Rieker

Статьи об обувном бизнесе

Средний класс и его потребности в обуви
20.02.2013 5743

Средний класс и его потребности в обуви

Несмотря на различные споры, средний класс всегда был и остается экономической опорой любого государства, и Россия — не исключение. Именно представители среднего класса формируют самую значимую часть потребительского спроса и обладают весомой для рынка покупательской способностью. Специалисты компании StartUp рассказывают об обувных предпочтениях потребителей, относящихся к этому классу населения, и о том, как они воспринимают качество обуви, сколько готовы на нее тратить и какой сервис им при этом нужен.

Кто все эти люди

Российский средний класс во многом состоит из тех, кто благодаря своим профессиональным качествам, высокому уровню образования и внутреннему стремлению улучшить свою жизнь смог адаптироваться к условиям современной рыночной экономики и обеспечить себе и своей семье адекватный образ жизни. Объективно оценить долю среднего класса в населении России крайне сложно из-за того, что четкие критерии принадлежности к нему просто отсутствуют. В своих исследованиях компания StartUp берет во внимание общий уровень дохода семьи, определенный имущественный порог, уровень образования, образ жизни, а также самооценку респондентов относительно экономического класса.

Несмотря на широкий спектр показателей, уровень дохода является ключевым фактором: минимальным порогом входа в средний класс в России является доход не менее 12 тыс. долл. в год на одно домохозяйство, что значительно ниже западных стандартов. Исходя из самооценки респондентов по уровню дохода в 2012 году численность населения в группе среднего класса составила 38% от населения всей страны. Стоит также отметить, что в крупных городах — в особенности столичных — уровень жизни и доходность на порядок выше, поэтому цифры, которые приемлемы в регионах, не могут быть показателем для столицы, респонденты из которой выделяются в отдельную группу в исследованиях. «Входным билетом» в средний класс в Москве является совокупный доход семьи в размере не менее 30 тыс. долл. в год. В целом такой уровень дохода имеет 18% населения страны.

Процентное отношение среднего класса к остальному населению страны, как видно, не слишком велико. Так почему же его представителей считают определяющими покупательский спрос? Дело в том, что структура расходов семьи из среднего класса существенно отличается от структуры расходов других социальных групп, имеющих большую долю в общем населении страны. Например, семья, относящая себя к среднему классу, на питание тратит не более 35% от общего дохода, тогда как у представителей менее обеспеченных социально-доходных групп на еду уходит примерно 70% доходов. Кроме того, средний класс активно тратит деньги на культуру и развлечения, а также особенно привержен брендам и может беречь средства для того, чтобы приобретать дорогие товары и услуги.

Двигатель прогресса. Рыночного!

Вместе с развитием среднего класса и ростом его доходов меняется и активный спрос на одежду и обувь. Причем сегмент одежды растет гораздо медленнее, чем обувной. В 2012 году количество пар обуви на одного представителя среднего класса составило 6,6, и по сравнению с прошлогодними 5,1 парами обуви в год — это весьма впечатляющий показатель. Потенциал роста обувного рынка в России огромен, поскольку ни один другой потребительский рынок не отличается такой высокой динамикой потребления. Ясно, что нам есть к чему стремиться, также и потому, что аналогичные показатели в европейских странах превышают наш показатель потребления обуви в 2,5 раза.

Российский обувной рынок имеет огромный потенциал роста не только с точки зрения потребления, но и, как мы можем заметить, развития крупных сетевых магазинов, поскольку спрос рождает предложение. Конкуренция на рынке обострена до предела: за последние три года значительно увеличились объемы российского производства, а также на рынок вышло множество международных брендов. И те и другие активно расширяют собственные и франчайзинговые розничные сети, чтобы закрепить свои позиции на рынке. Для успешного развития и функционирования, а также повышения конкурентоспособности, особое внимание магазинам среднего и более высокого ценового сегмента стоит уделять потребителям, имеющим наибольшую покупательскую способность. А именно, представителям среднего класса. Сетям стоит сконцентрироваться на том, чтобы удовлетворять запросы в первую очередь именно этой категории, и не только производить обувь высокого качества а также активно поддерживать свой бренд рекламой, но и улучшать качество обслуживания в магазинах и брать на вооружение принципы западного менеджмента.

Психологический портрет потребителя среднего класса весьма интересен. Его черты составлены высоким уровнем образования и значимой должностью: большинство представителей среднего класса — менеджеры среднего и высшего звена в российских и международных компаниях. Потребитель этого класса формирует основной спрос на культурно-развлекательные услуги, и при выборе товаров делает ставку на качество и репутацию бренда. Уровень требований и запросов представителей среднего класса можно охарактеризовать как «европейский». Он на порядок выше, чем у большинства населения страны.

