Судя по осенней Международной выставке обуви MICAM, которая проходила в 17 - 20 сентября 2008 года в Милане, в условиях европейского экономического кризиса итальянцы главные надежды возлагают на Россию. И на повышение качества своей обуви. Отчасти они надеются на сохранение антидемпинговых пошлин и перенос производства
Текст: Галина Кузнецова
Россия как будущий форвард мировой торговли
Страна встает на ноги, просыпается чувство национальной гордости. И мы должны ответить на это чувство!
Владимир Путин
Только факты: Россия второй год подряд остается на первом месте по динамике импорта итальянской обуви. Только мнения: президент Ассоциации итальянских производителей обуви (ANCI) Вито Артиоли уверен, что Россия находится на четвертом месте по объему закупок (после Франции, Великобритании и Германии) только временно, в будущем она выйдет на первое.
Производители подтверждают слова своего президента. Аннарита Пилотти из Loriblu заявила, что уже на второй день выставки было зафиксировано рекордное число посетителей за последние несколько сезонов – причем больше всего заказчиков было из России, Ливана и арабских стран.
Подтверждают растущий тренд и настроения байеров. Очевидно, что экономические сложности уже коснулись и нашей страны, но сокращать заказы так, как европейцы, наши предприниматели не собираются. Они планируют более тщательно делать отборку, а также расчеты прибыльности и рентабельности по каждой марке, с которой они работают.
Кстати, если судить по составу делегации байеров, организованной Итальянским институтом внешней торговли (ICE) и ANCI, то итальянская обувь продается везде: в делегации были владельцы магазинов как из миллионников – Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Екатеринбург, Самара, так и из небольших городов – Сыктывкар, Армавир, Саратов, Нижний Тагил, Иркутск и Хабаровск. Среди байеров были и «ветераны» обувного бизнеса, продающие итальянскую обувь уже больше 10 лет, и новички, которые только-только пришли в обувной торговый бизнес.
Площадь достигла потолка
Знаете, мой уже теперь долгий опыт и в бизнесе, и в политике показал, что лучше отказаться от сверхприбыли
Борис Березовский
Статистика MICAM
Площадь – 74 115 кв. м
Число участников – 1672
Число иностранных участников - 574
Число посетителей – 41900 человек
Число участников по сравнению с прошлым годом выросло незначительно. И это вполне соответствует намерениям организаторов сохранить приемлемый уровень сервиса. В противном случае, пошутил Вито Артиоли, придется каждому посетителю выдавать велосипед, чтобы ему было легче переезжать из 10-го павильона в первый. Действительно, без хорошей физической подготовки 70 тыс. кв. м «освоить» трудно. Впрочем, с учетом того, что выставка хорошо структурирована и по ассортименту, и по ценовым сегментам, серьезных проблем обычно не возникает.
Уж год к концу, а экспорта все нет
Лучше меньше, да лучше
Владимир Ленин
Традиционная международная пресс-конференция прошла с участием президента ICE Умберто Ваттани (Институт внешней торговли Италии) и президента ANCI Вито Артиоли. Особое внимание было уделено показателям работы на зарубежных рынках. Синьор Ваттани был краток, он заявил, что сохранить свои позиции на рынке можно только при условии повышения качества. Вито Артиоли уточнил, что обувная отрасль пока противостоит ураганам кризиса, которые уже несколько месяцев сотрясают международные рынки. «Новый позитивный цикл еще не начался, но, несмотря на многочисленные финансовые волнения, рынок не погрузился в пятилетний кошмар кризиса, поразившего отрасль в 2001 - 2005 г. – пояснил он. - Затянувшиеся кризисные явления (рекордная цена на нефть, понижение курса доллара до минимума), период ослабления американской экономики, вздутые цены на недвижимость, кризис ипотечных кредитов, инфляция из-за цен на энергоресурсы и продукты питания просто не могли не затормозить подъем, который вроде бы наметился в начале прошлого года».
