Rieker
Caprice
Круговорот долгов в природе
30.06.2011 4587

Круговорот долгов в природе

Ни у одного народа вера в бессмертие не была так сильна, как у кельтов. У них можно было занимать деньги, с тем, чтобы возвратить их в ином мире. В России все гораздо строже, и если задолженность клиентов-заказчиков растет, то поставщики стремятся вернуть ее как можно быстрее. Об особенностях работы с дебиторской задолженностью торговых компаний рассказывает генеральный директор компании «Розничные решения» Алексей Баранов.

baranov.JPG
Алексей Баранов — генеральный директор компании "Розничные решения". Более трех лет развивал сеть магазинов иностранного спортивного бренда в Сибири, имеет большой опыт в развитии розничного бизнеса в модном секторе. 
www.retail-solutions.ru 


Какие существуют типы финансовых отношений между поставщиком и розничным оператором?

Всего таких типов три:

– отпуск товара на реализацию;

– предоплата;

– товарный кредит.

Первый вариант используется достаточно редко и является скорее исключением для рынка. Это связано с тем, что на постоянной основе достаточно тяжело контролировать розничные продажи и отслеживать соответствие остатков проведенным платежам в адрес поставщика.

Второй вариант гораздо более удобен для поставщика. Предоплата обычно делается или в момент размещения предварительного заказа (от 10 до 30%), или непосредственно перед поставкой. Как только товар попадает на распределительный склад поставщика, выставляется счет на предоплату и после поступления средств на расчетный счет поставщика товар отгружается.

Этот вариант наименее рисковый для компании-поставщика, так как ему не приходится тратить дополнительных усилий в том случае, если клиент не платит за товар. Ему просто прекращаются отгрузки. В ноябре-декабре 2008 года работа по предоплате убедительно продемонстрировала свою сильную сторону. Ретейлеры платили предоплату поставщикам за сезон «Весна-лето» по курсу 26 руб. за доллар, при этом имели возможность выставить розничную цену как по закупочному курсу, так и по курсу, актуальному на конкретную дату (в феврале – 35 руб. за доллар).

При товарном кредите возникает несколько вопросов для согласования:

– обеспечение кредита;

– лимит кредитования;

– условия работы с задолженностью (основной и просроченной).

Многие поставщики до кризиса принимали от ретейлеров в качестве обеспечения векселя, договоры поручительств от физических и юридических лиц, банковские гарантии, гораздо реже залог (объектов недвижимости или другой собственности). Это было естественно, потому что на протяжении пяти последних лет розничные операторы только набирали обороты. Вексель был достаточным обеспечением для поставщика и более выгодным вариантом для ретейлера, поскольку не предполагал платы банку (до кризиса средние ставки по банковским гарантиям были от 3%). В условиях начавшегося кризиса многие поставщики гораздо охотнее в качестве залога стали принимать недвижимость и банковские гарантии, поскольку в случае банкротства ретейлера остается возможность получить обратно деньги за товар.

Каким образом поставщик работает с задолженностью?

В случае обычной просрочки (не превышающей 30 дней сверх установленной отсрочки) обычно поставщик начисляет пени (условия по поставщикам сильно рознятся, диапазон достигает от 10 до 50% годовых). Естественно, менеджеры торговых компаний пытаются понять причины проблем и предотвратить дальнейшие. В том случае, если задолженность превышает 30 дней, она переходит в статус высокорисковых, поставщик начинает принимать экстренные меры, связанные с мотивацией ретейлера на срочные проплаты (обычно анализируются балансы и отчеты о прибылях и убытках, рассматриваются все доступные финансовые потоки розничного предприятия, структура товарных остатков, эффективность персонала). Это позволяет поставщику понять, находится ли бизнес в реальной стагнации или же это допустимые финансовые провалы.

В том случае, если клиент не идет на конструктивный диалог, платежи не возобновляются или ретейлер объявляет себя банкротом, компания-поставщик стремится избежать убытков. Достичь она этого может следующими способами:

– предъявление к оплате векселя или банковской гарантии;

– подача искового заявления в суд по договору поручительства;

– договоренность с ретейлером о зачете долга товаром или фирменным оборудованием;

– работа коллекторов.

