На страже торговли
12.03.2011 9368

На страже торговли

Парадокс торговли в том, что, с одной стороны, магазины должны быть открыты для всех – для новых покупателей и празднолюбопытсвующих посетителей, готовых превратиться в постоянных клиентов, для модников и тех, кто приходит в магазин в случае крайней необходимости. А с другой стороны, магазин должен быть крепостью, надежно защищенной от покушений грабителей и похитителей. Мы постарались найти баланс между аксиомой «Клиент всегда прав» и тезисом «Предупрежден, значит защищен» и сделали обзор самого надежного антикражного оборудования. Детали выясняла Лилиана Бергер.

Начало экономического кризиса в Европе вызвало скачкообразный рост краж в магазинах. Согласно литовским исследованиям статистики воровства в точках оптовой и розничной торговли за 2009 год, общий ущерб от краж в магазинах Европы составил 32,2 млрд евро. Эта цифра превышает показатели 2008 года и составляет ≈1,38% от всего оборота товара.

Продавцы Чехии не досчитались 1,47% от продаж, Польша и Франция – по 1,42% от товарооборота. Меньше всего воруют в Австрии – всего 0,9% ущерба. А самая большая динамика краж была зафиксирована в Словакии – 9,8% за год.

Официальной статистики воровства в магазинах России нет, ибо ни одна торговая сеть не стремится обнародовать эту информацию. Однако в кулуарах торгового бизнеса говорят, что потери от оборота товара в стране за 2009 год составили около 2%.

Воровство и его предотвращение

SR73-Managment-Antivor_2_200x150.jpgПо словам руководителя розничной сети обувных центров Zenden Александра Сарычева, «чаще всего в магазинах ворует персонал. Допустимая норма ежемесячных краж, совершенных посетителями, составляет не более 0,15% от всей выручки, а во многих магазинах этот показатель вообще нулевой. Если цифра растет, значит, есть вероятность прямых хищений персоналом. Например, продавцы списывают товар, а деньги за его продажу присваивают себе. В результате получается недостача. Возможен сговор на кассе – продажа дорогого товара по чеку на дешевый продукт».

Эффективным способом защиты от краж на рабочем месте считается видеонаблюдение. Обнаружить правонарушителя «среди своих» поможет внезапный отчет или инвентаризация.

Воры-покупатели, как правило, делятся на три основных категории. «Профессионалы», промышляющие в одиночку или с напарником, которого используют в качестве отвлекающего маневра. «Туристы», посещающие магазин целыми группами: пока одни отвлекают внимание сотрудников магазина, создав искусственную ситуацию неразберихи, другие стараются унести товар или деньги. «Любители», ворующие не ради наживы, а ради острых ощущений. Среди воров-любителей нередко попадаются весьма состоятельные люди.

Расстроить планы злоумышленников можно, если регулярно обращать внимание сотрудников на необходимость бдительности: не увлекаться долгой беседой с покупателем; не отвлекаться по пустякам; следить, чтобы покупатель не подменил этикетку или товар.

«Ухищрений, на которые идут воры-покупатели, достаточно много. Чаще всего вор обувает новую обувь и выходит в ней из магазина. Или сообщник похитителя отвлекает продавца, а сам похититель в это время засовывает обувь внутрь своих рукавов, – поясняет Александр Сарычев. – У нас нет дорогих антикражных систем, просто мы постоянно работаем с персоналом. Наша система защиты от краж – это ответственность продавцов».

По словам директора департамента маркетинга компании «Антивор» Юрия Гетогазова, «остановить серьезного вора-профессионала практически невозможно. Однако электронные противокражные системы и работа охраны в 99% случаев обеспечивают стабильную защиту торговых точек от воров-любителей».

Что такое противокражная система?

Несмотря на доверительное отношение к персоналу и призывы к сознательности покупателей, противокражные системы являются неоценимыми помощниками в защите магазина. Что же они собой представляют и как работают?

Основная функция работы противокражного оборудования – оповещение сигналом тревоги сотрудников о том, что из магазина пытаются вынести неоплаченный товар. Защитную систему устанавливают либо на входной группе, либо на кассовом терминале.

«Сегодня на мировом рынке существует три технологии: радиочастотная, электромагнитная и акустомагнитная. Общий принцип конструкции системы одинаковый: оборудование состоит из антенн и датчиков. Различия заключаются лишь в параметрах датчиков и принципах работы на техническом уровне», – объяснил Юрий Гетогазов.

