Макроэкономический контекст
Динамика курса рубля, как и динамика курса ВВП, зависит от динамики цен на нефть. Если 2012-2013 гг. были стабильным периодом, то 2014-2015 гг. – стали негативным периодом для экономики в целом и фешн-ретейла в частности. Но в 2016 году наметились позитивные изменения, несмотря на продолжение экономических санкций, отчасти благодаря политике импортозамещения.
Доходы населения
В целом, доходы населения сократились, при этом официальный прожиточный минимум вырос на 2,2% (с 9673 рублей в 2015 году до 9889 рублей в 2016 году). По данным Росстата и Минэкономразвития РФ, среднемесячная зарплата россиян в ноябре 2016 года составила 36 195 рублей, сократившись с января на 1,6%.
Бедных стало больше за прошлый год: если в 2015-м за чертой бедности жил каждый седьмой россиянин, то в 2016-м – каждый шестой. Всего за чертой бедности живет 13,9% россиян, это 20,3 млн человек.
Доля бедного населения – 30%, около 85% населения не имеют достаточных доходов (покупка бытовой техники для них затруднительна), около 40% населения испытывают затруднение при покупке одежды, даже самой дешевой.
Положение практически не меняется с 2015 года.
Политика работодателей в 2016 году, увы, не способствовала улучшению ситуации на рынке труда. 24% российских компаний проводили сокращение штата (данные Ромир), 18% - сокращение зарплат, 10% - сокращение соцпакета (урезали или полностью отменили).
Изменения предпочтений и моделей поведения потребителей
В 2014-2016 гг. модель поведения потребителей и их приоритеты сильно поменялись под влиянием экономических факторов. 45% населения либо уже увидели, либо ожидают в ближайшие шесть месяцев уменьшения зарплаты. Оценка изменений своего благосостояния в 2016 году является стабильно низкой с начала кризиса.
Большинство респондентов настроены пессимистично и считают, что существенных изменений в течение ближайшего года не произойдет: ни условий существующего кредитования (59%), ни трудностей с его получением (57%), ни перехода на официальную заработную плату (56%), ни сокращения/увольнения (54%).
Среди категорий товаров, которые стали покупать реже/в меньшем объеме/более дешевые марки/в более дешевом месте - одежда и обувь, автомобильные шины. Эти две категории наиболее чувствительны к ухудшению экономического благосостояния населения.
Иностранные сети развиваются активнее, чем российские
Объем фешн-рынка в 2016 году составил 2295 млрд рублей (34,3 млрд долларов США). Динамика рынка в 2016 году: 1% к 2015 году в рублях (10,2% в долларах).
В 2014-2015 гг. глобальные бренды сохраняли позиции с выгодным денежным предложением, в то время как российские компании повышали цену на свою продукцию. В 2016 году произошло выравнивание темпов роста цен.
Очевидный тренд – увеличилось количество магазинов глобальных сетей и сократилось количество магазинов российских. Представленные на российском рынке Marks&Spenser, Massimo Dutti, Oysho, Stradivarius, Pull&Bear, ZARA, Bershka, H&M Group, Mango увеличили количество своих магазинов в 2016 году. Отрицательную динамику показала только Motivi. Из российских сетей приросли новым розничными магазинами только Baon, Gloria Jeans, «Спортмастер» и O’stin.
Темпы прироста иностранных лидеров существенно выше, чем темпы прироста даже двух лидеров российского рынка
Наш ждет «расцвет» мультибрендов
Основные изменения в поведении потребителей, которые способствуют «расцвету» мультибрендов, следующие:
1. Экономность
Выбор товара по более низким ценам:
- отток к более дешевым брендам;
- ожидание распродаж.
2. Скептицизм
Покупатели стремятся к проверке информации:
- приобретают товары после тщательного изучения информации. Изучают альтернативы цен;
- отказываются от импульсивных покупок;
- отказываются от «навязчивых» покупок и от покупок «впрок».
3. Скорость и удобство
- тяготеют к шоппингу в шаговой доступности; - интернет-шоппинг;
- заинтересованность в новейших гаджетах.
По данным опросов Euromonitor International и РБК, большинство людей теперь ищут скидки и ждут распродаж. Так, 38% респондентов сообщили, что старались покупать одежду и обувь со скидками или по акциям. 31% обращали внимание на специальные предложения, но делали покупку только в том случае, если вещь нравилась. 18% специально ждали скидок и акций для покупки одежды/обуви, и лишь 10% сказали, что не обращали внимания на скидки и акции.
Число россиян, для которых главным критерием при выборе было качество уменьшилось (с 61% в 2013-м до 50% в 2016-м), сегодня гораздо важнее цена: число людей, для которых главным критерием при выборе является цена, выросло (с 13% в 2013-м до 16% в 2016-м).
Сберегательная модель потребления
1. Потребители будут стараться получить максимальную выгоду от продавца (рациональное потребление, покупка по цене со скидкой). Покупатели начали более внимательно изучать ценники, стараются покупать по скидкам и активнее реагируют на акции и бонусы.
