«Маркировка будет, и затронет она не только обувь»
26.03.2018 17008

«Маркировка будет, и затронет она не только обувь»

В ближайшее время начнется добровольный эксперимент по маркировке обуви, принять участие в котором может любая компания, пока, повторимся, добровольно. В конце года правительство и независимые эксперты оценят целесообразность введения обязательной маркировки обувной продукции и мониторинга ее оборота на территории РФ. О специфике работы в новых условиях, о сотрудничестве с таможенными брокерами и других аспектах логистики на обувном рынке SR беседует с Максимом Лебедевым, СЕО и генеральным директором компании Smartlines.

Максим Лебедев Максим Лебедев - CEO компании  Smartlines

С чего начинался ваш бизнес?

Началось все спонтанно, как у многих в начале 90-х. Время было непростое, но самое жесткое воспоминание – кризис 1998 года. Рухнуло все, в том числе и международные перевозки. Нашими заказчиками были тогда случайные люди, никакой четкой идеи развития у многих из них не было, и кризис буквально раздавил почти всех. Стало ясно, что работать надо с компаниями, способными выстраивать стратегию развития, ориентированную на перспективу. В 1999 году, в самый разгар стихийного рынка, был создан таможенный брокер «Мастер -Брокер», задачей которого ставилась организация цивилизованной и безопасной модели таможенного оформления, ориентированной на легальный крупный бизнес. Тогда это мало кто понимал, да и мы сами не могли похвастать большими успехам, но время показало, что мы были правы.

Как вы думаете, когда произошел перелом в сознании бизнесменов?

В начале 2000-х, по мере восстановления экономики после кризиса 1998 года, в России начали работать крупные западные компании, разделяющие наши взгляды. Первым крупным клиентом для «Мастер-Брокер» стала компания Rockwool, но настоящий прорыв произошел на рубеже 2006-2007 годов. Государство стало оказывать влияние на рынок таможенных услуг и импорт товаров, усиливая контроль и давление на недобросовестных импортеров. За эти годы компания накопила огромный опыт по администрированию и оформлению сложных и сборных грузов.

В чем преимущества работы через таможенного брокера?

Во-первых, по закону брокер несет солидарную ответственность за сведения, указанные в декларации. Во-вторых, ответственность брокера застрахована на 20 млн рублей по каждому случаю. В-третьих, ответственность таможенного брокера перед таможенными органами обеспечена гарантией на 1 млн евро. Учитывая все эти факторы, таможенный представитель максимально ответственно относится к тому, что и как он делает, ведь ответственность за его работу, в соответствии с новым Таможенным кодексом РФ, заканчивается только через пять лет. В то же время для таможни такой декларант предпочтительнее по тем же причинам. Доверия к брокеру больше, и это доверие заслужено годами профессиональной и четкой работы. Сейчас, учитывая нашу репутацию, могу сказать, что таможенные органы на нашей стороне и всячески способствуют нашей работе и развитию, видя в нас надежных и ответственных партнеров. Но чтобы заслужить такое доверие, пришлось побороться. За плечами не один и не два выигранных суда.

Что позволяет вам с уверенностью смотреть в будущее?

Самое главное – это люди, которые у нас работают и с которыми мы работаем долгие годы. Отношения с нашими подрядчиками длятся как минимум уже 15 лет. В компании работают настоящие профессионалы своего дела, ответственные и надежные. Огромную роль играет и репутация. С первого дня существования компании «Мастер-Брокер» мы исключили недобросовестный подход, ориентируясь на легальный, прозрачный и понятный бизнес. Могу сказать, что не только нас выбирают клиенты, но и мы выбираем тех, с кем готовы работать. Ответственность обоюдная, и мы вовсе не стремимся к поточному слепому конвейеру в работе. Каждый комплект документов, каждый поставщик и импортер тщательно проверяются, проверяются цены, разрешительные документы, сопроводительные документы на груз, контракты. В этом деле мелочей не бывает.

В таком случае, не проще ли для вас самим готовить документы для импорта, а не проверять за другими?

Конечно, это так. И мы подготавливаем контракты, договоры, взаимодействуем с органами по сертификации, с перевозчиками, отправителями. Мы даже предлагаем свои компании для импорта товаров по агентской схеме. Всего за 2% от стоимости мы берем на себя все формальности в рамках внешнеэкономической деятельности. По факту, наши заказчики получают надлежащим образом оформленный товар на территории России за рубли, не вмешиваясь в тонкости банковского законодательства и финансового контроля за участниками ВЭД. Мы предлагаем поставку «под ключ», поэтому называем себя группой компаний, подразумевая наличие всех инструментов для участников рынка – таможенного представителя, экспедиторской компании, транспортной компании, торговой компании, склада.

