Rieker

Статьи об обувном бизнесе

Точный расчет. Рассчитайте, сколько товара надо закупить для магазина обуви.
18.11.2015 13011

Точный расчет. Рассчитайте, сколько товара надо закупить для магазина обуви.

С затовариванием магазина сталкиваются как большие сетевые магазины, так и маленькие. Простые формы расчета помогут определить, сколько продукции по каждой товарной категории вам следует закупить. В тонкостях закупок SR разбирается с ведущим экспертом по ассортименту и прогнозированию трендов Fashion Consulting Group Галиной Кравченко.

Этапы формирования бюджета закупки можно разделить на три этапа:

1. Прогноз продаж, определение показателей эффективности ассортимента и вычисление товарного запаса на сезон. Важно:

  • где происходит расчет суммарных показателей;

  • детализация на группы ассортимента и корректировка на остатки осуществляется на этапах 2 и 3 и подразумевает кропотливые расчеты по группам ассортимента.

2. Детализация товарного запаса и прогноз остатков по ассортиментной матрице.

3. Вычисление детализированной ассортиментной матрицы и товарного запаса к закупке, расчет нужного бюджета закупки.

Приведенный алгоритм - это схема расчетов ключевых шагов, он может быть расширен и усложнен в зависимости от специфики бизнеса.

Этап 1

Прогноз продаж, определение показателей эффективности ассортимента и вычисление товарного запаса на сезон.

Этот этап позволяет посмотреть на свой бизнес «сверху» и, в конечном счете, понять, стоит ли вообще работать с данной торговой точкой, нужно ли планировать для нее закупки, рентабельна она или нет.

Для расчета суммы товарного запаса к закупке, предварительно Вы должны знать:

  • план продаж на сезон  (планируемая выручка в рублях);

  • торговые наценки на начало сезона – mark up (суммарно);

  • размеры скидки от первоначальной розничной цены;

  • норму остатка на конец сезона.

Это входящая информация для расчета товарного запаса, на основании которой рассчитывается фактическая наценка с учетом скидок (mark on), а также показатель валовой прибыли.

Только следуя приведенному алгоритму, можно точно рассчитать валовую прибыль (сумму покрытия всех затрат магазина: закупку коллекции, аренду торговой площади, зарплату персонала, рекламных расходов и т.д.), и если полученной суммы оказывается достаточно (после вычета расходов остается приемлемый для Вас «плюс»), магазин может работать дальше, он рентабелен. Если валовой прибыли недостаточно для покрытия  расходов, то в сегодняшних реалиях рассматривают несколько сценариев:

  • закрытие магазина;

  • сокращение расходов на магазин (сокращение персонала, оптимизация площади, снижение аренды, сокращение площади магазина для сокращения всей совокупности затрат и т.д.);

  • субсидирование магазина за счет более успешных торговых точек в сети. Например, магазины FLAG SHIP (магазин-эталон, или имиджевый магазин сети со специальным дизайном торгового зала и представлением ассортимента) может не покрывать прямые затраты на свое содержание, но являться маркетинговым/PR-  инструментом привлечения новой целевой аудитории и окупаться за счет всей сети бренда.

 

Наиболее часто встречающаяся ошибка – вести планирование не для каждой торговой точки, а для всей сети целиком. В этом случае мы не получаем объективной картины, а лишь замеряем «среднюю температуру по больнице». Между тем каждый объект бизнеса подразумевает индивидуальные условия для успешных продаж: климатические особенности, вкусовые предпочтения регионов, разная «проходимость», местоположение, площадь магазина, структура потребителей, ценовая сегментация и другие факторы, которые необходимо учитывать.

Этап 2.

Детализация товарного запаса и прогноз остатков по ассортиментной матрице.

Только после расчета ключевых KPI и суммарного товарного запаса для торговой точки,  следует его детализация – разнесение  по категориям и группам ассортимента. При необходимости детализация может быть очень подробной, вплоть до цветовой гаммы и размерной сетки (если речь идет о магазине одежды/обуви). Например, сколько моделей casual или business, сколько базовых и ультрамодных должно быть продано в течение предстоящего сезона? На этом этапе будущие закупки планируются в процентах или долях.

Здесь важно корректно указать структуру ассортимента. Важно рассматривать не только показатели структуры продаж, но и структуру прибыльности групп ассортимента. Показатель структуры товарного запаса в fashion-индустрии опасно на 100% брать исключительно на основании статистики. Также обязательно нужно включить экспертизу и взвесить дополнительные качественные критерии. За основу можно взять структуру валовой прибыли по классификатору ассортимента и далее сравнить ее со структурой закупки по с/с и пропустить количественные показатели через фильтр качественных факторов продаж: удачность закупки моделей, конкурентное предложение ассортимента у магазина, изменение тенденций в покупательском поведении и другие.

Далее после формирования корректной структуры товарного запаса происходит расчет (разнесение) суммы планового товарного запаса по структуре ассортимента. Рассчитанный товарный запас для группы ассортимента нужно поделить на прогнозируемую себестоимость (с/с).

