Rieker

Статьи об обувном бизнесе

«Стой, кто идет!»: 8 замечаний о проверках
20.03.2013 2333

«Стой, кто идет!»: 8 замечаний о проверках

Налоговая инспекция, СЭС, пожарные, Роспотребнадзор — как много в этих звуках слилось для сердца бизнесмена… Своими мыслями по поводу того, к чему готовиться и как вести себя в ходе проверки со стороны этих инстанций, делится Владимир Фокин, управляющий партнер юридической компании «Фокин и партнеры».

Инициатива наказуема

Все проверки, с которыми встречается торговая компания, происходят не чаще, чем раз в три года, а Роспотребнадзор может проверять фирму только по заявлению покупателя. Проверка организации со стороны пожарных и СЭС должна значиться в плане, а «внеплановая» проверка, проводимая по инициативе инспекторов, незаконна. План проверок публикуется либо на сайте местной администрации, либо на сайте прокуратуры, так как она является надзирающим за этими инстанциями органом. Налоговая инспекция свои планы нигде не публикует, но фактически приходит примерно раз в три года. Налоговая имеет право проверять документы сроком давности не более трех лет, поэтому инспекторы стараются не пропустить этот трехлетний период.

Налоговая проверка может длиться от двух месяцев до года или даже до 15 месяцев. Если к инспекции приписано множество налогоплательщиков с большим оборотом, она может и не успеть проверить приписанные к ней менее крупные и вовсе небольшие компании. Так что до некоторых фирм она иногда так и не доходит.

Формальный процесс

Проверяющие не предупреждают. Они просто приходят, вручают постановление о проведении проверки и приступают к делу. В постановлении должно быть указано, кто, что, когда проверяет, также должен быть прописан срок проведения проверки и поставлена печать инстанции. Если в постановлении сказано, что проверяющих двое, а их пришло пятеро, лишних можно смело отправить за дверь. У всех инспекторов должны быть удостоверения, с которых можно и нужно переписать данные, в том числе исходящий номер документа. Поскольку исключить подделку удостоверения нельзя, лучше связаться по телефону с выдавшим его органом и убедиться, что сотрудник действительно работает в этой инспекции.

Очень важно предельно формализовать общение со всеми проверяющими. Запросы на любые документы из налоговой инспекции должны быть в письменном виде, а на ответах нужно ставить пометку о том, что документы переданы. Перед отправкой документов следует сделать их опись. В тяжелых случаях, когда инспектор не берет документы, их можно отправить заказным письмом.

Наказание неизбежно

Поймите одну простую вещь: проверяющий приходит наказать — доначислить налоги, выписать штраф, поставить галочку. Более того, премия и зарплата всех проверяющих зависит не от законопослушности проверенных налогоплательщиков, а от суммы акта или от количества выявленных нарушений.

Если проверяющему из пожарной инспекции или СЭС не к чему придраться, он уйдет, сделав вид, что проверки не было. Но это скорее исключение, и зачастую всегда хоть что-нибудь да найдется, потому что система изначально устроена так, что все правила соблюдать очень трудно. Что касается налоговой, то ее проверка априори означает штраф. И если есть возможность, желательно иметь финансовую подушку, чтобы покрыть убытки от начислений, поскольку когда ты находишься под проверкой, банк не выдаст кредит.

Отвлекающий маневр

Зная, что налоговая инспекция всегда что-нибудь находит, опытные бухгалтеры в ходе своей работы специально допускают небольшие нарушения, цена которых невелика. Например, такой «косточкой для проверяющего» может стать отражение расходов на воду в офисном кулере или другие «непроизводственные», но незначительные затраты. Возможно, найдя эти нарушения, проверяющий не захочет «копать» глубже.

