Rieker

Статьи об обувном бизнесе

Шесть способов оценить ассортимент магазина
30.01.2013 5711

Шесть способов оценить ассортимент магазина

Желание впечатлить клиента широким выбором является весьма похвальным, но должно иметь разумные границы. Как в стремлении угодить клиенту не раздуть ассортимент магазина? Как выстроить ассортиментную матрицу так, чтобы получать максимальную прибыль при оптимальных затратах? Об этих и других аспектах ассортиментной политики магазина в цикле статей расскажут специалисты консалтинговой компании Clever Fashion. В этот раз профессионалы fashion-маркетинга делятся с читателями журнала Shoes Report самыми эффективными методами анализа, которые позволяют оценить существующую ассортиментную матрицу.

Путь к оптимальному ассортименту

Рано или поздно перед любым бизнесом встает непростая, но интересная задача: найти компромисс между широким ассортиментом, который требует существенных затрат, и ограниченной линейкой товаров, которая, напротив, позволяет освободить средства для развития фирмы. При этом следует всегда помнить о зависимости между широтой ассортимента и затратами на производство. Аналитики говорят о том, что если ассортимент сократить в два раза, то производительность увеличится на одну треть, а издержки и показатель безубыточности уменьшатся. И, соответственно, при увеличении количества наименований возникает противоположная ситуация. Однако желание повысить производительность и сократить издержки путем сужения ассортимента может привести к крайности: слишком осторожно и узко подобранный ассортимент грозит скудостью выбора и невозможностью удовлетворить запросы потребителя, и как следствие, потерей клиентов и прибыли.

Где же проходит грань между оптимальным ассортиментом и его крайними, неэффективными формами? В идеальном случае ассортимент сбалансирован так, что он не требует лишних затрат, но способен при этом удовлетворить запросы потребителей и сохранить их лояльность. Как правило, такой баланс достигается в результате кропотливой работы и точных расчетов, постоянных исследований, анализа и прогнозирования будущих периодов. Задача осложняется тем, что каждое предприятие и рыночная ситуация уникальны, и, чтобы достичь успеха, компании необходимо системно использовать инструменты анализа и эффективный менеджмент. Важен комплекс этих мер, так как анализ ассортимента без четкой стратегии не решит проблему оптимизации бизнес-процессов. Каким бы программным обеспечением и ресурсами персонала ни обладал магазин, надо эффективно ставить задачи анализа и выбирать подходящие методы. Важно провести диагностику ситуации в магазине, определить ключевую задачу и решить ее уже сегодня, так как завтра она потребует более дорогостоящих мер.

Каждому по потребностям

В основе любого ассортиментного анализа должен лежать нисходящий принцип: на первых этапах проводится исследование крупных товарных блоков — оно позволяет увидеть основные тенденции; затем последовательно анализируются товарные подгруппы, составляющие каждый блок, и линейки товаров по видам или маркам. Такая очередность помогает определить, насколько эффективно расположена в торговом зале та или иная подгруппа и отвечает ли она характеру спроса в целом. Без применения данного нисходящего принципа усилия по оптимизации ассортимента внутри товарной группы могут оказаться бессмысленными.

В зависимости от поставленных задач и внутрифирменных условий анализ ассортимента может проводиться разными методами. Приведем основные из них.

Анализ динамики товарооборота, прибыли, средней суммы покупки и количества покупок. Позволяет определить тенденции в развитии магазина, скорректировать ассортимент и ценовую стратегию в недейственных группах.

Анализ сумм и структуры чеков. Основная задача этого метода заключается в том, чтобы определить эффективность мерчандайзинга; оценить, насколько хорошо «работает» торговая площадь; оценить ассортимент и ценовую политику с помощью выделения отдельных групп покупателей; проанализировать покупательские корзины и выявить наиболее часто встречающиеся позиции в чеках. Посредством анализа сумм и структуры чеков становятся очевидны также совместно покупаемые товары.

Анализ структуры товарооборота и прибыли (АВС-анализ). Этот метод позволяет выявить самые важные товарные группы, подгруппы и марки в общей сумме прибыли предприятия. Суть метода заключается в том, чтобы распределить весь ассортимент по трем параметрам: категорию А составляют наиболее ценные товары, которые формируют 20% товарных запасов и приносят при этом 80% прибыли; категория В составлена промежуточными по ценности товарами, которые создают 30% товарных запасов и приносят 15% общей прибыли. Наконец, категория С представлена наименее ценными товарами. Они составляют 50% товарных запасов и формируют 5% всех продаж. Для наиболее показательных результатов такой анализ рекомендуется проводить раз в квартал.

