«Стране необходимы торгово-производственные холдинги, и мы беремся за создание такого предприятия». Андрей Павлов
19.07.2016 9354

«Стране необходимы торгово-производственные холдинги, и мы беремся за создание такого предприятия». Андрей Павлов

«Я прочитал книжку Суворова, а он писал – «держи голову в холоде, живот в голоде, ноги в тепле», и я понял – надо заниматься обувью!», - улыбается президент компании Zenden Андрей Павлов. Вряд ли будет уместно проводить тут какие-то аналогии, однако планы у главы российского обувного предприятия глобальные – строительство крупного торгово-производственного холдинга, фундамент для которого уже заложен.

Zenden_shoes.JPG

Андрей Павлов: Можем сразу начать с описания общей ситуации на рынке. Ведь именно из-за сложившейся ситуации многие компании, такие как Thomas Munz будут с рынка уходить.

Shoes Report: Сейчас вроде бы наблюдается тенденция возвращения производства обуви в Россию?..

Андрей Павлов: Это все сказки, из Китая невозможно уйти, как невозможно уйти из Индии и из каких-то других стран. Но у нас не фабрик не хватает, отсутствует экономический смысл заниматься производством в России. Конечно, кризис ударил, доллар поднялся, но производственные циклы в разы длиннее, чем торговые. Открыть магазин можно и за месяц, а чтобы открыть фабрику - нужны годы. Сейчас доллар высокий, а через два года его стоимость может снова снизиться, а из-за того что у производителя цикл длинный, в какой-то момент он обязательно попадает мимо кассы. Если не будет изменений в части налогового законодательства в отношении льгот к торговому и производственному бизнесу, то все вернется на круги своя.

Shoes Report: Мне кажется, конкретно вашей компании оказывается поддержка со стороны государства?

Андрей Павлов: Мы об этом говорили, поддержка оказывается, мы фабрику строим в свободной экономической зоне в Крыму, где есть льготы. Но все эти льготы сейчас нивелируются стоимостью логистики. Сейчас мы просчитываем строительство первого модуля, для чего нам необходимо привезти стеновые панели. Доставка этих панелей, при их стоимости в 12 млн рублей, составляет около 4 миллионов, а если бы строительство велось в Подмосковье, доставка обошлась бы в 400 тысяч рублей. Производить в Крыму сейчас в разы дороже. И если там и предоставляются льготы по налогу на прибыль, прибыли этой мы не увидим много лет, потому что все съест логистика. И, тем не менее, этот проект интересен для нас, мы готовы им заниматься, не думая о деньгах.

Shoes Report: А в чем интерес?

Андрей Павлов: Интерес строить, созидать, можно сказать, комсомольский порыв. Если бы я был застрахован от убытка, я бы гарантированно занимался производством. Сколько заработаю - рубль, два или пять, не важно, если в целом это будет рентабельно.

Shoes Report: Правильно ли я понимаю, что вы фокусируетесь на низко ценовом сегменте и выпускаете простую в производстве обувь?

Андрей Павлов: У нас есть обувь и посложней – это мужская модельная кожаная обувь, в сегменте средний минус. Цена Пары мужских кожаных полуботинок в рознице - около 3 тыс рублей. Некоторые и женскую обувь в России производят, но думаю, что из 100 млн пар официального объема производства обуви в стране, большая часть здесь только собирается. Тапочки, сланцы, босоножки собираются легко. Локализация производства зачастую не превышает 20-30%.

Shoes Report: Недавно вы приобрели обувной бренд и розничный бизнес Thomas Munz. Помимо этого у вас большие планы по развитию сети Zenden, собираетесь открывать 40 магазинов в этом году. Чем объясняется рост в такое непростое время?

Андрей Павлов: В принципе на российском рынке обуви сейчас нет розничных игроков с достаточной долей. Был единственный игрок Centro, но у них проблемы. В то же время, посмотрите на рынок Германии, объем продаж Deichmann - $5 млрд при населении страны в 80 млн человек! А у нас лидер рынка не имеет и полмиллиарда долларов, и это при том что население России в полтора - два раза больше чем в Германии. Почему так? Потому что российский рынок в своей основе серый. Сейчас государство начало наводить порядок, стало не так легко поехать в Турцию и привезти оттуда чемодан обуви, Китай далеко, на таможне порядок наводят.

