Компании Digital Research, Subscribe и Esper Group объединили свои силы, чтобы попробовать выяснить, как российские покупатели относятся к шопингу в интернете. Из полученных результатов хорошо видно, кто же покупает одежду и обувь онлайн, что нравится этим людям, а что — не очень.
Esper Group («Эспер Груп») – международная компания в индустрии моды, специализирующаяся на оказании широкого спектра аналитических и консалтинговых услуг. Основная деятельность компании сосредоточена на исследовании рынков России, СНГ и стран Восточной Европы.
www.esper-group.com
Digital Research — компания, проводящая с 2002-го года исследования аудитории интернета как по собственной инициативе, так и по заказам СМИ, компаний-производителей и других фирм.
www.digitalresearch.ru
Subscribe — провайдер маркетинговых коммуникаций в Рунете с 1998-го года, обладатель крупнейшей в России службы почтовых рассылок и известной рекламной интернет-площадки. Компания располагает опросной панелью из 50 000 предварительно проанкетированных респондентов.
www.subscribe.ru
Кто покупает?
Хотя аудитория интернет-магазинов активно растет, половина опрошенных все же ответила, что никогда ничего не покупает онлайн. Несколько раз в месяц совершает виртуальные покупки очень малое количество людей — всего 2,3%. Остальные респонденты приобретают товары в интернете редко: пару раз за все время (18,7%), несколько раз в год (16,5%) или несколько раз в сезон (9,5%). Это значит, что онлайн-ретейлерам необходимо активно работать, чтобы убедить покупать в интернете большинство россиян.
Женщины осваивают виртуальный шопинг гораздо быстрее и активнее мужчин: 61,6% представителей сильного пола признались, что ни разу в жизни ничего не приобретали онлайн.
Сейчас большинство (45%) интернет-покупателей в среднем тратит на покупку обуви, одежды и аксессуаров от 1 000 до 3 000 рублей, но готовы платить от 3 000 до 5 000 рублей (30,8%), а некоторые — 5 -10 тыс. рублей (20,5%) и даже более 10 тыс. рублей (5,7%). Покупательский потенциал в этом сегменте торговли исчерпан далеко не полностью: люди могут приобретать больше.
Что покупают?
Большинство покупателей предпочитают классический стиль в одежде (49%) и нейтральные повседневные цвета (58%). Однако при этом черные и белые вещи не пользуются большой популярностью — только 15% выбирают эти оттенки. Одежду и обувь в спортивном стиле любит лишь четверть интернет-покупателей, а яркие цвета — только 17%.
Покупают обувь онлайн 36% респондентов, но 32% опрошенных говорят, что никогда бы не стали заказывать обувь через интернет. С еще большим негативом респонденты относятся только к дистанционным покупкам деловых костюмов и нижнего белья и купальников.
Где покупают?
В пятерку самых известных интернет-магазинов среди пользователей Рунета вошли Quelle.ru (77,4%), Otto.ru (73,1%), Lamoda.ru (72,0%), KupiVip.ru (66,1%), Bonprix.ru (53,3%). Интересно, что только два из них (Lamoda.ru, KupiVip.ru) являются российскими компаниями, остальные же — европейские ретейлеры, вышедшие на российский рынок. На эту же пятерку интернет-магазинов приходится около 70% онлайн-покупок одежды и обуви, совершаемых российскими покупателями.
Для поиска товаров в интернете 60% опрошенных используют уже знакомые магазины, формируя таким образом круг лояльных клиентов. 49% ищут необходимые вещи через поисковые системы, 20% — в социальных сетях и лишь 8% пользуются специальными системами типа «Гардероб» на Яндекс.Маркете или «Одежда» на Товары@mail.ru.
