По данным компании JLL, в 1-м квартале 2015 года в Москве был введен рекордный объем торговых центров – около 250 тыс. кв. м, что является наивысшим показателем 1-го квартала за всю историю рынка.
За первые три месяца 2015 года в Москве открылись ТРЦ Columbus (136 тыс. кв. м GLA), ТЦ «Кунцево Плаза» (66 тыс. кв. м), Outlet Village Белая Дача, 2-я очередь (12,7 тыс. кв. м), а в последний день квартала первых посетителей принимает «Центральный Детский Магазин на Лубянке» (34 тыс. кв. м).
По мнению аналитиков JLL, около половины торговых объектов, ввод которых ожидается в 2015 году, открылись уже в 1-м квартале. Совокупно на 2015 год девелоперы заявляют ввод свыше 850 тыс. кв. м торговых площадей в Москве, однако, по оценке JLL, реальный результат окажется почти вдвое ниже – около 450 тыс. кв. м.
«Аналогичная ситуация наблюдалась в 2009 году, когда достраивались и выходили на рынок объекты, начатые еще до кризиса. Так, в начале 2009 года был зафиксирован рекордный для 1-го квартала ввод торговых площадей – 156 тыс. кв. м. В том числе именно в тот период был введен один из самых успешных ТЦ Москвы – «Метрополис», - комментирует Татьяна Ключинская, Директор по России и СНГ, начальник департамента торговых площадей компании JLL. – Мы ожидаем, что объекты, которые сегодня находятся на продвинутой стадии, будут реализованы, однако их открытие может быть перенесено на будущий год – как в связи с задержками в строительстве, так и под давлением кризисной ситуации на рынке. «Бумажные» проекты будут заморожены до стабилизации экономической ситуации и роста спроса со стороны ретейлеров».
Арендные ставки на рынке торговых центров Москвы находятся под давлением экономической ситуации, которая влияет даже на самые востребованные объекты. Впервые с кризиса 2008-2009 годов эксперты JLL зафиксировали снижение максимальных ставок аренды в топовых ТЦ столицы: они сократились на 15% и сегодня находятся в диапазоне 2−3,8 тыс. долл. за кв. м в год.
В свою очередь средняя ставка аренды остается на уровне прошлого квартала и варьируется в диапазоне 0,4-1,45 тыс. долл. за кв. м в год. Доля свободных площадей в ТЦ продолжает расти. По данным экспертов JLL, в успешных объектах с высокой посещаемостью и конверсией показатель увеличился с 1% до 1,5%. Общая доля вакантных площадей в московских торговых центрах, несмотря на большой объем ввода в 1-м квартале, выросла незначительно – с 6% до 6,5 %.
Многие из вышедших на рынок объектов почти полностью сданы в аренду, но открыто в среднем всего около 30% магазинов. «Невысокий показатель визуальной заполняемости торгового центра на момент запуска сегодня является трендом на рынке – доля арендаторов, открывающихся вместе с дверями ТЦ, не превышает 40%.
По прогнозам JLL, по итогам 2015 года в целом по рынку доля вакантных площадей в торговых центрах Москвы вырастет до 8%.
Рейтинг |