Жесткая позиция

Чинопоклонение перед инспекторами постепенно выходит из моды, потому что бизнесмены начали понимать: с одним проверяющим ты договорился, а вышестоящий эту договоренность пресечет. Кроме того, становится ясно, что если твоя правовая позиция может быть обоснована в суде, тебе в принципе не нужно ни о чем договариваться. Поэтому сейчас все большее распространение получает формальный подход: «Есть установленный законом процесс. И пока мы не получим письменного запроса, мы ничего никому не дадим. И шарахаться по предприятию не позволим. И просто поболтать не согласны». Этот подход работает с каждым годом все эффективнее, так как иногда сами проверяющие не хотят изучать или не знают норм процесса проверки. А судебная практика сложилась таким образом, что если этот процесс инспектором не выполнен согласно всем правилам, суд обязательно выиграет налогоплательщик.

Диверсия своими руками

К сожалению, сотрудники многих компаний не знакомы с нормами процесса проверки, и инспекторы этим пользуются. Например, звонят бухгалтеру и просят принести какие-нибудь документы. И бухгалтер, никому ничего не сказав, мчится в налоговую с папкой подмышкой. Кто его туда отправлял? Почему он несет документы без официального запроса и описи? Ведет себя как диверсант в собственной компании. Важно помнить: налогоплательщик имеет право не давать ничего без официального запроса. И вообще он может делать все, что не запрещено и за что нет наказания, даже если этого очень хотят проверяющие ,,

Ни в коем случае нельзя сажать инспектора рядом или в саму бухгалтерию. В любом случае бухгалтеры общаются по телефону или с сотрудниками, и зная какую-то информацию, инспектор понимает, где искать все остальное.

Наивно полагать, что если вы «будете хорошо себя вести» с инспектором, вам ничего не сделают. Наоборот, чем больше вы ему по доброте душевной покажете и расскажете— без официальных запросов — тем больший штраф вы рискуете получить. Ведь так вы добровольно сдаете информацию, которую проверяющий, может быть, и не нашел бы без вашей подсказки.

Скажи мне, кто твой партнер

Следует знать простой прием, который часто используют налоговые инспекторы во время проверки торговых компаний. Они берут документы по расходным операциям, чаще всего самым крупным, и проверяют поставщиков фирмы. И если один из поставщиков имеет признаки фирмы-однодневки, налогоплательщик точно столкнется с вопросами об этом партнере и даже может быть заподозрен в отмывании денег. Единственно законный и дешевый способ обезопасить себя от такой ситуации — собрать полный комплект нотариально заверенных документов на поставщика. Это должен быть устав, выписка из реестра, приказ о назначении директора, свидетельство о регистрации. Так, например, обезопасила себя одна крупная торговая компания. Но дополнительно к пакету уставных документов она еще регулярно запрашивала у своего поставщика баланс с отметкой налоговой инспекции. И когда однажды поставщик не прислал очередной баланс, компания разорвала договор, и, как потом оказалось, не напрасно: поставщик был уличен в отмывании средств, а благодаря этой предосторожности к компании никаких вопросов не возникло.

Сферический ИП в вакууме

Опытные бизнесмены понимают, что законодательство меняется слишком быстро, и не делают без юриста никаких важных шагов — слишком велика цена ошибки. Зато индивидуальные предприниматели часто чувствуют себя как в вакууме, думая, что если они работают по всем правилам, штрафы и налоговые вычеты их не коснутся. Они думают так: «зачем я буду платить за консультацию, ведь со мной еще ничего не произошло?». Но любому ИП будет не лишним хотя бы один раз основательно проконсультироваться с юристом, чтобы выработать схему работы и просчитать все риски на будущее, а потом раз в два-три года проверять, не изменилось ли что-нибудь в отработанной схеме. Ведь если предпринимателю из-за несоблюдения каких-то правил инспекция начислит налогов на сумму 20 миллионов рублей при торговом обороте ИП в 60 миллионов, это во многих случаях грозит смертью бизнеса.