Если сравнивать зарубежные и российские интернет-магазины, то вырисовывается достаточно интересная картина. Преимуществами российских онлайн-продавцов респонденты называют низкую стоимость и быструю скорость доставки, а также понятный и удобный размерный ряд. В зарубежных же магазинах большую часть (70%) покупателей привлекает широкий ассортимент, более высокое, чем в российских магазинах, качество и более низкая стоимость товаров. Получается, что россияне считают шопинг в наших интернет-магазинах удобнее и проще, но интереснее и выгоднее им кажется покупать у зарубежных ретейлеров.
На какие источники информации ориентируются?
Откуда современные покупатели узнают о свежих тенденциях в мире моды? Конечно же, из статей на тематических сайтах в интернете (65%). Такое же количество опрошенных узнает, что сейчас модно, из телепрограмм. Гораздо менее информативными покупателям кажутся рекомендации друзей (38%), социальные сети, форумы и блоги (35%). 33% респондентов руководствуются при выборе увиденным в рекламных изданиях и каталогах одежды. И только 23% узнают о трендах из печатных журналов. Это значит, что интернет-магазинам куда эффективнее давать рекламу на интернет-сайтах о моде и стиле, чем в глянцевых журналах.
Что нравится?
Среди преимуществ шопинга онлайн покупатели выделяют возможность совершать покупки круглосуточно (64%), возможность получить отзывы других покупателей (54%) и разнообразие ассортимента (53%), сокращение времени на совершение покупки (49%), возможность получить больше информации о товаре (46%), широкий географический охват (38%), доступность разных форм оплаты (33%).
Интересно, что к покупкам в интернете россияне относятся как к хорошему способу сэкономить: больше половины считают, что в интернете приобретать выгоднее, чем в физических магазинах. Противоположного мнения придерживаются всего 17% опрошенных.
Что не нравится?
Но респонденты нашли и немало недостатков онлайн-шопинга. Например, невозможность получения консультации продавца и «живого» просмотра товара отпугивает 64% опрошенных, половина респондентов боится небезопасного расчета через интернет и возможности утечки персональных данных. Среди крупных недостатков также называют отсутствие гарантий и гарантийного обслуживания и длительные сроки доставки.
Хотя интернет и стал уже неотъемлемой частью нашей жизни, сложностей при совершении покупок онлайн не возникало только у 15% опрошенных. Немногим (12%) приобрести что-либо в интернете мешал непонятный интерфейс интернет-магазина. Остальные же не смогли ничего купить из-за отсутствия необходимого размера или невозможности подобрать размер без примерки (что особенно актуально для обувного шопинга). Почти половину опрошенных останавливает невозможность посмотреть на товар вживую, потрогать его и подержать в руках: даже пристальное разглядывание фотографий не может заменить покупателям тактильных ощущений. Трети опрошенных по разным причинам приходилось возвращать купленные товары в интернет-магазин.
В чем сложности?
Из результатов опроса видно, что россияне не любят платить вперед. Наложенными платежами пользуются 37%, а системами электронных платежей — только 32% респондентов. Оплачивать онлайн-покупки банковской картой решаются только 38% опрошенных: как уже было сказано, многим это кажется опасным. Поэтому 57% предпочитают платить наличными курьеру при получении.
В российских реалиях один из самых сложных вопросов — доставка. Большинство покупателей предпочитают получать выбранные вещи с помощью курьерской службы магазина (47%), международным почтовым и курьерским службам доверяет четверть опрошенных. И 37% готовы отправиться за своей покупкой на пункт выдачи. На бесплатную доставку рассчитывают только 16% респондентов. Покупатели готовы оплачивать доставку, но большинство (40%) ограничивает для себя эти расходы 200 рублями. И только 33% готовы отдать за нее более крупную сумму.
Что в итоге?
Финансовые показатели онлайн-магазинов активно растут, что значит, что россияне все больше покупают обувь и одежду через интернет. Но при этом интернет-ретейлерам еще предстоит привлечь огромную аудиторию. Среди выводов этого исследования значимо то, что модель fast fashion, характерная для интернет-магазинов во всем мире, в Рунете пока не работает: клиенты не склонны совершать частые и регулярные покупки.
Пожалуйста оцените статью |