Что, где и когда тратят на обувь

На основе каких критериев выбирают обувь представители среднего класса? Ключевым фактором является представление о качестве, его указало 36% респондентов. На втором месте — удобство модели обуви (19%), далее по значимости идет известность бренда (17%) а также дизайн соответствие мировым модным тенденциям (14%). Цена за пару является наименее значимым фактором для представителей среднего класса, ее отметили лишь 12% опрошенных. Стоит, однако, пояснить, что критерии выбора являются при этом достаточно субъективными. Например, говоря об «известности бренда» респонденты не подразумевают непременно марку люкс-сегмента. Понимание известности бренда у каждого представителя данной социальной группы сугубо личное: для ряда потребителей это исключительно люксовые бренды, тогда как для других — сетевые магазины масс-маркета. Качество обуви тоже имеет субъективную оценку, но потребители среднего класса все же ассоциируют его со стоимостью. Что касается ценовых показателей, то минимальный стоимостной порог качественной обуви в сознании респондентов составляет 112$ за пару, а в зимний сезон данный показатель повышается до 167$ за пару.

Потребители из среднего класса предпочитают обувь, относящуюся к среднему, средневысокому и высокому (люксовому) ценовому сегменту. Интересно, что при этом они по большей части выбирают одежду в сегментах «средний» и «средний-минус». Если рассмотреть общее количество пар и сумму средств, затраченных представителями среднего класса в России на обувь за 2012 год, можно увидеть, какую долю занимают их предпочтения по сегментам. Бюджетная обувь (до 100$ за пару) занимает 8% оборота, обувь среднего ценового сегмента (100-250$ за пару) — 56%, обувь сегмента «средний-плюс» (250-600$ за пару) —16%, люксовая (от 600$) — 20% . В сравнении с показателями предыдущего года значения практически не изменились, зато еще два года назад бюджетная обувь занимала почти 14% в общем обороте. Из этого можно сделать вывод, что низкий ценовой сегмент активно уступает более высокому. Это — основной стагнирующий фактор, который не дает сетевым обувным магазинам сегмента «масс-маркет» развиваться такими же стремительными темпами, как в 2008-2010 году.

Что касается качества обуви в понимании представителей среднего класса, то большинство респондентов (57%) оценивают его на основе используемых материалов, предпочитая натуральные. Более 20% покупателей ассоциируют качество товара исключительно с его ценой. Такая характеристика как износостойкость и срок службы имеют ключевое значение для 17% опрашиваемых, а 5% респондентов предпочитают исключительно «здоровую» обувь, к которой относится «дышащая» и ортопедическая.

choice.jpg

Потребители среднего класса предпочитают покупать обувь в фирменных сетевых магазинах одежды и обуви (56% потребителей). Мультибрендовые магазины и обувные гипермаркеты выбирают 22% опрошенных, а покупки в интернет-магазинах, в том числе и зарубежных, предпочитают делать 15% респондентов. Лишь 6% покупателей среднего класса готовы покупать обувь на рынках. Стоит отметить, что эти показатели за последние годы мало изменились, разве что незначительно снижается количество приверженцев рыночной торговли и увеличивается число тех, кто предпочитает делать покупки через интернет.

Покупатели из среднего класса достаточно адекватно оценивают качество товаров и услуг, осознают их стоимость и предъявляют высокие требования к сопутствующей обстановке. Об этом говорит тот факт, что подавляющее большинство (89%) опрошенных готовы отказаться от покупки понравившегося товара, если обслуживание и окружающая обстановка неудовлетворительны. Если подробнее изучать сопутствующую покупке атмосферу, то оказывается, что уровень обслуживания покупателей является важным для большинства представителей среднего класса: 41% респондентов отметили его как основное требование к сервису. Слишком навязчивое, или наоборот, незаинтересованное отношение продавца отпугивает потенциального покупателя и значительно снижает вероятность покупки, хотя 13% потребителей признались, что предпочитают выбирать обувь самостоятельно, не прибегая к помощи консультантов. На втором месте покупатели обозначили требование в отношении внешнего вида магазина: 47% потребителей предпочитают магазины с большой площадью и большим выбором товаров, заявляя, что небольшие магазины их не привлекают. При этом 35% потребителей сообщают, что они предпочитают постоянно посещать одни и те же, положительно зарекомендовавшие себя магазины, а для 17% опрошенных внешний вид и обстановка в магазине никакого значения не имеют. 