2. Теперь потребитель научился предварительному планированию покупок и стал очень чувствителен к промоакциям: люди узнают о них заранее и, соответственно, планируют свои покупки. За год доля выручки торговых сетей от промоакций выросла с 30% до 35%, а в гипермаркетах – до 45%.
3. Люди ищут альтернативные варианты (либо переходят на более дешевые бренды, либо свой бренд ищут среди других каналов дистрибуции). 76% респондентов заявили, что будут искать альтернативные варианты привычным торговым центрам, чтобы сэкономить на покупке одежды/обуви.
65% россиян выразили готовность покупать больше при более широком ассортименте продукции. Одним из способов предоставления потребителю выбора и возможности сравнения цен является мультибрендовый магазин, в котором представлен широкий ассортимент товаров.
Мультибрендовые магазины на втором месте по популярности у российских женщин (24%). Мультибренды немного опережают сетевую розницу (23%). Отчасти это связано с наследованием советской модели потребления, когда универмаг был главным местом совершения покупок.
Причины популярности мультибрендового формата
Мультибрендовый формат позволяет:
- обеспечить предложение одежды/обуви ценовых сегментов «средний плюс» и «премиум» в регионах.
Ограниченный объем спроса в регионах на женскую одежду и обувь в верхнем ценовом сегменте делает мультибренды фактически единственным каналом сбыта «дорогих» марок.
- снизить риски ретейлеров, возникающие при работе с одним брендом;
- сформировать в одном магазине предложение для разных ЦА, удовлетворяющее различным функциональным и стилевым запросам аудитории.
Города, где потребители отдают наибольшее предпочтение мультибрендам:
Санкт-Петербург, Калининград, Казань, Пермь, Екатеринбург, Иркутск и Краснодар.
Источник: INFOline, FCG
В 2017 году, по оценкам FCG, ожидаются серьезные открытия офлайн-мультибрендовых магазинов. Так, в Москве весной 2017 года распахнет свои двери мультибрендовый универмаг PODIUM Market, расположится он сразу на двух этажах ТРЦ «Золотой Вавилон» на проспекте Мира.
В Санкт-Петербурге Gold Union откроет мультибрендовый бутик на Старо-Невском проспекте.
В Воронеже «ЦУМ Воронеж» предоставит возможность потребителям получать предложения из последних коллекций ведущих мировых брендов – Brunello Cucinelli, Kiton, Roberto Cavalli, Sonia Rykiel, Emanuel Ungaro, Blumarine, Canali, Malo и других – в родном городе. Проектом предусмотрены и более демократичные марки – Mango, S’Oliver, Superdry, Cortefiel и другие, ориентированные на молодую, образованную и модную ЦА.
В Перми магазин нового формата Radа займется продажей одежды и обуви российских и зарубежных производителей.
В Нижний Новгород планирует прийти вторая по размеру европейская сеть универмагов обуви, сумок и кожгалантереи – польская компания ССС. Эта сеть заходит впервые и сразу открывает магазины в двух торговых центрах города – «Столица Нижний» и «ЖарПтица».
Между тем, по оценкам экспертов рынка, самый успешный канал для мультибрендового формата – онлайн-канал. Онлайн-продажи соответствуют трендам в поведении потребителей. Экономический спад стал катализатором развития сегмента интернет-торговли. 44% покупателей считают покупки в инете хорошим способом найти интересную вещь; 39% - способом сэкономить деньги; 34% - способом сэкономить время; 22% опрошенных россиян не покупают одежду/обувь в интернете вообще.
Увеличилось время, проводимое пользователями в сети. Сегодня каждый день в сеть выходят 57% россиян (+9,3% по сравнению с 2015 годом).
Онлайн-мультибренды
Популярность «Сделано в России» - второе важнейшее следствие кризиса на fashion-рынке. Этому способствовали:
- активная кампания по популяризации бренда «Сделано в России»;
- в ситуации усугубляющегося экономического кризиса среди локальных потребителей увеличивается спрос на товары, которые произведены в нашей стране.
Полулярные российские бренды: «Юничел», IVANOVA, A La Russe, «1001 платье», Mir stores, «Oh, my», «ТВОЕ», «Котофей», MARI AXEL, Two-Ta, GLZN by Galina Zhondorova, OZOZO.
На волне Made in Russia российские модные дизайнеры (Ульяна Сергиенко, Алена Ахмадуллина, Александр Терехов и другие) активно развивают «русскую» тему в своих коллекциях. «Русская» тема активно используется в детских коллекциях одежды и обуви. Одна из важных тенденций – крупные мультибрендовые ретейлеры (ЦУМ, KupiVip, PODIUM Market) и нишевые/дизайнерские проекты (Dressone.ru) все шире представляют локальные бренды одежды и обуви, а также модели российских дизайнеров. В портфеле PODIUM Market – более 15 российских дизайнеров, первый в Нижнем Новгороде полноценный магазин отечественных брендов уличной одежды и аксессуаров «Родина» также более 15 российских брендов, Aizel.ru представляет более 60 российских марок.
Эта статья была опубликована в номере 146 печатной версии журнала.
Пожалуйста оцените статью |