Для чего тогда нужна компания-агент, которая по факту становится участником сделки между поставщиком и конечным покупателем? Как относятся к этому поставщики, если, например, между ними и покупателями в России существуют прямые договоренности?

Агентская схема подразумевает наличие трехсторонней связи между поставщиком и конечным покупателем. По факту сделка совершается от имени агента, но по поручению и за счет принципала. Ее смысл состоит в том, чтобы избавить российскую компанию от забот и рисков, связанных с администрированием внешнеторговой деятельности. Такая схема в первую очередь подходит небольшим компаниям, закупающим товары небольшими партиями. Издержки на услуги агента в этом случае меньше, чем затраты на содержание собственного штата специалистов – от логистов до бухгалтера. Основной и единственной заботой торговой компании должна быть торговля, а не логистические операции. В условиях «серого» рынка все крутились, как могли, и экономили за счет логистических издержек. Но эти времена прошли. Средние совокупные издержки на поставку обуви – около 25-30%, и вряд ли могут быть существенно уменьшены за счет логистических ухищрений. На первый план выходят сроки, гарантии оплат, надежность и ответственность логистического оператора и таможенного брокера. Торговая компания может сконцентрироваться на определении ассортимента, угадывании вкусов потребителя, а не на деталях и тонкостях таможенного, банковского и налогового законодательств, связанных с импортом. А сейчас еще и маркировка обуви на носу…

Очень актуальный вопрос. Что скажете по этому поводу?

Могу сказать, что очень рад подобным нововведениям. Мы являемся участниками проектно-экспертной группы при Минпромторге РФ по маркировке и получаем информацию из первых рук. При нашем участии и на наших глазах формируются очертания будущей системы. Убежден: в конечном счете транспарентность и добросовестная конкуренция нужны и торговым компаниям, и потребителям. Мы давно живем в мире высоких технологий, например, в логистике компания Maersk начала тестирование технологии блокчейн в своих бизнес-процессах. Логично, что в вопросах контроля за деятельностью юридических лиц тоже происходят перемены. Государство хочет знать о нас все. И оно, конечно, будет знать все очень скоро. Когда стало известно о введении обязательной книги покупок и продаж в электронном виде, многие махнули рукой. Дескать, когда это еще будет, когда еще это все научатся администрировать, в России все «решаемо»…

Но посмотрите, что происходит сегодня: практически исчезли фирмы-однодневки, обналичка. С одной стороны, тем, кто привык жить в таких условиях, сейчас трудно, но если посмотреть на ситуацию с другой стороны, то в перспективе мы увидим, как обеление и легализация бизнеса будут реально помогать предпринимателям расти. Для изменений нужно время, надо менять деловую культуру, отношение к налогам, социальной ответственности. Это процесс долгий, но он идет. Маркировка (этикетирование) товаров дает возможность государству контролировать легальность, уплату НДС и обеспечивать тем самым для всех участников рынка равные конкурентные условия. Уже сейчас ясно, что маркировка будет, и затронет она не только обувь.

Как вы готовитесь к введению маркировки, каким образом это отразится на бизнесе ваших клиентов?

На данный момент при выборе средства маркировки есть понимание того, что нужно уходить от понятия КИЗ, так как в рамках ЕЭС это – бланк строгой отчетности, и вводить понятие СИ (средство идентификации). Основным способом всем видится использование QR-кодов, но предлагается также параллельно в эксперименте испытать и на RFID-метках. В принципе, в качестве СИ могут быть использованы любые 2D-коды, но акцент все же делается на QR-код и Data Matrix. Большое количество споров в разрезе маркировки на сегодняшний день вызывают вопросы маркировки остатков. Основными являются сроки маркировки остатков и амнистия на определенное количество пар из остатков. Окончательно сформированных и законодательно закрепленных нормативных правовых актов для проведения эксперимента еще нет. Продолжается работа экспертных рабочих групп при Минпромторге по разработке и согласованию методических рекомендаций для проведения эксперимента. Согласно «Дорожной карте», методические рекомендации должны были появиться в феврале, а с марта стартовать эксперимент, но этого до сих пор не произошло. Скорее всего, добровольная маркировка начнется не раньше января 2019 года, и по результатам эксперимента будет принято решение о сроках и порядке введения обязательной маркировки обуви. После введения обязательной маркировки ввоз и продажа изделий без маркировки будут невозможны. Далеко не все производители готовы помогать своим покупателям в этом вопросе, что мы сейчас видим на примере этикеток ЕАС. Производители соглашаются компенсировать покупателям затраты на наши услуги, а мы проводим этикетирование на складе консолидации. Аналогично будем поступать и в случае принятия обязательной маркировки. Технически это более сложный процесс, но мы к нему готовы.