Следующим шагом  после понимания того, сколько штук  товарного запаса необходимо для каждой группы и категории ассортимента, прогнозируются остатки на конец сезона.

Для планирования ассортимента на следующий сезон Вам понадобится рассчитать, сколько остатков перенесется из предыдущего сезона. В практике есть магазины, которые не учитывают остатки предыдущих сезонов, а считают каждую закупку индивидуально.

Наиболее часто встречающаяся ошибка при расчетах вручную – не учитывать остатки при формировании ассортимента на сезон, или учитывать их общую сумму по всему ассортименту без детализации. Такой подход приводит к тому, что невозможно определить, какие именно ассортиментные позиции есть в наличии, а какие нужно усилить в закупке, их просто не видно. Как следствие - присутствующий на складе ассортимент дополняется новым, образуя еще большие остатки на конец сезона, ассортимент же, который действительно нужен для выполнения плана продаж, представлен недостаточно. Очевидны нецелевое использование бюджета, загромождение складов, а также недостаточные показатели прибыльности компании в целом.

 

Этап 3.

Вычисление детализированной ассортиментной матрицы и товарного запаса к закупке, расчет нужного бюджета закупки.

На этом этапе магазины смогут планировать количество штук товара к закупке и превратить их в бюджет закупки.

Расчет очень простой: товарный запас (ТЗ) в закупке  (шт.) = ТЗ плана на сезон - остатки. Такой расчет производится для каждой ассортиментной группы в штуках, так как себестоимость (с/с) остатков и вновь закупаемой продукции может отличаться. Далее полученное количество (шт.) в каждой категории умножается на с/с и получается бюджет закупки на каждую группу ассортимента. И только потом, суммируя все ассортиментные составляющие, образуется бюджет закупки. Кстати, приведенная форма для расчета вполне подойдет и торгово-производственным компаниям. В этом случае составляется детальный план производства нужных товаров на сезон и дополнительно рассчитывается количество моделей.

Структура ТЗ индивидуальна для каждой компании и базируется на уникальной статистике продаж. Если компания выделяет в своем ассортименте линии или группы рисковости, закупает более одного бренда или имеет сложную систему поставок, то расчет расширяется для учета всех потребностей управления ассортиментом. Тогда структура ТЗ рассматривается в виде отдельной матрицы. При расчетах обязательно учитываются размерные ряды, размер ТЗ в закупке представляется в виде количества моделей, которые нужно закупить. 

С затовариванием магазина сталкиваются как большие сетевые магазины, так и маленькие. Простые формы расчета помогут определить, сколько продукции по каждой товарной категории вам следует закупить. В…
3.28
5
1
5
Пожалуйста оцените статью
Marco Opt

Материалы по теме

Как установить цены, которые позволят зарабатывать

Некоторые бизнесмены до сих пор путают понятие маржи с понятием торговой наценки и устанавливают цены на свой товар, руководствуясь исключительно примером конкурентов. Неудивительно, что они разоряются! Аналитик компании «Академия розничных технологий» Максим Горшков дает несколько советов и формул, с помощью которых можно установить не только не разорительные, но и прибыльные цены.

Четыре инструмента для контроля остатков

Остатки — это естественный бизнес-процесс, который поддается планированию и управлению. Но чтобы получить над ними власть, нужно постоянно держать руку на пульсе своего бизнеса. Слабые места легко вычисляются с помощью четырех несложных показателей. Каких, — во время форума Fashion Retail&Distribution рассказал Олег Груздев, основатель первой в России галереи шоу-румов.

Бутик ложек для обуви

Как бы ни совершенствовалась обувь, вопрос удобства ее надевания по-прежнему остается актуальным. Если человек заботится о внешнем виде своих туфель или сапог, то ему важно, чтобы не заламывалась пятка. Избежать этого помогают всевозможные ложки (или рожки, лопатки) для обуви. Их удобство было оценено еще древними готами, которые создавали обувь из тонкой кожи. Тогда без подобного приспособления надеть обувь было невозможно. Со времен готов ложки для обуви не сильно изменились. Хотя это и не удивительно, ведь обувь осталась такой же - с пяткой, да и форма ноги человека осталась прежней. Сергей Абрамян предлагает на этом нехитром аксессуаре создать целый бизнес.

Море по колено: резиновая обувь

Астрономический рост популярности обуви, которая еще несколько сезонов назад имела право существовать разве что на овощных грядках и животноводческих фермах, пришелся на лето 2012 года в Британии, которой мир и обязан появлению сапог-веллингтонов (этот термин давно и прочно закрепился за обувью, изготовленной из резины). За два последних года международный обувной рынок увеличил продажи обуви из ПВХ и натурального каучука в несколько раз.

Реклама

Популярное

Реклама

При оформлении подписки вы будете еженедельно получать на свой e-mail новости и статьи об обувном бизнесе.

К началу