Радиочастотная система формирует поле на частоте 8,2 Мгц. При попадании в это поле защитный датчик резонирует. Антенна улавливает радиоволны и включает тревогу. Внутри современных систем располагается DSP-процессор, который в соответствии со сложным алгоритмом фильтрует помехи, чтобы исключить ложные срабатывания. Одна из радиочастотных новинок последних лет – технология Noise Memory, реализованная в системах Detex Line. При появлении посторонней помехи в эфире на протяжении 30 секунд данная противокражная система анализирует ее, запоминает параметры и в дальнейшем перестает на нее реагировать. Это очень полезная функция в торговых центрах, где в непосредственной близости располагаются различные системы, влияющие на качество работы друг друга. Благодаря технологии Noise Memory риск ложных срабатываний сводится к нулю.

Акустомагнитная система работает на частоте 58 Кгц. Ее принцип работы аналогичен радиочастотной, за исключением того, что внутри защитного датчика располагается маленькая хитрость – миниатюрный камертон, который, попадая в поле действия системы (между антеннами), вибрирует. Антенны излучают неслышимый уху сигнал. Антенна улавливает этот сигнал и включает сигнал тревоги для охраны.

На частоте 12,5 Кгц функционирует электромагнитная система. Ее принцип действия отличается от двух предыдущих тем, что внутри прохода образуется магнитное поле. Когда в поле попадает защитный датчик, меняется индукция, в результате чего и срабатывает сигнал тревоги.

Основой противокражного оборудования является антенна, которая устанавливается при входе в магазин. На сам товар фиксируются датчики – сенсоры разных размеров и форм. По своему функциональному значению датчики делятся на два типа. Жесткие датчики предназначены для многоразового использования. В момент оплаты покупки на кассе продавец-кассир ликвидирует датчик при помощи специального съемного устройства. Гибкие датчики – одноразовые, и при оплате кассир выключает защитный датчик путем прикладывания его к диактиватору.

Как правило, гибкие датчики в магазинах одежды или обуви используются для дополнительной защиты. Например, вор-профессионал, незаметно сняв жесткий датчик, не заметил, что внутри свитера был приклеен еще и гибкий датчик.

Достоинства и недостатки

SR73-Managment-Antivor_3_200x146.jpgНелишним будет сказать, что все три технологии одинаково безвредны для здоровья человека. Но при выборе той или иной системы следует обратить внимание на их достоинства и недостатки.

К примеру, у радиочастотной технологии выгодная цена на антенны и расходные материалы – менее 3 центов за штуку, а также огромный ассортимент защитных датчиков разных размеров, цветов и видов. Радиочастотная система премиум-класса рассчитана на широкие проходы – от 150 см и более, ее же можно назвать самой красивой и востребованной. Минус в том, что у этой системы самые заметные сенсоры: гибкие – 4x4 см и жесткие с диаметром минимум 3 см (при норме не больше 4,2 см).

Акустомагнитные технологии, так же как и радиочастотные, имеют большой ассортимент датчиков, дизайнерские модели антенн и возможность размещения рекламы на антеннах. Привлекательна и ширина защиты прохода – от 160-220 см и более, а жесткие датчики меньше, чем у радиочастотной. Однако и цена антенны и датчиков выше в 1,5 раза, и гибкие датчики проще вывести из строя по сравнению с первой системой.

Электромагнитная технология – самая дорогая по цене: ≈ $4000, при больших габаритах антенны ширина защищаемого прохода очень маленькая – всего 80-90 см, качественных датчиков у данной системы не существует, и, наконец, большинство систем этой технологии ложно срабатывает на российские купюры номиналом 1000 и 5000 рублей. Плюс электромагнитной технологии заключается лишь в практически незаметных датчиках, что удобно для книжных магазинов, аптек и салонов декоративной косметики.

Для магазинов обуви лучше всего подходят радиочастотная и акустомагнитная технологии. Однако для выбора наиболее оптимального варианта рекомендуется обратиться к поставщику противокражных систем, чтобы получить экспертную рекомендацию на основе параметров магазина.

Параметры магазина, важные при выборе антикражной системы

– ширина входной группы

– ее конфигурация

– расположение магазина.

Золотая середина

Антикражное оборудование делится на категории эконом-класса, бизнес-класса и системы класса премиум. Оборудование бизнес-класса можно назвать золотой серединой. Покупка такой установки обойдется в $2000. Датчики для оборудования стоят около 30-40 центов за единицу, а услуги по ремонту антенны составляют $150-200.

Нельзя не упомянуть о ценовых крайностях. Дешевое оборудование китайских производителей стоимостью меньше $1000 далеко от европейского стандарта. По статистике, она не дает даже 95% защиты, то есть не способно на качественную работу. Очень дорогое оборудование тоже приобретать не целесообразно, так как встроенные в него системные функции не применимы на практике. Например, компании обещают своим клиентам удаленное обслуживание системы – выполнение всех настроек и ремонтных работ на расстоянии через интернет.