Это подтверждают и первые месяцы 2008 г. Данные Центрального статистического института ISTAT по коммерческому обмену за первые пять месяцев года, обработанные отделом анализа ANCI, показывают, что экспорт снизился до 107,6 млн пар (на 6,9 млн меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года). По объему экспорт упал на 6,6%, оставаясь стабильным в стоимостном выражении (+ 0,3%), общая сумма в итоге составила 2,9 млрд евро. Как обычно, в этих цифрах учитывается как итальянская продукция, проданная на зарубежных рынках, так и операции по реэкспорту.
«Данные по объему производства, - продолжает Вито Артиоли, - подтверждают, что он сократился по сравнению с первым полугодием прошлого года. Несмотря на это сокращение, важно помнить, что в момент кризиса реальное производство более надежно, чем финансовые операции».
Резкое падение импорта итальянской обуви по объему (с умеренным сокращением по стоимости) зафиксировано в Германии (-17%), Франции (-14,4%) и Великобритании (-21%). Однако снижение объема сопровождается повышением стоимости – средняя цена за пару выросла на 7,4%.
«Даже падение продаж в США – говорит Артиоли, - сопровождается повышением средней цены на 14,7%. Это значит, что число покупателей снижается в силу причин, обусловленных американской внутренней политикой. Но те, кто покупают, делают это потому, что осознают высокую ценность итальянских изделий, и, следовательно, у них растет готовность заплатить более высокую цену. Эти цифры отражают влияние кризиса, но также и огромную способность итальянских компаний реагировать на критические обстоятельства, их конкурентоспособность».
Делокализация: не демонизируя, но и не поощряя
Если такой случай действительно будет необходим...
Борис Грызлов
Увеличили свои заказы байеры из Швейцарии (+13,4%), Испании (+5%), Греции (+13%) и стран Восточной Европы, среди которых на первое место вышла Россия (+9,5% по объему, +21% по стоимости).
«Хорошие результаты в Восточной Европе, – продолжает Артиоли, - объясняются разными причинами для разных рынков: в некоторых странах (например, Польше), эти результаты лишь частично компенсируют потери, полученные еще в начале этого века. Для других стран (например, Румынии и Чехии) речь идет о количествах, которые никогда раньше не достигались. Вероятно, меры по переносу производства в эту зону, предпринятые итальянскими бизнесменами в последние годы, вместе с другими внутренними факторами, сыграли положительную роль».
Президент ANCI считает, что ситуация на обувном рынке говорит о том, что глобализация переходит на эволюционно новый этап. И итальянским компаниям следует думать о делокализации производства, впрочем, не поощряя и не демонизируя его. Этот вопрос нельзя видеть только в черных или только в белых тонах.
Но куда переносить производство, президент не уточнил. В прошлом году итальянцы надеялись на Румынию, рассчитывая, что падение производства здесь связано не с реальным уменьшением, а с новым способом учета, введенным после вступления Румынии в ЕС, однако и в этом году падение продолжилось (-21%), в связи с чем Артиоли предположил, что конкурентные преимущества, связанные с меньшей стоимостью рабочей силы, теперь потеряли значимость, и, следовательно, нужно перемещаться в другие, более конкурентоспособные страны. То есть делокализация производства будет происходить на фоне перераспределения конкурентоспособности.
При этом для итальянцев ключевыми направлениями внешней политики останутся два - антидемпинговые меры и обязательное применение этикеток происхождения обуви.
Международная панорама
Не может быть изолированного ответа на глобальные вызовы
Николя Саркози, президент Франции
Перераспределение конкурентоспособности на MICAM было наглядным и очевидным. Вновь напомнили о себе британские компании, японские и индийские, бразильские и испанские углубили и расширили свое присутствие.
Британские компании, чтобы подчеркнуть свое единство, на MICAM организовали специальную экспозицию British Footwear Gallery, где на одном стенде были собраны образцы всех компаний. И если четыре года назад в британскую делегацию на MICAM входили шесть компаний, то сейчас их число выросло до 90. Директор по маркетингу Британской обувной ассоциации (BFA) Николас Пэрри-Биллингс заявил, что выставка MICAM для них важна, так как потребители ищут разные стили, в то же время интернет и глобализация делают вкусы потребителей в разных странах все более сходными. С этой точки зрения MICAM – лучшая площадка для демонстрации британского дизайна, который в отличие от итальянского очень консервативен.
