Rieker

Статьи об обувном бизнесе

Российское производство: быть, не быть, каким быть?
30.08.2011 2118

Российское производство: быть, не быть, каким быть?

Перспективы российского обувного производства обсуждались на круглом столе в пресс-центре «Российской газеты» 23 сентября 2008 г. Актуальность понятна: конкурировать с легальным импортом сложно, а попытка выдержать демпинговый натиск контрафакта и вовсе ставит производителей на грань разорения. И что характерно, все проблемы пока оказываются вне зоны влияния обувных компаний – таможенное регулирование, платежеспособность населения, отсутствие инфраструктуры сырья и комплектующих. Где выход?

Текст: Галина Кузнецова

По словам генерального директора компании «Главный шаг» Натальи Цветоцкой, развитие отрасли сдерживает низкий уровень платежеспособности россиян. Качественная продукция оказывается не по карману, отечественная детская обувь не исключение и тоже не попадает в самую низкую ценовую группу.

Директор Российского агентства поддержки малого и среднего бизнеса (МСБ) Виктор Ермаков считает, что сегодняшнее законодательство в сфере малого и среднего бизнеса дает возможность обувщикам производить конкурентную продукцию. «Большое предприятие может пойти на разукрупнение и использовать все преференции малого бизнеса. Это дает производителю возможность обеспечить выпуск качественного продукта. Но все это сработает при условии нормальной конкуренции», - пояснил он. А именно ее пока в России нет, так как импорт остается «серым». В качестве способа решения этой проблемы Виктор Ермаков предложил использовать европейский подход к регулированию рынка. Впрочем, это не панацея – потому что у европейцев у самих нет согласия по поводу своих регуляторов. Сентябрьская дискуссия по антидемпингу служит лучшим тому подтверждением (см. статью. «Антидемпинг: продолжение следует» в этом номере). Равно, как и в США, – несколько лет Конгресс обсуждал установление 30-процентной пошлины на китайские товары, однако отказался от этой идеи, внимательно изучив потенциальный эффект.

Понятно, что «серый» импорт и контрафакт останутся актуальными темами еще долго. По крайней мере, приятно, что на круглом столе произошло некоторые смещение акцентов: вместо борьбы с контрафактом начали говорить о защите от недоброкачественного импорта. Таким образом, у абстрактного процесса появилась вполне конкретная цель, которая приведет к конкретным действиям (во всяком случае, очень хочется на это надеяться).

Первый заместитель руководителя Департамента поддержки и развития малого предпринимательства г. Москвы Александр Карпов рассказал о том, что в Москве действует уже шестая по счету программа поддержки малого предпринимательства. Сейчас разрабатывается концепция программы на 2010 - 12 гг. В действующей программе предусмотрена финансовая поддержка малых предприятий в приобретении техники и комплектующих материалов, гарантии по кредитам коммерческих банков и субсидирование процентной ставки по кредитам. Обсуждается и имущественная поддержка: выделение земельных участков для приобретения недвижимости малыми предприятиями.

Однако несмотря на многочисленные городские программы поддержки малого бизнеса, обувной отрасли, к примеру в Москве, по мнению Карпова, развиваться сложно. Нужно по-другому формировать управление производством и продажами, уделять внимание НИОКР, разработке новой продукции.

К тому же, уверен Карпов, для отрасли остро стоит вопрос подготовки и переподготовки профессиональных кадров. Провал в среднем профессиональном образовании, образовавшийся за последние 15 лет, сейчас дает себя знать. Чиновник заявил, что они уже готовы ехать за опытом за рубеж, чтобы использовать их образовательные технологии, а в идеале – отправлять туда на учебу наших предпринимателей. Кроме того, правительство Москвы сейчас обсуждает компенсацию 75% расходов на обучение бизнесменов по программе MBA.

Задел Александр Карпов и одно из самых больных мест – чтобы все хорошие идеи заработали, предприниматели должны быть единым бизнес-сообществом, а пока обувщики живут и работают порознь.