Как защитить свой бизнес при проверках сертификатов и маркировки?

Если говорить об информационной составляющей, то правительство вместе с представителями бизнеса – участниками рабочих экспертных групп – и Национальным обувным союзом большое внимание уделяют вопросам защиты бизнеса. План мероприятий включает в себя разработку и согласование требований по защите информации, содержащейся в ИС-маркировке, и обеспечению информационной безопасности при использовании информационно-коммуникационных технологий. Если говорить о защите от санкций со стороны государства за нарушение правил сертификации и маркировки, то здесь все просто – доверять профессионалам и не искать сомнительных решений.

При импорте товаров заботу о сертификации зачастую берут на себя перевозчики. Как можно проверить сертификаты на корректность?

При использовании импортерами сертификатов и деклараций соответствия на товары, выданные на другие юридические лица (заявителей), важно знать следующее: использование сертификатов и деклараций на серийный выпуск третьими лицами возможно только при условии предоставления доверенности от заявителя на право использования этих разрешительных документов. Чтобы избежать проблем при проведении таможенного оформления товаров, обязательно нужно проверять легитимность представляемых разрешительных документов. Проверить на достоверность сертификаты и декларации соответствия можно в единой базе данных Росакредитации, которая в свободном доступе размещена на сайте www.fsa.gov.ru. На этом ресурсе по номеру документа можно проверить всю информацию данного конкретного документа (дату выдачи, срок действия, адреса и наименования производителей, артикульный ряд,наименование товара и т.д.). Следует отметить, что при декларировании товаров с предоставлением недостоверных сведений или недействительных документов КОАП РФ (ст.16.2.3) предусматривает наложение штрафа для юридических лиц в размере от 50 тысяч до 300 тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметом правонарушения, или без таковой.

Известно, что вскоре выдача протоколов испытаний без предоставления образцов будет невозможна. Как регулируется и осуществляется ввоз образцов на сертификацию?

Правильность документооборота при ввозе образцов крайне важна. Для ввоза образцов для целей сертификации данной продукции без предоставления разрешительных документов на момент ввоза должен быть заключен договор с органом по сертификации на оказание услуг по сертификации данной продукции и проведению испытаний, в котором оговаривается количество и ассортимент необходимых для испытания образцов. Для подтверждения намерений, помимо копии договора, в таможенный орган предоставляются счета от сертификационного органа и платежные документы, подтверждающие их оплату. При подписании договора обязательно нужно оговорить оформление и получение на руки самих протоколов испытаний, на основании которых будут выдаваться сертификат либо декларация соответствия.



В ближайшее время начнется добровольный эксперимент по маркировке обуви, принять участие в котором может любая компания, пока, повторимся,…
2.93
5
1
1
Пожалуйста оцените статью

Материалы по теме

В чем ошибка поставщиков детской обуви в работе с оптовыми компаниями

Тема работы поставщиков и оптовиков не раз поднималась на страницах нашего журнала экспертом по продажам детской обуви, управляющим компанией «Мила» Александром Бородиным. В интервью SR Александр рассказал, почему возникают сложности, в чем ошибки…
18.07.2022 5766

Как работать с маркетплейсами, чтобы избежать конкуренции онлайн-ассортимента с офлайн-магазином

С маркетплейсами сегодня работают многие обувные ритейлеры и производители. Однако у этого сотрудничества есть как свои плюсы, так и минусы. Один из них - конкуренция ассортимента в онлайне и офлайне, отток реальных покупателей на маркетплейсы,…
01.02.2022 7495

Бразильские обувщики приглашают байеров из России и стран СНГ на бизнес-встречи в онлайн-формате

С 21 июня по 2 июля в России и странах ближнего зарубежья пройдут в онлайн-формате b2b-встречи крупнейших бразильских производителей и российских байеров. Мероприятия проводятся по инициативе Brazilian Footwear, государственной программы,…
07.06.2021 8837

Компания DEOX укрепляет свои позиции на рынке

SR решил выяснить, с какими проблемами пришлось жить и работать российским обувщикам, и спросить производителей о работе в сегодняшних реалиях. В данной подборке материалов речь пойдет о влиянии пандемии коронавируса на отечественный обувной бизнес,…
02.02.2021 9141

Лилиан Роор, директор по продажам ARA в России: «ARA Shoes стремится быть самым высокотехнологичным производителем модной обуви.

Немецкий обувной бренд ARA знают и любят в России давно, еще с советских времен. В этом году марке исполнится 72 года. Компания преодолела трудности и проблемы, вызванные текущей пандемией коронавируса, и продолжает реализацию намеченных планов. На…
17.05.2021 13557
При оформлении подписки вы будете еженедельно получать на свой e-mail новости и статьи об обувном бизнесе.

Наши партнеры

К началу