Отечественный рынок обуви в своей массе - это рынок различных оптимизаций – таможенных, налоговых. Поэтому на нем были тысячи, десятки тысяч игроков. Прикрытие схем, закрытие схемных банков ведет к обелению рынка.

Shoes Report: А то, что сейчас происходит с тем же Centro, Carlo Pazolini это связано с тем, что обеляется рынок?

Андрей Павлов: Нет, дело в том, что мы находились в ситуации, когда на рынке было мало «белых» обувных компаний, можно по пальцам их перечесть, и при этом - десятки тысяч игроков в сером поле. Выжить было катастрофически тяжело. С одной стороны транснациональные компании, которые занимаются обувью, поджимают - заходим в Zara, Bershka, H&M - у всех обувная капсула. При этом они эффективнее в аренде, в закупке, в финансировании. Заходим в «Глорию Джинс», «Твое» – обувная капсула. Доля продаж этой обуви растет. Один завез 200 тыс, другой 500 тыс. , третий - миллион… А рынок-то один!

С одной стороны нас давят вот эти компании, с другой - начали давить гипермаркеты – О’Кей, Ашан и прочие. Они продают кеды, при этом Ашан может торговать с наценкой 30-40%, а мы не можем. Вот из-за всего этого российские игроки, которые готовы работать честно, чувствуют себя не очень хорошо - Carlo Pazolini, Centro - ни у кого ведь особых прибылей нет, так и мы - с хлеба на воду перебиваемся.

Shoes Report: А что за проблемы были у Thomas Munz?

Андрей Павлов: Компания небольшая, при таких объемах сложно потянуть операционные издержки. После того как Thomas Munz стала частью нашего бизнеса, операционные издержки этой розницы снизились в три раза, за счет закрытия китайского офиса, оптимизации логистики. Вообще Thomas Munz - это бывшая «М-Шуз», одна из старейших обувных компаний в России, они начинали еще в первой половине 90-х. Я сам работал с ними в 1995 году, покупал у них обувь, которую потом продавал в Лужниках, так начинался мой бизнес. Тогда это была чисто оптовая компания, своя розница у них появилась 5-6 лет назад.

Сейчас собственник Thomas Munz вышел из обувного бизнеса, решил заняться чем-то другим. Обувной бизнес требует полного погружения, круглые сутки, это не сдача помещений в аренду - сдал и поехал куда-то отдыхать. Скорее всего, владелец просто устал. Нужно ведь постоянно следить за конкуренцией, за модой, смотреть на год вперед, постоянно вариться в этой каше, и бизнес стал сложнее.

Shoes Report: А что вы думаете по поводу немецких марок, они пока удерживают цены, заморозили их?

Андрей Павлов: Нет, цены на немецкую обувь выросли практически пропорционально евро и доллару. Мы же торгуем этими марками! Повышение было плюс-минус чуть меньше курса, учтите еще то, что в России не выросли ни аренда ни зарплаты. Мы видим, что доллар вырос, но при этом мировые валюты - юань, турецкая лира упали относительно доллара, а товар – то производится далеко не в Германии! Юань процентов на пять-семь девальвировался, как раз себестоимость товара в долларах тоже упала. Если все это посчитать, то окажется что рост был пропорционален.

Немецкие бренды с рынка никто не выбьет, у них, в отличие от российских марок, для которых рынок сбыта - это вся Россия, есть еще европейские страны. А нас в Европе никто не ждет – ни в Германии, ни в Польше. В Польшу уже ходили Centro, «Кари»… - Поляки русскую обувь покупать не будут, тем более что она не уникальна. Россиян за границей не ждут, а еще и санкции какие-нибудь объявят, в то же время наш российский рынок делит весь мир.

Shoes Report: Какие государственные решения могли бы помочь развитию импортозамещения?

Андрей Павлов: Льготы для производства и ужесточение требований в торговле. Например, ввели налог на метры, торговый сбор, его надо ужесточать. Все льготы, которые сегодня даются малому бизнесу, по факту являются льготами дляпредставителей иностранных марок. Десятки тысяч игроков на обувном рынке сидят на ЕНВД, но зато эти предприниматели переплачивают аренду в торговых комплексах.