Банки обязаны оплачивать суммы гарантий в короткий срок, вексельные кредиты также обслуживаются достаточно оперативно (через суд), прием товара или оборудования тоже достаточно несложные процедуры.

Каким образом избежать такого развития событий?

Ретейлеру нужно находиться с постоянном контакте с поставщиком, перед которым в тяжелые моменты возникает вопрос о сохранении сети дистрибуции (ретейлер для поставщика составляет точно такую же ценность), и часто поставщики готовы оказывать оперативную помощь, выраженную в дополнительной скидке, отсрочке или разрешении возврата старого товара.

Для справки

Xoлoдныe пoдвaлы, poзги, кoлoдки, дыбa – вoт дaлeкo нe пoлный пepeчeнь инcтpyмeнтoв, кoтopыми в paзныe вeкa paбoтaли c дoлжникaми, нe жeлaвшими pacплaчивaтьcя пo cвoим oбязaтeльcтвaм. Пocкoлькy люди oбычнo нe cклoнны oтдaвaть cвoe имyщecтвo пo дoбpoй вoлe, взыcкaниe дoлгoв нepeдкo пpeвpaщaлocь в кpoвaвyю дpaмy. Eщe в дpeвнeй Accиpии (coвpeмeнный Иpaк) cyщecтвoвaл oбычaй, coглacнo кoтopoмy дoлжник дoлжeн был в кaчecтвe зaлoгa oтдaвaть вo влacть кpeдитopy кoгo-нибyдь из cвoиx дoмoчaдцeв.

Римские зaкoны Двeнaдцaти Taблиц, пo кoтopым гpaждaнe Beчнoгo гopoдa жили в V вeкe дo нaшeй эpы, дaвaли cyдьям нeдвycмыcлeнныe инcтpyкции: «Ecли дoлжник нe выпoлнил cyдeбнoгo peшeния и никтo нe ocвoбoдил eгo oт oтвeтcтвeннocти пpи cyдoгoвopeнии, пycть иcтeц вeдeт eгo к ceбe и нaлoжит нa нeгo кoлoдки или oкoвы». Дoлжник дoлжeн был cидeть в кoлoдкax 60 днeй, в тeчeниe кoтopыx eмy тpижды дeлaлocь пyбличнoe пpeдлoжeниe вepнyть дoлг. Ecли жe этoгo нe пpoиcxoдилo, кoлoдникa ждaлa нeзaвиднaя cyдьбa: «B тpeтий бaзapный дeнь пycть paзpyбят дoлжникa нa чacти. Ecли oтceкyт бoльшe или мeньшe, тo пycть этo нe бyдeт вмeнeнo им в винy». Meждy тeм иcпoлнять эти зaкoны былo пpaктичecки нeкoмy – кpeдитop дoлжeн был чyть ли нe coбcтвeннopyчнo пpoтыкaть yши зaлoжникaм и кpoмcaть тeлa дoлжникoв

Долги в истории

Ocoбeннo тяжeлo былo пoлyчить пpичитaющeecя, ecли в poли дoлжникa oкaзывaлacь знaтнaя или дaжe кopoнoвaннaя ocoбa. K пpимepy, в XIV вeкe бoгaтaя пpeдпpинимaтeльницa Poзa из Бypфopдa, кoтopaя пocтaвлялa вo Фpaнцию aнглийcкyю шepcть, пoдaлa в cyд нa aнглийcкoгo кopoля Эдyapдa II, кoтopый зaнял дeньги y ee мyжa и нe cпeшил oтдaвaть. Poзa cyдилacь c кopoлeм нecкoлькo paз бeз кaкoгo-либo ycпexa, нo caмa cитyaция явнo cтaнoвилacь cкaндaльнoй. B итoгe Poзa пpидyмaлa cпocoб, кaк мoнapxy coxpaнить лицo, – пoлyчилa вмecтo дeнeг тaмoжeнныe пocлaблeния для cвoeгo бизнeca.

