Rieker

Статьи об обувном бизнесе

Правила работы с товарными остатками
25.09.2017 1510

Правила работы с товарными остатками

Когда сжимаются объемы продаж и не вполне ясны перспективы, важно избегать затоваривания и больших остатков на вашем складе, уверены наши эксперты. «Остатки сладки» бывают только для крупных дискаунтеров, которые сумеют забрать у розницы остатки по совсем уже бросовым ценам и хорошо на этом заработать. С другой стороны, рынок сейчас преподносит такие сюрпризы, что «остатки скоро будут дороже денег», уверены некоторые дистрибьютеры. В какой-то момент у ретейлера может не оказаться свободных средств или кредита на закупку новой коллекции, а товар магазину все равно нужен - чтобы были продажи, оборот и прибыль. И остатки в такой ситуации вдруг становятся желанными, помогая удержать бизнес на плаву.
Елена Кабанова Елена Кабанова - партнер Retail Atelier, руководитель практики «Маркетинг и реклама», основатель AGIOTAGE FASHION MARKET, нового антикризисного формата магазинов комиссионной и дисконтной торговли.

Retail Atelier - компания, создающая новые розничные форматы и осуществляющая аутсорсинг управления розничными структурами, в ее портфолио - управление такими розничными сетями и подразделениями, как «Снежная Королева», «Nautical», сеть игровых клубов «Вулкан», рестораны «Тануки», сеть обувных магазинов «Fashion Galaxy» и др.


Алексей Каракозов Алексей Каракозов - исполнительный директор сети обуви и аксессуаров ALBA. Опыт работы в ретейле – более 10 лет, в ALBA начал работу в 2010 году, в аналитическом отделе.
Компания ALBА - основана в 1993 году, начинала свою деятельность с оптовых поставок обуви из Италии в Россию. Розницу развивает с 1998 году. Сегодня управляет 48 салонами.

У любого кризиса, даже глубокого и долгого, есть одно замечательное свойство — он обязательно заканчивается. А пока он идет, бизнес старается сам себя максимально оптимизировать и дисциплинировать. Взять, к примеру, закупки в Европе, где нас особенно любили, потому что мы всегда брали много и не торгуясь. Теперь, благодаря кризису, пришло отрезвление, и закупки российских предпринимателей становятся гораздо более просчитанными. Поставщики уже поняли, что на смену тучным годам пришли годы тощие, и готовы сотрудничать на новых условиях. Для многих известных брендов российский рынок остается слишком важным и перспективным, чтобы с него уйти из-за временного спада. В ряде случаев фабрики при образовании сверхнормативных остатков готовы компенсировать убытки в счет будущих поставок, поскольку для них приоритетным является долгосрочное партнерство.
Якоб Тресков Якоб Тресков - генеральный директор SOHO Fashion, руководитель СЕО ретейл-проектов SOHO и Clarks. Ранее работал директором по продажам Tommy Hilfiger Footwear Europe GmbH в странах СНГ. Окончил Йельский университет (США) по специальности «Экономика и социология». Имеет опыт работы более десяти лет в сфере обувного ретейла России и стран СНГ.

SOHO Fashion - дистрибьютор обуви и аксессуаров мировых брендов в России и Республике Беларусь, сфера деятельности – оптовая и розничная торговля. Компания существует с 2005 года, за 10 лет открыто более 80 магазинов, работает более чем с 200 бизнес-партнерами.

Требуйте от поставщика соблюдения сроков поставки

У разных торговых компаний разные возможности, экономические условия и бизнес-установки, но для всех без исключения действует суровое правило: «Потерянные сегодня продажи потеряны навсегда». Если поступление обуви по тем или иным причинам задерживается к началу нового сезона, то потребитель ждать не станет — спрос будет перераспределен на продукцию других игроков. Задержавшийся в пути товар можно будет реализовать только с большим дисконтом во время сезона распродаж, но эффективность такого подхода сомнительна. Поэтому всеми правдами и неправдами требуйте от поставщика соблюдения сроков поставки, потому что в нынешних условиях любая задержка может вылиться вам в серьезные финансовые потери.

