Rieker

Статьи об обувном бизнесе

5 правил эффективного собеседования
02.11.2013 5227

5 правил эффективного собеседования

Специалист по работе с персоналом и бизнес-тренер компании Clever Fashion Нина Тарасова рассказывает о том, каким правилам ведения беседы может следовать руководитель, чтобы сократить ошибки в подборе профессиональных и клиентоориентированных продавцов.

Правило №1: Проявите открытость и дружелюбие

Суть правила заключается в том, чтобы установить доверительный контакт с человеком, при котором повышается вероятность того, что кандидат будет откровенен. Правда, этот прием — только для тех руководителей, кому результат важнее демонстрации собственной значимости. Будьте максимально открыты и дружелюбны к собеседнику. Не пытайтесь демонстрировать свой статус, не возвышайтесь над ним. Если есть возможность, не садитесь за стол, создавая тем самым барьер между вами и кандидатом. Покажите свою готовность к общению, сядьте рядом. Забудьте про конкретные вопросы «где родился, где учился, кем работал». Спросите лучше, как человек добрался, предложите чай, поговорите о погоде и прочих незначительных вещах, не относящихся к делу. Тему разговора можно найти в резюме кандидата, в разделе «хобби и увлечения». Например, если там обозначено, что потенциальная сотрудница любит вышивать, спросите у нее, где она берет картинки для вышивки, покупает ли готовые наборы или создает схему сама, сколько времени уходит на работу. Зачем все это? Говоря о любимом занятии, человек открывается и показывает нам истинного себя, а не упакованного в красивую обертку кандидата. Вот тут-то начинают проявляться его истинные личные качества.

Правило №2: Задавайте правильные вопросы

Итак, контакт установлен, пора бы уже выяснить у кандидата его опыт работы и прочие существенные моменты. Как спрашивать? Однажды на собеседовании я услышала от интервьюера такой вопрос: «Вы ответственный человек?» Ну кто же в здравом уме на него ответит «Нет, я считаю себя безответственным»?! Не тратьте время на пустые вопросы, не спрашивайте напрямую «Какое качество вы считаете в себе наиболее сильным?» или «Почему вы ушли с прошлого места работы». Используйте косвенные вопросы, с помощью которых вы снизите риск получения социально ожидаемых ответов. Методика косвенных вопросов основана на том, чтобы попросить кандидата порассуждать не про себя, а про людей вообще или про какого-то персонажа. Говоря о других людях, кандидат чувствует себя в большей безопасности, и его слова более откровенны, хотя по сути он все равно говорит о себе и своем опыте. Например, на вопрос «Какого продавца можно назвать хорошим?» кандидат может ответить «Общительного, веселого, дружелюбного, позитивного». Ответ вроде отличный, ведь действительно хорошо, когда продавец обладает всеми этими качествами. Но что говорит в этом ответе об умении продавать и работать с клиентами? Ничего, поэтому в данном случае есть риск того, что человек, ответивший на ваш вопрос подобным образом, станет душой коллектива, а заставить работать его не удастся. Но не делайте поспешных выводов, не ставьте диагноз на основании одного симптома. Задайте еще один вопрос, например: «Вы рассказали мне о хорошем продавце, а теперь расскажите об отличном!».

Правило №3: Будьте внимательны к жестам

Открытыми жестами считаются те, при которых руки разводятся в стороны или показываются ладони. Эти жесты говорят нам о том, что человек хочет и готов идти на контакт. Жесты закрытые — это те, с помощью которых собеседник от нас отгораживается, они говорят о том, что человек не вполне готов доверять окружающим и хочет что-то скрыть. У меня был такой случай: после вопроса о причинах увольнения с последнего места работы девушка вдруг взяла свою сумку с соседнего стула и поставила ее на колени, тем самым интуитивно создав между нами барьер. При этом ее ответ звучал весьма корректно: «Проработала в компании 5 лет и уперлась в потолок, а развиваться очень хочется». Ее жест стал сигналом к тому, чтобы копнуть глубже. После нескольких дополнительных вопросов выяснилась истинная причина увольнения: желания расти не было, а был конфликт с коллегами и руководством из-за того, что она часто опаздывала на работу. Попытка утаить что-то от партнера или наличие ощущения разочарования также может проявляться в виде сцепленных в замок пальцев, скрещенных рук или ног. Если услышав вопрос «Почему одни люди воруют, а другие нет?» кандидат отклонился назад, скрестил руки либо отвел глаза, это, скорее всего, означает, что ему неприятна тема воровства и он хочет от нее уйти. Важно понимать, когда нужно обращать внимание на невербальные сигналы. Не стоит делать выводы по статичным позам, оценивайте их только в динамике. Отслеживайте любое изменение в жестах после того, как вы задали вопрос. Так вы заметите, что человек раскрывается, когда говорит на волнующую и интересную ему тему, или как закрывается, если тема неприятна. Вот тут как раз можно выяснить, почему человек закрылся: или он неискренен, или с этим вопросом связаны какие-то личные переживания, или все проще — стало холодно у открытого окна.

