Rieker

Статьи об обувном бизнесе

Средний класс и его потребности в обуви
20.02.2013 4571

Средний класс и его потребности в обуви

Несмотря на различные споры, средний класс всегда был и остается экономической опорой любого государства, и Россия — не исключение. Именно представители среднего класса формируют самую значимую часть потребительского спроса и обладают весомой для рынка покупательской способностью. Специалисты компании StartUp рассказывают об обувных предпочтениях потребителей, относящихся к этому классу населения, и о том, как они воспринимают качество обуви, сколько готовы на нее тратить и какой сервис им при этом нужен.

Кто все эти люди

Российский средний класс во многом состоит из тех, кто благодаря своим профессиональным качествам, высокому уровню образования и внутреннему стремлению улучшить свою жизнь смог адаптироваться к условиям современной рыночной экономики и обеспечить себе и своей семье адекватный образ жизни. Объективно оценить долю среднего класса в населении России крайне сложно из-за того, что четкие критерии принадлежности к нему просто отсутствуют. В своих исследованиях компания StartUp берет во внимание общий уровень дохода семьи, определенный имущественный порог, уровень образования, образ жизни, а также самооценку респондентов относительно экономического класса.

Несмотря на широкий спектр показателей, уровень дохода является ключевым фактором: минимальным порогом входа в средний класс в России является доход не менее 12 тыс. долл. в год на одно домохозяйство, что значительно ниже западных стандартов. Исходя из самооценки респондентов по уровню дохода в 2012 году численность населения в группе среднего класса составила 38% от населения всей страны. Стоит также отметить, что в крупных городах — в особенности столичных — уровень жизни и доходность на порядок выше, поэтому цифры, которые приемлемы в регионах, не могут быть показателем для столицы, респонденты из которой выделяются в отдельную группу в исследованиях. «Входным билетом» в средний класс в Москве является совокупный доход семьи в размере не менее 30 тыс. долл. в год. В целом такой уровень дохода имеет 18% населения страны.

Процентное отношение среднего класса к остальному населению страны, как видно, не слишком велико. Так почему же его представителей считают определяющими покупательский спрос? Дело в том, что структура расходов семьи из среднего класса существенно отличается от структуры расходов других социальных групп, имеющих большую долю в общем населении страны. Например, семья, относящая себя к среднему классу, на питание тратит не более 35% от общего дохода, тогда как у представителей менее обеспеченных социально-доходных групп на еду уходит примерно 70% доходов. Кроме того, средний класс активно тратит деньги на культуру и развлечения, а также особенно привержен брендам и может беречь средства для того, чтобы приобретать дорогие товары и услуги.

Двигатель прогресса. Рыночного!

Вместе с развитием среднего класса и ростом его доходов меняется и активный спрос на одежду и обувь. Причем сегмент одежды растет гораздо медленнее, чем обувной. В 2012 году количество пар обуви на одного представителя среднего класса составило 6,6, и по сравнению с прошлогодними 5,1 парами обуви в год — это весьма впечатляющий показатель. Потенциал роста обувного рынка в России огромен, поскольку ни один другой потребительский рынок не отличается такой высокой динамикой потребления. Ясно, что нам есть к чему стремиться, также и потому, что аналогичные показатели в европейских странах превышают наш показатель потребления обуви в 2,5 раза.

Российский обувной рынок имеет огромный потенциал роста не только с точки зрения потребления, но и, как мы можем заметить, развития крупных сетевых магазинов, поскольку спрос рождает предложение. Конкуренция на рынке обострена до предела: за последние три года значительно увеличились объемы российского производства, а также на рынок вышло множество международных брендов. И те и другие активно расширяют собственные и франчайзинговые розничные сети, чтобы закрепить свои позиции на рынке. Для успешного развития и функционирования, а также повышения конкурентоспособности, особое внимание магазинам среднего и более высокого ценового сегмента стоит уделять потребителям, имеющим наибольшую покупательскую способность. А именно, представителям среднего класса. Сетям стоит сконцентрироваться на том, чтобы удовлетворять запросы в первую очередь именно этой категории, и не только производить обувь высокого качества а также активно поддерживать свой бренд рекламой, но и улучшать качество обслуживания в магазинах и брать на вооружение принципы западного менеджмента.

Психологический портрет потребителя среднего класса весьма интересен. Его черты составлены высоким уровнем образования и значимой должностью: большинство представителей среднего класса — менеджеры среднего и высшего звена в российских и международных компаниях. Потребитель этого класса формирует основной спрос на культурно-развлекательные услуги, и при выборе товаров делает ставку на качество и репутацию бренда. Уровень требований и запросов представителей среднего класса можно охарактеризовать как «европейский». Он на порядок выше, чем у большинства населения страны.

Что, где и когда тратят на обувь

На основе каких критериев выбирают обувь представители среднего класса? Ключевым фактором является представление о качестве, его указало 36% респондентов. На втором месте — удобство модели обуви (19%), далее по значимости идет известность бренда (17%) а также дизайн соответствие мировым модным тенденциям (14%). Цена за пару является наименее значимым фактором для представителей среднего класса, ее отметили лишь 12% опрошенных. Стоит, однако, пояснить, что критерии выбора являются при этом достаточно субъективными. Например, говоря об «известности бренда» респонденты не подразумевают непременно марку люкс-сегмента. Понимание известности бренда у каждого представителя данной социальной группы сугубо личное: для ряда потребителей это исключительно люксовые бренды, тогда как для других — сетевые магазины масс-маркета. Качество обуви тоже имеет субъективную оценку, но потребители среднего класса все же ассоциируют его со стоимостью. Что касается ценовых показателей, то минимальный стоимостной порог качественной обуви в сознании респондентов составляет 112$ за пару, а в зимний сезон данный показатель повышается до 167$ за пару.