Анатолий Левшин Анатолий Левшин -

генеральный директор сети магазинов Caprice «Если коллекция отобрана грамотно, включает и хорошие базовые, и актуальные модели, составлена в правильной пропорции и в правильных размерных сетках, то она будет успешно продаваться, и доля остатков будет минимальной, в пределах допустимого. Если же коллекция отобрана не актуальная, со слабыми базовыми моделями, то надо готовиться к убыткам, чудес не бывает.

Основные факторы, влияющие на успешные продажи товара в обувном сегменте - грамотное ценообразование, отслеживание плохо продаваемых моделей и своевременная корректировка цен на них до увеличения скорости продаж в желаемом диапазоне, скидочные и другие акции, стимулирующие спрос – хорошо работают и сегодня. Но в кризис необходимы дополнительные, так сказать, перестраховочные меры: очень аккуратный подбор моделей и размеров в дорогом сегменте, разумные наценки на разные группы товаров сезонного характера. Сейчас продавцам обуви надо сосредоточиться на работе с поставщиками по предоставлению дополнительных скидок и лучших финансовых условий работы.

Для успешной работы магазина желательно обновлять коллекции постоянно, за сезон можно позволить себе максимум 35% остатка от старой коллекции. В остатках можно оставить базовый, но не сезонный товар, который будет оптимально переправить в стоковый магазин, или реализовать в суперфинишной распродаже, пусть даже и себе в убыток. Я – сторонник распродажи залежалого товара, чем быстрее вы от него избавитесь – тем лучше для бизнеса. Лучше все распродать и вытащить деньги, которые можно опять пустить в оборот, чем ждать до следующего сезона. Ведь нет никакой гарантии, что вы продадите остатки этого сезона в следующем году.

Не соглашусь с мнением о том, что товарные остатки могут «стать золотыми». В регионах – да, возможно, но только не в Москве, где покупатели очень хорошо знают, что в моде и что актуально в каждом сезоне, и никогда не возьмут старое. Если у вас остается старая коллекция, в лучшем случае, в столице реально будет продать 25% от ее объема, остальное можно выбросить. Или отправить в стоки, в том числе региональные, где покупатели не такие требовательные, как в Москве и других больших городах».

Изучайте предпочтения покупателей

Своевременность — одно, но не единственное из условий, которые позволяют избежать образования сверхнормативных остатков. Необходимо отслеживать тренды, изучать покупательские предпочтения, принимать в расчет снижение платежеспособного спроса. Сейчас в тренде не дизайнерские изыски, а классическая комфортная обувь. Многие люди привыкли к качественной обуви, и даже в нынешних условиях они не перейдут на дешевый кожзаменитель — скорее, экономность выразится в том, что они купят не две-три пары, а одну, но все равно качественную. Те, кто любит «фэшн», стильность и актуальность, тоже не откажутся от своих пристрастий. И когда магазин попытается выдать остатки за новую коллекцию, покупатель это сразу же увидит, сделает выводы и навсегда вычеркнет магазин из своего списка. Если должным образом учесть все текущие особенности рынка и меняющиеся предпочтения потребителей на стадии планирования и заключения договоров с поставщиками, то можно снизить риск образования больших остатков.

Не увлекайтесь скидками

Есть шоу-румы, которые привозят товар дробно, мелкими партиями, строго под заказ, и, благодаря такой форме работы, они не испытывают никакой головной боли с остатками. Но это исключения. Абсолютное же большинство компаний завозят крупные партии товара и так или иначе должны обеспечивать сбыт. Поскольку рынок сегодня очень подвижен, многие обувные ретейл-компании вынуждены отказываться от годового планирования и переходить в лучшем случае на квартальное. Для уверенных продаж очень важна продуманная ценовая политика. Когда рубль падал, у некоторых игроков рынка не выдержали нервы, и они взвинтили цены, но потом быстро опомнились и сами же стали их сбивать — уже под видом распродаж. Вообще, сейчас очень много распродаж, скидок, акций, но когда их слишком много, то появляется негативный эффект: «сэйлы» дезориентируют покупателя, портят средний чек, сбивают продажу новой коллекции. Более разумным подходом, хотя и более сложным в исполнении, были бы комплексные оптимизационные мероприятия, которые позволяют удерживать рост цен примерно на уровне 15-20 % к прошлому году. Такая оптимизация обязательно включает принятие болезненного решения о снижении торговой наценки и собственной маржи.