B Mocкoвcкoм гocyдapcтвe интepecы кpeдитopoв зaщищaлиcь в cyщнocти тaк жe, кaк и в Eвpoпe, тo ecть ycилиями caмиx кpeдитopoв. Ecли y иcтцa xвaтaлo личныx cвязeй и дeнeг нa взятки cyдьям, дoлжникa ждaл пpaвeж – пpoцeдypa, в xoдe кoтopoй дoлги выбивaлиcь в бyквaльнoм cмыcлe этoгo cлoвa. Ocyждeннoгo пpивязывaли к cтoлбy нa бaзapнoй плoщaди и били пaлкaми пo икpaм нoг дeнь зa днeм, пoкa тoт нe coглacитcя зaплaтить.

Ни у одного народа вера в бессмертие не была так сильна, как у кельтов. У них можно было занимать деньги, с тем, чтобы возвратить их в ином мире. В России все гораздо строже, и если задолженность…
5
1
Пожалуйста оцените статью
Marco

Материалы по теме

Как определить основные числовые показатели, чтобы розничный бизнес был эффективным и прибыльным

В эпоху массового помешательства на MBA и зарубежных форматах ведения бизнеса стало невероятно модно все считать. Мы считаем эффективность в любых ее проявлениях: конверсию, корреляцию, план продаж, окупаемость и финансовые взлеты и падения в связи сменяющейся экономической ситуацией в стране … Это большой шаг вперед - не просто жить сегодняшним днем бизнеса, а стараться просчитывать различные варианты, а значит - минимизировать риски. Однако, нередко встречается ситуация не столь радужная. То ли дело в нашем менталитете, то ли в силе привычки, но зачастую к методам больших цифр предприниматели обращаются не заранее, а в последнюю минуту, когда «Важно, срочно, горим!». Мы смотрим на ситуацию в бизнесе, видим, что что-то идет не так (продажи недостаточно хороши, поток клиентов уменьшился, конверсия и средний чек не устраивают) и понимаем необходимость перемен. Что менять нам понятно не всегда, потому начинаем перебирать все ключевые показатели и хаотично усиливать каждый из них. Эксперт SR – бизнес-тренер Кристина Войцеховская – рекомендует определить основные числовые показателя, которые сделают ваш бизнес успешным.

Как сократить товарный остаток на 40%

Российский стартап Aftetix предлагает решение по сокращению товарного остатка с помощью инновационной технологии, которая выявляет «проблемные» модели обуви в первый месяц продаж и гарантированно снижает сток в конце сезона на 30-40%.

Как использовать систему сбалансированных показателей

Кризис заставил меняться все бизнес-сообщество, и обувные компании не стали исключением. Вопрос в том, как меняться, чтобы достигать поставленных целей. Один из способов – построение BSC-системы сбалансированных показателей, отражающей сиюминутное положение компании и процент выполнения планов, а также мотивирующей персонал через привязку зарплаты к показателям. В этом случае собственник сможет понять, за что он платит зарплату, а работник в свою очередь будет знать, за что он ее получает и как ее заработать. Об особенностях построения системы сбалансированных показателей рассказывает ведущий консультант Fashion Consulting Group Галина Кравченко. 

Как быстро выявить и наградить лучшего продавца

Продавец — это лицо предприятия. Но как выявить самого эффективного продавца в вашей команде? Всегда ли количество заключенных сделок является самым важным критерием? И как наградить лучших, чтобы не вызвать зависти других и мотивировать всю команду? Об эффективных методах оценки персонала с точки зрения компании рассказывают эксперты BEITRAINING.

Гибкость графика

Кто-то из гуру менеджемента заметил, что самым эффективным лидером становится сейчас не самый сильный, а самый гибкий. Как применить этот тезис в практике работы? 

Популярное

При оформлении подписки вы будете еженедельно получать на свой e-mail новости и статьи об обувном бизнесе.

К началу