Обратите внимание, практически в любом торговом центре страны все лучшие места занимают иностранные бренды. Российская розница рассредоточена по углам. При этом российские компании платят за аренду в два–три раза больше, чем иностранцы, потому что все льготы, которые дают торговцам, забирают арендодатели.

Допустим, такой арендатор торговой площади, как мы платит с оборота 23-25% налогов - НДС, налог на прибыль, на зарплату. А налог, который выплачивает малый предприниматель - всего 2%! В регионах все - на ЕНВД.

Девелопер понимает, что освобожденный от налогов малый предприниматель способен платить за аренду по более высокому тарифу и просит с него - 18 или 20% с оборота. А когда приходит европейский бренд, он как якорный арендатор соглашается платить только 5% - 7% с оборота, и торговый центр идет ему навстречу.

Shoes Report: Какие требования должны быть к ретейлерам?

Андрей Павлов: Во-первых, нужна прозрачность арендных отношений. У нас есть двадцатая глава налогового кодекса, которая гласит, что разница в цене одного и того же продукта не должна превышать 20%. Если ставки аренды в торговом центре будут открытой информацией, налоговая сможет поинтересоваться – почему такая разница? - Почему кто-то арендует метр торговой площади за 1000 рублей, а кто-то за 5000? Если сейчас мы за свой рынок не постоим, то нас всех отсюда вынесут. Согласитесь, совсем не сложно большой западной компании устроить вакханалию и продавать товар по себестоимости в течение года, зарабатывая при этом в Германии, Польше, Бельгии. Для иностранцев российский рынок - это 1-2% их объема продаж. На этих 2% можно и повоевать, выжать конкурентов. Во многих странах это уже пройденный этап.

Сегодня ситуация может быть и в пользу российского производителя, но циклы производства длинные. Многие из наших производителей с начала 90-х пережили уже пять таких циклов. Они чуть-чуть оживали, и тут же получали по шапке – то халявная таможня, то низкий доллар. И чего они добились за 20 лет? Построили ли они мощные производственные холдинги? - Нет. Как была фабрика, так и есть, - сегодня чуть больше, завтра чуть меньше. Вот и сейчас, опустят доллар до 45 рублей, и наш производитель опять окажется в невыгодном положении.

IMG_5898.JPG

Shoes Report: Но, несмотря на все эти риски, вы все-таки строите фабрику?

Андрей Павлов: Мы строим. Но для нашей компании это не основной бизнес-проект, мы зарабатываем в ретейле. К производству просто лежит душа, у нас же уже были свои фабрики. Последнюю фабрику я закрыл в 2007 году в Боровске, в Калужской области. А строили ее с нуля. Сначала она в Обнинске работала, потом ее перевезли в Боровск, где она просуществовала пять лет, и была закрыта. Производить стало абсолютно невыгодно, бессмысленно. Оно и сейчас может невыгодно, легче пошить обувь в Китае, в Индии, еще где-то, но хочется. Если сейчас производство не развивать, то последние компетенции у людей просто исчезнут. Представляете, что будет со страной, если все будут торговать? Налоговую политику в стране надо менять, сейчас у нас ведь все условия созданы исключительно для импорта!

Shoes Report: Кажется, что уже давно ведутся эти разговоры, но так ничего и не происходит?

Андрей Павлов: Ситуация начала меняться. По всей стране сейчас действуют свободные экономические зоны, зоны опережающего развития. Движение идет, наверху тоже понимают, что без производства – никуда.

Shoes Report: Все жалуются на то, что у нас не хватает людей желающих работать на производстве...

Андрей Павлов: Согласен. А какая мотивация у человека? Налоговая нагрузка для рабочего на производстве - более 80%, включая НДС. И как в таких условиях я как работодатель смогу обеспечить своему работнику хорошую зарплату на производстве? А она по определению должна быть выше, чем в рознице! В Крыму у нас фабрика работает, она - в аренде. Первый цех - около 700 метров, около 4-5 тыс пар в месяц мы уже выпускаем. К моменту открытия первой очереди фабрики, которое ожидается в конце года, мы должны обучить 100 человек. Люди приходят отовсюду с разным опытом работы.

Shoes Report: Как быстро можно обучить?

Андрей Павлов: Это зависит от специализации. Обучить упаковывать можно за один день. Обучить швею – месяц, два, три. Но чтобы вырастить мастера – нужны годы.