Работа над остатками

Если все же остатки появились, то надо определить степень их ликвидности и действовать. Важно не «передерживать» остатки. К каждой модели подход должен быть индивидуальным. Ультрамодные модели, которые попали в тренд на один сезон, надо уценить и распрощаться с ними на ближайшее время, так как в обозримом будущем они мало кому будут интересны. Реализацию базовых и классических моделей можно растягивать на несколько сезонов, но при этом не применять к ним сценарий галопирующих скидок, когда во время распродажи модель продается со скидкой 70 %, а в начале нового сезона цена возвращается на прежний уровень — это неправильно и вызывает негативные ощущения у покупателя.

Когда принято принципиальное решение о ликвидации остатков, компании начинают расчеты, при которых могут учитываться окупаемость закупки и коэффициент окупаемости, фактическая наценка, оборачиваемость товарного запаса, величина прогнозируемых остатков на конец сезона и другие критерии. Одних продавцов будет больше интересовать темп ликвидации, других — цена и маржа. У кого-то есть свои дисконт-центры и интернет-магазины, чей-то выбор ограничен массированной распродажей или передачей остатков на реализацию в стоковые сети. Возможны разные комбинации, которые зависят от многих обстоятельств: объем и возраст остатков, качество обуви, сезон, сроки, квалификация переговорщиков, уровень доверия между партнерами. Как бы удачно компания ни разобралась в результате с остатками, в любом случае это будет полезный опыт и хороший урок на будущее. Остатки имеют право на существование во все времена, поскольку речь идет о наиболее полном ассортиментном удовлетворении покупателя, но их объемы не должны превышать разумных пределов, поскольку речь идет о финансовом благополучии компании.

Эта статья была опубликована в номере 128 печатной версии журнала.

Когда сжимаются объемы продаж и не вполне ясны перспективы, важно избегать затоваривания и больших остатков на вашем складе, уверены наши эксперты.
5
1
Пожалуйста оцените статью
Выставка обуви Еврошуз

Материалы по теме

Способы удержания профессионалов в компании

Действительно ли кризис так опасен, как о нем многие говорят? Конечно, под угрозой может оказаться само существование компании, однако при наличии четкой стратегии можно не только удержаться на плаву, но и подготовиться к будущему триумфу. Так считают участники круглого стола «Маркетинг персонала как ресурс повышения эффективности труда в ситуации кризиса», который прошел в начале декабря в Высшей школе экономики (ВШЭ). Детали выясняла Анна Комиссарова

Арендодатели пошли на уступки

Резкое падение курса российского рубля повлекло за собой шквал обращений арендаторов к собственникам качественной коммерческой недвижимости о пересмотре договоров аренды. Требование одно - перевод ставок аренды из долларов в рубли по докризисному курсу. В случае несогласия многие из них грозятся съехать к конкуренту.

Книга "Секреты мотивации продавцов"

Для начала несколько ситуаций из жизни. Ваш сотрудник – менеджер отдела маркетинга – яркий и активный работник, очень и очень неплохо справляется с обязанностями. Поставленные задачи выполняет в срок, но каждый раз как-то «по-своему». Вам кажется, что он совершенно не прислушивается к вашим рекомендациям, а он, напротив, уверяет, что выполняет только поставленные ему задачи.

Как пережить кризис: советы профессионалов

По мнению экспертов, в новой экономической реальности нам предстоит провести от двух до пяти лет. В частности, в Минфине считают, что на восстановление российского рынка потребуется как минимум два года после отмены санкций.

Разгорячить покупателя летом

Летний сезон приносит радость всем, кроме ритейлеров — продажи обычно падают, что заставляет обувщиков изобретать новые способы увеличения продаж.

Реклама

Популярное

Реклама

При оформлении подписки вы будете еженедельно получать на свой e-mail новости и статьи об обувном бизнесе.
26.02-1.03.2018 В МОСКВЕ ПРОЙДЕТ КРУПНЕЙШАЯ ВЫСТАВКА ОБУВИ, СУМОК И АКСЕССУАРОВ

К началу