Правило №4: Не забудьте про спонтанность и неожиданность

Данное правило особенно актуально, если мы беседуем с людьми, чья работа в дальнейшем может быть связана с неожиданными переменами и стрессом. Продавцов-консультантов это касается в первую очередь, ведь клиенты бывают разные, и нет ничего хуже растерянного продавца, впавшего в ступор. Чтобы проверить гибкость и способность быстро перестраиваться, сделайте свое поведение неожиданным: изменяйте темп вопросов, перескакивайте с темы на тему, не задавайте подряд вопросы из одной области. Особенность неожиданных вопросов в том, что они всегда задаются после ряда серьезных, быстро, словно пулеметная очередь, не давая собеседнику перевести дух. Какие вопросы можно использовать в данном случае? Попросите собеседника рассказать анекдот — так вы выясните степень находчивости и узнаете кое-что о личности потенциального сотрудника. Например, некоторые кандидаты смущенно говорят, что не могут ничего рассказать, потому что вспомнили только неприличные анекдоты. Помимо просьбы вспомнить анекдот можно спросить «Как вы думаете, к какому типу клиентов я отношусь?», «Как вы считаете, какой будет мой следующий вопрос?», «Почему все манекены выглядят одинаково?».

Правило №5: Дайте собеседнику пофантазировать

Этот прием достаточно широко применяется рекрутерами. Фантазируя на тему определенной ситуации, кандидат говорит о том, чего бы ему больше всего хотелось, следовательно, можно сделать вывод о его мотивации. Ключевыми в формулировке ситуационных вопросов являются две вещи: описание исходной ситуации, и слово «если», которое можно заменить на фразу «представьте себе». Вопросы этого типа можно задавать в середине собеседования или ближе к его концу. Вот примеры ситуационных вопросов с пояснениями о том, что можно понять о кандидате по ответу:

· «Представьте себе, что вы руководитель магазина. Что бы вы сделали в первый день вашей работы? А в первую неделю?» В ответе вы увидите наличие либо отсутствие стремления к карьерному росту, а также ориентацию человека — работа на результат или на отношения внутри коллектива.

  • «Представьте, что к вам каждый день приходит один и тот же покупатель. Он ничего не покупает и даже не смотрит в сторону товара, зато по часу рассказывает вам о своей жизни. Как вы поступите?» С помощью этого вопроса можно проверить, насколько кандидат клиентоориентирован и гибок.
  • «Вы работаете в зале в одиночку. Обслуживаете постоянного покупателя, который очень долго все примеряет и просит обязательно уделить ему внимание. К вам подходит еще один клиент: он готов купить товар, только ему нужен размер, которого нет на витрине. Ваши действия?» Можно проверить клиенториентированность, умение расставлять приоритеты в работе, умение вести себя в нестандартных рабочих ситуациях.
  • «Если бы вы были сейчас на моем месте, какого человека на эту должность вы бы выбрали?». Вопрос хорош как для кандидатов на вакансию руководителя, так и для рядовых продавцов. С большой долей вероятности предложенное кандидатом характерно для него самого, поэтому можно выявить основные качества кандидата как сотрудника.

Также можно попросить кандидата пофантазировать на тему не связанных с работой ситуаций. Вот примеры таких вопросов: «Если бы о вас была написана книга, то какое у нее было бы название?» и «Представьте себе, что Вы умерли, — здесь лучше сказать «Не дай Бог», — что будет написано в вашем некрологе?» . С помощью таких вопросов вы заодно проверите и находчивость кандидата.