Неправильное оформление затрат и неправильное оформление партнерства — частые проблемы индивидуальных предпринимателей, за которые они потом получают штрафы от налоговой. Например, ИП иногда объединяются в микро-холдинги с отдельными магазинами, но общим складом, и забывают вести раздельный учет. За такое нарушение налоговая инспекция может доначислить налоги не с прибыли, а с выручки, причем каждому. А это совершенно другая сумма. Также налоговая любит выявлять системные ошибки, например, неправильное оформление некой крупной операции. Инспектору проще придраться к десяти контрактам, которые у предпринимателя могут составлять 80% выручки, чем искать мелкие недочеты в других документах.

К распространенным ошибкам также можно отнести «неправильную математику» при подсчете торговых площадей предпринимателями, которые платят налоги по спец режиму – ЕНВД. Налоговики первым делом проверяют торговые площади. Чтобы не ошибиться, предпринимателю следует знать судебную практику по этому вопросу, причем она разная в разных регионах. Если торговая площадь будет по факту больше, чем разрешено НК РФ – то предпринимателю грозит беда: налоговая доначислит ему налоги по общей системе: и налог на прибыль, и НДС и налог на имущество и т.д.

Следует отметить, что быть просто «грамотным» мало. Налоговый кодекс не дает ответа на множество ситуаций, с которыми сталкивается предприниматель в торговой отрасли. Множество ответов «как можно, а как нельзя» содержит судебная практика, поэтому за ней надо внимательно следить.

Налоговая инспекция, СЭС, пожарные, Роспотребнадзор — как много в этих звуках слилось для сердца бизнесмена… Своими мыслями по поводу того, к чему готовиться и как вести себя в ходе…
5
1
Пожалуйста оцените статью
Выставка обуви Еврошуз

Материалы по теме

Большие проблемы маленькой команды

Накануне весеннего выставочного сезона мы решили исследовать один из ключевых параметров эффективности работы на стенде – слаженность команды, которая на время выставки становится лицом компании. Об ошибках, которые делает команда стендистов, и возможностях их устранения рассказывает Святослав Курзнер, генеральный директор ЗАО «Мобильные выставочные технологии», заведующий кафедрой выставочного бизнеса МБИ. Он пересматривает традиционные подходы и дает практические рекомендации повышения эффективности.

Защита персональных данных потребителя

Отсутствие интернет-магазина у ретейлера сегодня, скорее исключение, чем правило. За прошлый год российский рынок онлайн-торговли вырос на 500%! Разумеется, что подобные масштабы не могли остаться без внимания государственных структур: еще несколько лет назад был принят закон о защите персональных данных клиента. В этом году уже многим компаниям пришлось отчитаться перед Роскомнадзором о надежности своих систем.

Как открыть розничный магазин. Шесть шагов к успеху.

По статистике, более 70% розничных магазинов закрываются, не отработав и пяти лет, торговые марки стремительно приходят на новые рынки и так же быстро их покидают. В чем же проблема и как открыть розничный магазин, чтобы он был успешным и рентабельным? С нашим экспертом – ведущим консультантом FCG по бизнес-технологиям в ретейле Натальей Чиненовой - рассмотрим основные вопросы, ответы на которые необходимо получить до того, как  запускать розничный проект.

Эффективная мотивация персонала в кризис

Главное правило для директора обувного магазина - уделяйте больше внимания своему торговому персоналу. В период кризиса на первом месте должны быть сотрудники, на втором – покупатели и только на третьем – товар. Почему именно в такой последовательности? Потому что обслуживают ваших клиентов люди, которым ничто человеческое не чуждо, считает генеральный директор консалтинговой компании Clever Fashion, бизнес-тренер Мария Герасименко.

Розничный аудит поможет снизить издержки

Если вы хотите снизить издержки и наладить контроль за соблюдением своих розничных стандартов, то вам имеет смысл использовать такой инструмент, как аудит розничных торговых точек. О том, как и когда его проводить, рассказывает генеральный директор компании «Розничные решения» Алексей Баранов.

Реклама

Популярное

Реклама

При оформлении подписки вы будете еженедельно получать на свой e-mail новости и статьи об обувном бизнесе.
www.gore-tex.com

К началу