Генеральный директор компании Ralf Ringer Андрей Бережной, говоря о перспективах производства в Москве и регионах, заявил, что региональным специалистам не хватает энергичности и квалификации, в Москве же люди готовы работать быстро. При этом все, что реально нужно бизнесу, и то, что он не в силах сделать самостоятельно, – обеспечить экономически сбалансированный мир. А все остальное – выучить менеджеров, решить вопросы сертификации – бизнес сможет сделать сам.

Естественно, участники сравнивали российский обувной рынок с зарубежными, чтобы понять, как развиваются они, какие методы и инструменты у них работают: «Почему небольшие производители в России не могут конкурировать, а в Италии могут. Это вопрос. Что мы, глупее итальянцев? Что, не можем сделать так, чтобы наши работали?»

Президент Некоммерческого партнерства поддержки розничных обувных компаний «Круг» Алексей Кистенев считает, что малые производства обеспечивают более высокую мотивацию у работников, а большое количество малых предприятий создает не только очень жесткую конкуренцию, но и рождает моду. Благодаря чему Италии удается оставаться на плаву.

На самом деле итальянский обувной бизнес можно считать малым достаточно условно. Действительно, большинство итальянских фабрик внешне мало чем отличаются от жилого дома (кстати, иногда владелец фабрики действительно живет на верхнем этаже). Фабрики очень компактны, работников там действительно немного, много ручного труда, объемы производства – не миллионные. Но!

Маркетинг, public relations, government relations, реклама – все существует на двух гораздо более крупных уровнях – региональном и федеральном.

В каждой обувной провинции (Брента, Марке, Виджевано) существует консорциум производителей обуви, который обеспечивает начало ВЭД, решает таможенные вопросы, лоббирует интересы обувщиков у региональных властей, работает с областными торговыми палатами. В каждой обувной провинции есть своя школа дизайна, которая обеспечивает компании кадрами, - и начальное обучение, и курсы повышения квалификации.

После каждой выставки MICAM региональные консорциумы вместе с ICE организуют поездки байеров в регионы, где предприниматели имеют возможность познакомиться с работой фабрик, сделать заказы непосредственно на фабриках или на презентациях. Региональные консорциумы готовят компании к участию в зарубежных выставках, проводят свои собственные промо-программы.

На национальном уровне существует еще более крупная структура – Ассоциация итальянских производителей обуви (ANCI), которая аналогично решает все вопросы, связанные с поддержкой производителей и ВЭД, только уже на другом уровне – министерств и европейских законодательных органов. В задачи ANCI входит и транснациональная рекламная кампания не каких-то конкретных брендов, а итальянской обуви в целом (программа разрабатывается на несколько лет, сейчас идет под девизом Golden Italy, до этого – I love Italian shoes), и подготовка компаний к участию в выставках, и организация собственных презентаций за рубежом, и проведение глобальных маркетинговых исследований, и поиск определенных векторов развития.

При этом обувные компании обычной входят и в региональный, и в национальный обувные союзы.

То есть по факту получается, что на национальном уровне, как экспортеры итальянские компании выступают на уровне солидных корпораций и мощных спортивных гигантов, поэтому говорить о малом бизнесе как о модели развития некорректно, за этим малым бизнесом стоит большая государственная машина.

Что искренне восхищает в итальянском подходе к производству и продаже обуви.

1. Система. Итальянцы изначально рассчитывают на то, что им не придется существовать самостоятельно, а придется быть частью обувного сообщества.

2. Система, в которой элементы существуют на разных уровнях власти.

3. Система, в которой элементы, существующие на разных уровнях власти, синхронизированы между собой.

4. Система, в которой элементы, существующие на разных уровнях власти, синхронизированные между собой, подчиняются последовательной политике (достаточно посмотреть на их лоббирование антидемпинговых пошлин).