Анализ эластичности товарооборота определяет группы товаров, которые наиболее чувствительны к изменениям рыночной ситуации, потребительской и конкурентной среды. С его помощью можно понять, какой вклад вносит каждая товарная группа в повышение и снижение товарооборота. Анализ эластичности товарооборота часто применяется к продажам сезонных товаров.

XYZ-анализ позволяет оценить стабильность продаж по товарным группам и прогнозировать характер потребления в будущем периоде. В ходе этого анализа все товары распределяются по факторам сезонности, дефицита, специальных акций на продажи и на основе этого делятся на три категории. Категорию Х формируют товары, показывающие стабильные продажи; категорию Y составляют товары, продажи которых нестабильны, но тенденции колебания спроса на них известны; категория Z составлена товарами, которые покупаются нерегулярно, а тенденции изменения спроса на них проследить сложно. XYZ-анализ помогает выбрать методы работы с данными группами, определить величину товарных запасов каждой категории и частоту их пополнения на складе.

Анализ эффективности использования торговых площадей используется для решения проблемы спроса на товарные группы. Этот анализ оценивает эффективность торговых площадей, выявляет проблемные участки помещения и потенциально перспективные зоны мерчандайзинга. Глобальная цель анализа эффективности использования торговых площадей — максимально прибыльное использование каждого квадратного метра торговой площади.

Любая из перечисленных методик анализа может сослужить компании хорошую службу в формировании ассортиментной политики. Но всегда надо помнить, что разработка и оптимизация ассортиментной матрицы магазина должна дополняться исследованием потребителя. Знание своего клиента и понимание ключевого для компании сегмента помогает ярко и понятно позиционировать бизнес. А это в свою очередь частично позволит ответить на значительную часть вопросов, связанных с формированием товарного ассортимента. 

Желание впечатлить клиента широким выбором является весьма похвальным, но должно иметь разумные границы. Как в стремлении угодить клиенту не раздуть ассортимент магазина? Как выстроить ассортиментную…
3.3
5
1
1
Пожалуйста оцените статью
Выставка обуви Еврошуз

Материалы по теме

Бутик ложек для обуви

Как бы ни совершенствовалась обувь, вопрос удобства ее надевания по-прежнему остается актуальным. Если человек заботится о внешнем виде своих туфель или сапог, то ему важно, чтобы не заламывалась пятка. Избежать этого помогают всевозможные ложки (или рожки, лопатки) для обуви. Их удобство было оценено еще древними готами, которые создавали обувь из тонкой кожи. Тогда без подобного приспособления надеть обувь было невозможно. Со времен готов ложки для обуви не сильно изменились. Хотя это и не удивительно, ведь обувь осталась такой же - с пяткой, да и форма ноги человека осталась прежней. Сергей Абрамян предлагает на этом нехитром аксессуаре создать целый бизнес.

Как внедрить модный тренд в ассортимент

Многие владельцы магазинов воспринимают слово «модный» в отношении ассортимента скептически и, стремясь не рисковать, закупают базовый ассортимент. Но существуют методики использования модного тренда как инструмента продаж, с помощью которых модные тренды могут превратиться из фактора риска в фактор повышения прибыли. О каких методиках идет речь и как их применять? Об этом во время своего семинара на «Российской обувной неделе» рассказала Галина Кравченко, директор по развитию Fashion Consulting Group.

Когда качество — не игрушки

Для продавцов детской обуви качество товара — не просто приятное дополнение к имиджу, а строгая необходимость. Речь идет о здоровье ребенка, чей организм еще слишком восприимчив к любым внешним влияниям, поэтому неправильная конструкция или вредные материалы обуви могут буквально сломать жизнь человеку. Как определить некачественный товар еще на стадии заказа? И стоит ли безоглядно доверять имени производителя? На эти вопросы отвечают партнеры информационного центра детских товаров KIDDYPAGES, для которых детская обувь — профессия. 

Как предсказать уровень товарных остатков уже в начале сезона

Чтобы не оказаться в ситуации «поздно пить боржоми» с 60% остатков в конце сезона, необходимо регулярно анализировать товарооборачиваемость магазина. Но, как выяснилось в ходе деловых семинаров, о том, как это делать, знают лишь 5 бизнесменов из 50. Аналитик компании «Академия розничных технологий» Максим Горшков объясняет, как использовать показатель товарооборачиваемости для прогнозирования остатков и своевременной работы с ними.

Реклама

Популярное

Реклама

При оформлении подписки вы будете еженедельно получать на свой e-mail новости и статьи об обувном бизнесе.
www.gore-tex.com

К началу