Потребители из среднего класса предпочитают обувь, относящуюся к среднему, средневысокому и высокому (люксовому) ценовому сегменту. Интересно, что при этом они по большей части выбирают одежду в сегментах «средний» и «средний-минус». Если рассмотреть общее количество пар и сумму средств, затраченных представителями среднего класса в России на обувь за 2012 год, можно увидеть, какую долю занимают их предпочтения по сегментам. Бюджетная обувь (до 100$ за пару) занимает 8% оборота, обувь среднего ценового сегмента (100-250$ за пару) — 56%, обувь сегмента «средний-плюс» (250-600$ за пару) —16%, люксовая (от 600$) — 20% . В сравнении с показателями предыдущего года значения практически не изменились, зато еще два года назад бюджетная обувь занимала почти 14% в общем обороте. Из этого можно сделать вывод, что низкий ценовой сегмент активно уступает более высокому. Это — основной стагнирующий фактор, который не дает сетевым обувным магазинам сегмента «масс-маркет» развиваться такими же стремительными темпами, как в 2008-2010 году.

Что касается качества обуви в понимании представителей среднего класса, то большинство респондентов (57%) оценивают его на основе используемых материалов, предпочитая натуральные. Более 20% покупателей ассоциируют качество товара исключительно с его ценой. Такая характеристика как износостойкость и срок службы имеют ключевое значение для 17% опрашиваемых, а 5% респондентов предпочитают исключительно «здоровую» обувь, к которой относится «дышащая» и ортопедическая.

choice.jpg

Потребители среднего класса предпочитают покупать обувь в фирменных сетевых магазинах одежды и обуви (56% потребителей). Мультибрендовые магазины и обувные гипермаркеты выбирают 22% опрошенных, а покупки в интернет-магазинах, в том числе и зарубежных, предпочитают делать 15% респондентов. Лишь 6% покупателей среднего класса готовы покупать обувь на рынках. Стоит отметить, что эти показатели за последние годы мало изменились, разве что незначительно снижается количество приверженцев рыночной торговли и увеличивается число тех, кто предпочитает делать покупки через интернет.

Покупатели из среднего класса достаточно адекватно оценивают качество товаров и услуг, осознают их стоимость и предъявляют высокие требования к сопутствующей обстановке. Об этом говорит тот факт, что подавляющее большинство (89%) опрошенных готовы отказаться от покупки понравившегося товара, если обслуживание и окружающая обстановка неудовлетворительны. Если подробнее изучать сопутствующую покупке атмосферу, то оказывается, что уровень обслуживания покупателей является важным для большинства представителей среднего класса: 41% респондентов отметили его как основное требование к сервису. Слишком навязчивое, или наоборот, незаинтересованное отношение продавца отпугивает потенциального покупателя и значительно снижает вероятность покупки, хотя 13% потребителей признались, что предпочитают выбирать обувь самостоятельно, не прибегая к помощи консультантов. На втором месте покупатели обозначили требование в отношении внешнего вида магазина: 47% потребителей предпочитают магазины с большой площадью и большим выбором товаров, заявляя, что небольшие магазины их не привлекают. При этом 35% потребителей сообщают, что они предпочитают постоянно посещать одни и те же, положительно зарекомендовавшие себя магазины, а для 17% опрошенных внешний вид и обстановка в магазине никакого значения не имеют. 

Несмотря на различные споры, средний класс всегда был и остается экономической опорой любого государства, и Россия — не исключение. Именно представители среднего класса формируют самую значимую…
5
1
Пожалуйста оцените статью
Выставка обуви Еврошуз

Материалы по теме

Обувной рынок Китая

В условиях валютных скачков, сокращающих маржинальность бизнеса, и падения покупательской активности, многие российские предприниматели в поиске новых поставщиков оказываются на азиатском континенте.. Что происходит на внутреннем обувном рынке Китая и будет ли и дальше расти экспорт страны?

Главная задача - успокоить покупателя

После провального с точки зрения продаж апреля (спад достиг 40%), май выдался обнадеживающим.

Тренд на спорт пришел надолго

Победу спортивного стиля обуви над классическим, американский дизайнер кроссовок Джефф Сэпл проиллюстрировал на примере коллекции обуви своего отца: «Если раньше в его гардеробе было 7-8 классических ботинок коричневого цвета и 3-4 пары кроссовок для спорта и прогулок по городу, то сейчас около 8 моделей кроссовок и 2 модели классических туфель».

Дорожные пробки VS торговые центры

Новый мэр Москвы намерен покончить с пробками в столице, о чем подробно говорится в «Комплексном плане мэра Москвы по решению проблем Московского транспортного узла». Среди первых мер – запрет на строительство новых торговых центров в Центральном административном округе и в пределах Третьего транспортного кольца (ТТК). По словам мэра, торговые центры увеличивают транспортный поток и ухудшают дорожную ситуацию. По словам владельцев магазинов, хорошее место днем с огнем уже не найти, а если ничего не строить, то аренда подскочит выше радуги. Ситуацию анализировала Натали Кирпа.

Что за бренд? Исследования предпочтений российских потребителей

Хорошо знаете российского потребителя? Уверены?! Международная компания Landor  провела глобальные исследования предпочтений наших соотечественников и результаты оказались весьма удивительными. Об отношении россиян к брендам – мифы и реальности,  а также о том, какую стратегию продвижения товаров выбирать в условиях антикризисного синдрома у населения – в материале Shoes Report.

Реклама

Популярное

Реклама

При оформлении подписки вы будете еженедельно получать на свой e-mail новости и статьи об обувном бизнесе.
www.gore-tex.com

К началу