Что из этого можем или не можем повторить мы? Чисто внешне - у нас есть почти все то же самое.

Есть федеральные объединения – Национальный обувной союз, Российский союз кожевников и обувщиков. Есть government relations - у нас есть ТПП, у нас «ОПОРа России», с которой тесно работает НОБС. С Ассоциацией «Рослегпром» сотрудничает РСКО, есть возможности для отстаивания интересов обувных компаний в МЭРТ и Минпромэнерго. В каждом обувном центре (Москва, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Новосибирск) есть вузы, есть училища (не касаясь вопроса качества обучения, сейчас мы говорим просто о структуре).

Нет региональных объединений обувных компаний. Нет общего маркетинга – ни в регионах, ни на уровне центра. Нет синергии.

Опять же небольшая, но характерная разница в акцентах.

Про хорошую обувь итальянские производители говорят, просто констатируя факт: «Мы делаем отличную обувь». Про хорошую обувь наши производители говорят: «Очень хорошая обувь, если не смотреть на этикетку, никто даже не подумает, что сделано в России, внешне – чистая Европа». Понятно, что и там, и там так говорят не все, но так говорит большинство, которое и определяет общее направление развития.

Не конкуренция рождает итальянскую прибыль и итальянский статус законодателей моды, не большое количество малых предприятий, а синергия – реальное объединение действительно очень большого числа очень небольших компаний и господдержка.
Перспективы российского обувного производства обсуждались на круглом столе в пресс-центре «Российской газеты» 23 сентября 2008 г. Актуальность понятна: конкурировать с легальным импортом…
5
1
Пожалуйста оцените статью
Выставка обуви Еврошуз

Материалы по теме

I-Store: новая концепция продаж итальянских продуктов

В российском сознании давным-давно утвердился стереотип: качество – значит, Германия, мода – значит, Франция, экспрессия – значит, Испания. А что значит Италия? «Made in Italy» – это мода, дизайн и вкусная еда. Три столпа, на которых стоит итальянская экономика.

Как ведут себя покупатели на новогодних распродажах

У нас, как в анекдоте, две новости: одна хорошая, другая плохая. Плохая в том, что люди, приходящие в магазин, все меньше стремятся покупать по регулярной цене и все больше ждут распродаж. Хорошая в том, что на распродажи все чаще приходят мужчины, причем не те, которые экономят на лишней паре обуви, а те, которые хотят покупать чаще, но чуть-чуть дешевле. Кто и как проводил распродажи в «хлебный» рождественский сезон? Кто и что на них покупал? Какой была глубина скидок?

Дорожные пробки VS торговые центры

Новый мэр Москвы намерен покончить с пробками в столице, о чем подробно говорится в «Комплексном плане мэра Москвы по решению проблем Московского транспортного узла». Среди первых мер – запрет на строительство новых торговых центров в Центральном административном округе и в пределах Третьего транспортного кольца (ТТК). По словам мэра, торговые центры увеличивают транспортный поток и ухудшают дорожную ситуацию. По словам владельцев магазинов, хорошее место днем с огнем уже не найти, а если ничего не строить, то аренда подскочит выше радуги. Ситуацию анализировала Натали Кирпа.

Не лишенные оптимизма

Взгляд на текущую рыночную ситуацию у большинства экспертов по-прежнему пессимистичен. Зато среди самих игроков немало оптимистов, которые опираются в своих прогнозах на реальные показатели и собственный опыт.

Рынок детской обуви: особенности и перспективы

Детская обувь — особенная, но не только потому, что к ней предъявляются повышенные требования. Дело также и в том, что продажи детской обуви растут быстрее, чем продажи обуви для взрослых, и на обувь для ребенка родители готовы тратить больше половины «детского» бюджета. Какие еще особенности есть у современного рынка детской обуви?

Реклама

Популярное

Реклама

При оформлении подписки вы будете еженедельно получать на свой e-mail новости и статьи об обувном бизнесе.
www.gore-tex.com

К началу