант Анна Бочарова.

Семь способов пережить кризис

Как действовать игрокам fashion-рынка в условиях кризиса и какие меры предприняли западные коллеги, рассказывает специалист Fashion Consulting Group Екатерина Петухова.

Как использовать данные счетчиков

Какой ответ чаще всего вы слышите от торгового персонала, когда спрашиваете о причине низких продаж? «Нет людей». Но, приезжая в магазин, вы с удивлением отмечаете, что посетители есть. Как в этом случае оправдываются продавцы? «Вы приехали, и покупатели появились, а до вашего приезда народа вообще не было». Знакомая ситуация, не правда ли? И возникнуть она может лишь в том случае, если в ваших магазинах не используются специальные системы подсчета посетителей. О том, какую выгоду они могут принести и как грамотно обработать полученные с их помощью данные, рассказывает Юлия Вешнякова, генеральный директор консалтинговой компании «Академия Розничных Технологий».

Популярное

При оформлении подписки вы будете еженедельно получать на свой e-mail новости и статьи об обувном бизнесе.

К началу