Специалист по работе с персоналом и бизнес-тренер компании Clever Fashion Нина Тарасова рассказывает о том, каким правилам ведения беседы может следовать руководитель, чтобы сократить ошибки в…
5
1
Пожалуйста оцените статью
Marco Opt

Материалы по теме

Свой бизнес: шкатулка ценностей ARDECOLINI

Представьте, что вы берете в руки раритетную антикварную шкатулку. Нежно проводите рукой по ее дубовой глянцевой поверхности, ощущая тепло дерева, открываете ее, скользите по мягкой бархатной обивке. Из шкатулки тихо, чуть поскрипывая, доносится вальс Чайковского, а вы, вдыхая мускусный аромат чьих-то давнишних духов, осторожно, двумя пальчиками, перебираете сокровища, хранящиеся в ларце: старинные тяжелые серьги, брошь «букет незабудок», чуть потемневший браслет с рубинами… Все это создает некую атмосферу таинственности, дарит ощущение сказки, при этом вы чувствуете постоянство, надежность, теплоту и уют. Именно с такой шкатулкой с ее вневременными сокровищами можно сравнить бутик обуви ARDECOLINI – уникальное в своем роде место.

Прорыв в бизнесе! 14 лучших мастер-классов для руководителей

Если вы давно мечтаете получить степень MBA, но вам не хватает денег, сил или времени, то эта книга может приблизить вас к реализации ваших грез. «Прорыв в бизнесе» — это 14 методик из программы MBA, изложенные доступным языком и готовые для применения. Очевидно, что заменить программу двухлетнего интенсивного обучения четырехсотстраничной книгой не выйдет. Но точно получиться узнать о множестве практических инструментов, фишек, тактик и стратегий. К тому же, бо́льшая часть знаний курса MBA нацелена на руководителей крупных компаний и неприменима к малому и среднему бизнесу, которому некогда изучать макроэкономику, а нужно решать насущные вопросы. В чем специфика: Авторы рекомендуют по ходу чтения составлять план внедрения и сразу начинать применять полученные знания на практике. Каждая из 14 глав книги поделена на небольшие блоки, в которых дана точная и понятная информация о разных бизнес-процессах и инструкция к действию. Купить книгу Прорыв в бизнесе

«Стелим соломку»: как перенести риски на поставщика

Короба с уже оплаченной партией от одного партнера сгорели вместе со складом транспортной компании, другой поставщик прислал партию домашних тапочек вместо модных осенних сапог, а между тем магазин осаждают разъяренные покупатели с бракованными ботинками наперевес. Примерно так, должно быть, выглядит кошмарный сон обувщика. И чтобы этот сон никогда не стал явью, можно подстраховаться еще на стадии заключения контракта. О том, как перенести риски на поставщика, рассказывает Владимир Фокин, управляющий партнер юридической компании «Фокин и партнеры».

Жесткий директ-маркетинг. Заставьте покупателя достать бумажник.

Рецензия Тимура Асланова, главного редактора журнала «Управление сбытом», озвученная на суперобложке книги, очень точно отражает суть книги. Книга, действительно, энергетически заряжена: после прочтения кажется, что тебе подвластно горы свернуть. Дэн Кеннеди – миллионер и автор более чем 15-ти бестселлеров бизнес-литературы на этот раз под одной обложкой объединил не только свой опыт, но и своих учеников. Дантисты, мануальщики и брокеры представили свои кейсы, свои маркетинговые схемы выведения бизнеса на новый уровень. Как организовать рекламную рассылку, так, чтобы превратить розничную торговлю в суперприбыльный бизнес? Как давая меньше рекламы удвоить прибыль? Команда успешных маркетологов и бизнесменов приводит примеры собственных бизнес-схем по продвижению бренда посредством директ-маркетинга. В чем специфика: не стоит ждать от книги чуда: конкретных точно описанных действий по директ-маркетингу в ней вы не найдете. Но отыщите немало информации для размышлений. Автор книги просто дает повод задуматься над простыми вещами, важность которых в повседневных делах мы упускаем. Купить книгу на сайте издательства "Альпина Паблишер"

Магазин детской обуви: открытие, закупка, продвижение

Часто владельцы успешного обувного бизнеса дорастают до «детства» и решают открыть отдел или магазин детской обуви. Но не всегда этот проект оказывается успешным, даже несмотря на богатый опыт владельца. Все дело в том, что у торговли детской обувью есть своя специфика как в плане ассортимента, так и с точки зрения работы с аудиторией. О некоторых особенностях работы магазина детской обуви рассказывают представители ведущих российских марок детской обуви.

Реклама

Популярное

Реклама

К началу