Несмотря на различные споры, средний класс всегда был и остается экономической опорой любого государства, и Россия — не исключение. Именно представители среднего класса формируют самую значимую…
5
1
Пожалуйста оцените статью
Выставка обуви Еврошуз

Материалы по теме

Законодательные новшества для частного бизнеса

Не все нововведения направлены на благо предпринимателя и будут способствовать росту прибыли. Но и не все из них направлены на уничтожения частного бизнеса. В любом случае, нравятся они нам или нет, важно помнить, что незнание, не освобождает от ответственности.

ЛОГИСТИКА: перевозки, хранение, доставка

Ретейлер на распутье: цена или качество?   Действия большинства отечественных предпринимателей в периоды кризисов достаточно однотипны. Как показывает практика, как и в 1998 и 2009 годах, сейчас потребители логистических услуг начинают обращать внимание прежде всего на их цену, совершенно забывая о качестве.

8 новых торговых центров появится в Подмосковье по итогам 2017 г.

Аналитики компании Welhome провели исследование рынка торговой недвижимости Подмосковья, которое охватило 49 городов Московской области, в которых расположено порядка 175 действующих и строящихся торговых центров.

Доля пустующих помещений в новых ТЦ снижается, в «старых» - растет

За рекордом второго полугодия 2014 года на московском рынке торговых центров последовал рекорд первого полугодия 2015 года. Так, за первую половину текущего года в Москве было введено в эксплуатацию 5 торговых центров совокупной арендопригодной площадью 311,8 тыс. кв. м.

Новые ТЦ в Москве и регионах

Название ТЦ Город Площадь, кв.м. Примечание Бизнес-парк «Армада» Оренбург 300 000 Уже открыт Vegas Мякинино Москва 283 456 Весна 2014 Columbus Москва 277 000 Ноябрь 2014 Ривер Молл Москва 258 000 Ведутся работы нулевого цикла Авиапарк Москва 225 000 Декабрь 2014 Zеленопарк Зеленоград 100 000 Март 2015 Амбар Самара 95 000 Май 2014 Арена Барнаул 95 000 Июнь 2014 Фортуна Сити Молл Иркутск 92 000 Май 2016 Боше (3 очередь) Старый Оскол 83 000 2015 Красный Кит (2 очередь) Мытищи 80 000 3 квартал 2014 Петровский (2 очередь) Ижевск 70 000 4 квартал 2014 года Небо Нижний Новгород 70 000 Сентябрь 2014 Всплеск Ростов-на-Дону 70 000 Ноябрь 2014 Планета Новокузнецк 68 000 4 квартал 2014 Саяны Парк Брянск 68 000 Март 2015 Пассаж Екатеринбург 64 000 4 квартал 2015 Красная площадь Геленджик 63 000 4 квартал 2015 Лотос Плаза Петрозаводск 62 500 Август 2014 Гринвич (4 очередь) Екатеринбург 60 000 Уже открыт Сфера Молл пос. Обухово, Московская область 60 000 Август 2014 Весна Мытищи 56 000 Уже открыт Silver Mall Иркутск 55 000 Ноябрь 2014 Happy Mall (2 фаза) Саратов 55 000 4 квартал 2014 Красная площадь Майкоп 54 000 4 квартал 2015 Галерея Новосибирск Новосибирск 53 000 4 квартал 2014 КомсоМолл Иркутск 52 300 Август 2014 Июнь Саратов 46 300 Нет информации РИО Архангельск 45 000 Идет строительство Мурманск Молл Мурманск 45 000 3 квартал 2014 РИО Тверь 45 000 4 квартал 2014 Июнь Омск 41 000 2014 год Июнь Пенза 41 000 Октябрь 2014 Галактика Смоленск 41 000 Уже открыт Аквилон Москва 38 530 Нет информации Оазис Плаза Нягань 23 254 Уже открыт Fashion House Outlet Санкт-Петербург 20 260 2014 год Европейский Орск 15 000 Уже открыт Партнер Лабытнанги 7 628 2015 год

Реклама

Популярное

Реклама

При оформлении подписки вы будете еженедельно получать на свой e-mail новости и статьи об обувном бизнесе.
26.02-1.03.2018 В МОСКВЕ ПРОЙДЕТ КРУПНЕЙШАЯ ВЫСТАВКА ОБУВИ, СУМОК И АКСЕССУАРОВ

К началу