Гарантии на обслуживание

Наиболее популярной радиочастотной технологией в России считается Detex Line. Противокражные системы этой торговой марки установлены в 10 000 торговых предприятиях в России и Украине. Гарантийный срок – 3 года, системы поддерживаются фирменным центром технического обслуживания «АНТИвор», обслуживающим магазины в 780 городах России и стран СНГ. Правильный партнер избавит вас от проблем, связанных с сервисом.

В России продаются и европейские бренды: Gateway (Швеция), WideExit и Sensormatic (производство США), Meto (США, компания Checkpoint). Они стоят дороже $2000, хотя российский производитель по своим техническим характеристикам практически ни в чем не уступает.

Выбирая партнера по безопасности, необходимо обязательно уточнить, предлагает ли компания все три существующие технологии защиты. Если компания предлагает одну технологию защиты, нужно понимать, что такой продавец рекомендует ее вне зависимости от типа защищаемых товаров, при этом выбор может оказаться не совсем подходящим для магазина.

Системы-новинки

Первая антикражная система от американского производителя Checkpoint появилась в 60-х годах XX века. До 2002 года системы этой компании были популярны и в России. Первый и пока единственный отечественный производитель антикражных систем – это компания Detex Line. Ее системы привлекают клиентов ценой и тем, что сконструированы именно под нашего специфичного покупателя, которому свойственно облокачиваться на антенну или ударять ее тележкой.

Открытием последнего десятилетия стали акустомагнитные технологии. Появились и новинки, касающиеся технических и дизайнерских улучшений.

Появилась на рынке противокражная система со встроенным счетчиком посетителей. Она ведет подсчет посетителей и отправляет данные в главный офис.

В 2000 году появилась первая система-невидимка: по контуру магазина проводится системный кабель, что позволяет отказаться от антенн на входе. Однако при этом уровень детекции очень низок, поэтому до сих пор количество установок этой системы в России не превышает трех инсталляций.

«В предложениях компании «Антивор» такая система есть. Никакими выдающимися параметрами и суперкачеством она не отличается. К тому же система-невидимка имеет большой недостаток: ее нельзя монтировать после того, как ремонтные работы магазина уже завершены. Однако сейчас ведутся новые разработки в этой области, и не исключено что в ближайшее время мы увидим решение избавленное от данных недостатков»,– констатировал Юрий Гетогазов.

И в заключение… Эффективная защита магазина зависит не только от правильно выбранной антикражной системы, но и от бдительности охраны, оборудованного видеонаблюдения, правильной расстановки зеркал безопасности. Опираясь на комплексную защиту, можно быть уверенным в том, что магазин защищен от нежелательных гостей.

Парадокс торговли в том, что, с одной стороны, магазины должны быть открыты для всех – для новых покупателей и празднолюбопытсвующих посетителей, готовых превратиться в постоянных клиентов, для…
5
1
Пожалуйста оцените статью

Материалы по теме

Почему так важно работать с отзывами покупателей, анализировать их и использовать в вашей работе?

Отзывы покупателей имеют огромное, неоценимое значение при продаже товара. Однако многие компании не всегда понимают это: не собирают отзывы, реагируют только на положительные и не работают с негативными. Это большая ошибка и упущение бренда. В…
26.03.2024 281

Как провести внедрение воронок продаж в обувном бизнесе

Привлечение клиентов и их удержание является важнейшим драйвером роста продаж в любом бизнесе. Обычно в компаниях выделяется бюджет на рекламу в виде процента от общей выручки. В среднем, этот процент варьируется от трех до пяти. И если у компании…
21.11.2023 2930

Действенные методы, которые помогут повысить эффективность продавцов

С проблемой выгорания персонала, который работает в торговом зале, сталкиваются многие управляющие магазина. Прежние схемы мотивации продавцов – «оклад + %» сегодня уже не работают, и поэтому нужны новые способы заинтересовать сотрудников…
30.10.2023 3963

Сервис в магазине: успехи и ошибки

Что такое сервис в fashion-магазине? Каковы ожидания клиентов от шопинга сегодня? И как качество оказываемых услуг, а, значит, и уровень продаж, выручки магазина зависят от компетентности и мотивации продавцов? Отвечает эксперт SR по продажам и…
24.10.2023 3475

Как определить сумму закупки обуви на следующий сезон?

В начале сезона закупок новой коллекции перед байерами стоит непростая задача: нужно взять ответственность на себя и решить, сколько обуви закупить, чтобы ее хватило для выполнения плана продаж, а в конце сезона выйти на установленную норму…
18.07.2023 4181
При оформлении подписки вы будете еженедельно получать на свой e-mail новости и статьи об обувном бизнесе.

Наши партнеры

К началу