Координатор национальной испанской экспозиции Ксавьер Гарсиа Лилло, говоря о важности выставки, добавил, что MICAM - это самое важное событие для испанских компаний, потому что выставка остается крупнейшей витриной европейского обувного мира. Как и в прошлом сезоне, в выставке принимают участие 175 компаний, хотя некоторые остались в wish-листе. MICAM интересен испанцам еще и потому, что Италия – это единственный рынок, где наши заказы растут на фоне сокращения заказов у двух других крупнейших заказчиков – Германии и Великобритании. Конкурентным преимуществом испанских компаний Лилло считает гибкость - для каждой страны они готовы делать специальные коллекции.
Понятно, что MICAM – витрина не только европейская.
В сентябре специальными гостями стали японские обувные компании – в павильоне № 5 были выставлены коллекции 16 марок мужской и женской обуви. Какой-то особой специфики в обуви не было – вполне европейские коллекции. Министр экономики, торговли и промышленности Японии Наохиро Аримура, сопровождавший делегацию, заявил, что участие в MICAM – это первый шаг на пути выхода в Европу, поэтому делегацию формировали по принципу разнообразия - японские экспоненты представили все ценовые сегменты. «В Японии продажи итальянской обуви сейчас составляют около 40%, - говорит Аримура, - поэтому мы хорошо представляем, что такое ручная работа и высокий уровень качества, но нам кажется, что у нас тоже есть что предложить европейским клиентам».
Люби обувь смолоду
Курс у нас один – правильный
Виктор Черномырдин
Выставка сопровождалась не только деловой, но культурно-познавательной программой. Это логично, потому что образование и обучение по-прежнему остается центральной темой для ANCI. Это и подтвердил конкурс для школьников «Чудесный путь итальянской туфельки», организованный ANCI вместе с Министерством высшего и школьного образования и научных исследований. Идея проекта проста – чтобы школьники и студенты лучше узнали обувную индустрию, нужно стимулировать их собственный интерес. А для этого нужно превратить процесс разгрызания гранита науки в развлечение. Что и было сделано – младшие школьники рисовали эскизы обуви, средние – писали стихи и сказки про обувь, старшие готовили уже более серьезные проекты, например: «Итальянская обувь в мире – история, искусство, наука».
Конкурс поддерживает не только Ассоциация производителей, но и Ассоциация молодых предпринимателей. «Вы – наше будущее, - обращаясь к участникам, заявил вице-президент ANCI Франко Баллин, - именно вам предстоит сохранить и развивать наши производственные традиции, наше наследие, которое ни в коем случае не должно быть потеряно. Особенно в случае с итальянской обувью, чья культура производства базируется на инновациях. А единственный способ сохранить его – учиться, учиться и еще раз учиться».
Обобщаем. Если говорить об итальянской обувной индустрии, то главными направлениями ее развития будут повышение качества, продление срока действия антидемпинговых пошлин и введение обязательной сертификации с указанием места производства обуви. При этом итальянские обувщики рассчитывают, что объемы закупок у их российских клиентов будут ежегодно увеличиваться. Итальянцы сейчас обдумывают возможности частичного переноса производства, не забывая при этом воспитывать юное поколение в стиле «почитай обувь свою как национальное сокровище».
Если говорить об итальянской выставке, то от экстенсивного пути развития MICAM переходит к интенсивному: ограничивая площади, дирекция собирается сосредоточить усилия на сервисе для экспонентов и посетителей. Во-вторых, для того чтобы сохранить статус одной из крупнейших мировых выставок обуви, дирекция усиливает работу с национальными экспозициями – уже сейчас на выставке представлены компании из трех основных обувьпроизводящих регионов – Европы, Азии и Южной Америки.
Пожалуйста оцените статью |