Shoes Report: Есть такое расхожее мнение, что у каждого народа есть свой талант в той или иной деятельности. Мы видим, что у итальянцев есть талант в модной индустрии, а у русских он есть?

Андрей Павлов: Россияне наверно самые талантливые люди в мире. Нашу страну за последние 100 лет грабили и расстреливали, уничтожили столько народа, и все равно мы поднимаемся. Если страну не трогать, дать ей 20 лет хорошего развития, перенести вектор льгот на производство, защитить свои рынки, мы могли бы выйти в мировые лидеры.

Shoes Report: В итоге у вас все-таки позитивные ощущения от того что происходит в экономике страны?

Андрей Павлов: Конечно позитивные.

Надеюсь, что тренд развития продолжится, а может будет и качественное улучшение. У меня есть с десяток предложений по совершенствованию экономической системы в стране. К примеру, закон о времени работы магазинов. В Германии обувные магазины работают с 11 до 18.30, и за это время люди успевают купить себе обувь, почему в России обувные работают с 10 утра до 10 вечера? Если мы на два часа сократим работу магазина, в экономике сразу появится миллион рабочих рук. А ведь безработицы у нас нет! Но сокращение рабочего дня в рознице должно быть закреплено законодательно, в противном случае никто на это не пойдет. Потому что если я сокращу часы работы в своей сети, а конкуренты этого не сделают, я потеряю клиентов, и никакой экономической выгоды от такого шага мой бизнес не ощутит. Помимо этого магазины часто работают внутри торговых центров, у которых свое расписание и оно распространяется на всех арендаторов.

Shoes Report: Каковы ваши планы по развитию бизнеса до конца текущего года?

Андрей Павлов: В планах открытие 40 магазинов Zenden и 10 магазинов Thomas Munz. Также планируем нарастить годовую выручку до 16 млрд рублей.

Shoes Report: Довольны ли вы сегодняшними результатами бизнеса?

Андрей Павлов: Я доволен тем, что мы существуем и развиваемся, что мы продали в том году свои 6 400000 пар, а в этом – уже почти 8 миллионов. Это реально круто. И мы планируем продолжить свое развитие, готовы рассматривать предложения обувных сетей о слиянии, предложения фабрик. Мы готовы приобретать. Стране необходимы торгово-производственные холдинги, и мы беремся за создание такого предприятия.


В интервью Shoes Report президент компании Zenden Андрей Павлов рассказал о строительстве обувного производства в Крыму, покупке розницы Thomas Munz и специфике российского обувного…
2.93
5
1
1
Пожалуйста оцените статью

Материалы по теме

Международная выставка обуви Euro Shoes premiere collection с успехом прошла в Москве

Крупнейшая в России выставка обуви и аксессуаров Euro Shoes прошла в Москве с 19 по 22 февраля и вновь стала главной площадкой для встречи модных брендов и…
29.02.2024 2213

Мы готовы к активному развитию на российском рынке

Фридрих Науманн, генеральный директор бренда Tamaris, рассказал Shoes Report об амбициозных планах компании, развитии бизнеса в России и расширении розничной сети, а также поделился деталями о новых коллекциях и…
29.03.2024 2394

Яркие краски приближающейся весны: бренд обуви TAMARIS показал новую коллекцию SS’24

Немецкий бренд обуви и аксессуаров Tamaris представил новую коллекцию сезона весна-лето 2024, в которую вошли стильные и комфортные модели на любой случай. Коллекция объединила несколько модных тем, и любая женщина найдет в ней идеальную для себя…
27.02.2024 2173

IGI&Co представил на EURO SHOES новую линейку кроссовок Urban active с мембраной GORE-TEX

Итальянский бренд обуви IGI&Co, известный россиянам своей комфортной обувью из натуральной кожи, выпустил новую линейку IGI&Co Extra. В нее вошли мужские и женские модели кроссовок (высокие и низкие кроссовки) в нескольких вариантах…
19.02.2024 1958

Турецкий бренд Vaneda на Euro Shoes

Street style, sport, outdoor, military – основные стилевые направления обуви компании из Турции
20.02.2024 2547
При оформлении подписки вы будете еженедельно получать на свой e-mail новости и статьи об обувном бизнесе.

Наши партнеры

К началу