Что происходит с обувными компаниями? Как отражается на них влияние мирового спада в экономике? Мы еще не готовы сделать полноценный анализ причин и последствий происходящего и определить тенденции. Пока мы пока просто фиксируем факты и мнения.
Производство
Собственный план по преодолению кризиса озвучили челябинские обувщики из компании «Юничел». В двух словах его можно сформулировать так: сделать фирменную обувь еще дешевле и доступнее. Первая из принятых мер: не снижение объемов производства, а продажи новой коллекции с 20%-ной скидкой уже в начале сезона. «Мы сознательно приняли такое решение и пошли навстречу покупателям, — объясняет причины, которыми руководствовалась компания, генеральный директор „Юничел“ Владимир Денисенко. — Поскольку наша продукция относится к товарам народного потребления, она должна быть доступна широким слоям населения». Несмотря на снижение цены отказываться от фирменного качества здесь не собираются. Необходимое количество высококачественной кожи, меха и клея на предприятии закупили заранее, еще по докризисным ценам. Пока зарубежные поставщики заявили, что готовы работать с «Юничел» на самых выгодных для компании условиях.
На калязинской фабрике валяной обуви «Битца» тоже все спокойно: в морозы валенки пользуются спросом, сбыт в порядке. На производстве валенок работают около ста человек, и сокращений не предвидится. Задержек по зарплате нет и в ближайшее время не будет. В перспективах здесь более-менее уверены.
Другой производитель обуви из этого же города — ООО ПФ «Калязин-обувь» — обеспечена работой на все первое полугодие 2009 года. Задержек по заработной плате нет. Численность работников не меняется, каких-либо сокращений не предвидится.
Начальник отдела рекламы и PR Ralf Ringer Александр Греб говорит, что ситуация с производством будет ясна через два месяца: «Заказы не могут сейчас сократиться, если люди работают системно. В России продается всего две коллекции, заказ делается заранее».
Из «громких» проектов, которые были свернуты в прошлом году, можно отметить два.
В России в 2008 году «Волжская текстильная компания» (ВТК, входит в московскую инвестиционную группу САВВА) закрыла только-только начатое производство модельной обуви на Кузнецкой обувной фабрике в Пензенской области, а за рубежом пришлось отказаться от производства «вегетарианской» обуви Натали Портман.
ВТК допустила технический дефолт по облигациям. К оферте было представлено больше половины объема бумаг, выпущенных ВТК в декабре 2006 года (1 млн штук по цене 1 тыс. руб.): общая сумма требований инвесторов составила 944,56 млн руб. Исполняющий обязанности генерального директора компании Владислав Дудин заявил, что у ВТК нет возможности досрочно погасить облигации: сделка по продаже непрофильных активов на сумму около 1,2 млрд руб. сорвалась из-за финансового кризиса. Тем не менее Дудин отмечает, что «ВТК» подготовлена к кризису — в компании завершена реорганизация, выстроены эффективная система управления и производственный цикл, оптимизирована численность персонала. Хотя Владислав Дудин и признает, что компания перекредитована. Долговая нагрузка ВТК составляет около 4 млрд руб. Амбициозные программы развития ВТК, под которые привлекались инвестиции, были рассчитаны на рост экономики, поэтому кризис существенно ударил по ним.
Актриса Натали Портман (Natalie Portman), запустившая линию эко-обуви совместно с американской компанией Te Casan, вынуждена была уйти с рынка из-за финансовой несостоятельности — компания Te Casan находится на грани разорения и закрывает свои представительства, в том числе и в сети Интернет.
Дебютная коллекция эко-обуви от Натали Портман появилась в феврале 2008 года, цены на обувь начинались от $200. При создании обуви, как утверждает Портман, использовались материалы, в процессе производства которых не причинялся вред никаким животным.
Дистрибуция
Начали уменьшать количество своих магазинов некоторые сети. Прекратил свое существование обувной центр Zenden в Пскове, закрытие одного из крупнейших псковских магазинов обуви связано с сокращением розничной сети компании. По той же причине в конце января закроется обувной центр Zenden в одном из городов Владимирской области.
Спад в экономике привел к снижению покупательского спроса в Новосибирске. По данным Новосибирскстата, снижение реальных располагаемых денежных доходов в октябре составило 3% (по отношению к сентябрю), темпы роста непродовольственной розницы в октябре понизились на 5%. В Новосибирске готовится к закрытию один из сети магазинов «Аскания». По словам руководителя отдела маркетинга Элины Пыхаловой, причин несколько, в том числе цены на аренду и уменьшение покупательского трафика в районе улицы, где был открыт магазин.
Более чем на 30% упали продажи в ноябре у новосибирских магазинов Ecco и Clarks, об этом заявил их совладелец Сергей Какошкин. С 3 декабря сеть закрыла два магазина в торговом центре «Сибирский молл».
Директор и владелец компании «Обувь России» Антон Титов говорит о возможном 10–15%-ном сокращении объемов продаж в 2009 году. Реагируя на эту тенденцию, «Обувь России» приостановила развитие проекта Emilia Estra, запущенного в августе 2007 г. Торговые точки в Омске, Новосибирске и Барнауле перепрофилируют под бренд «Вестфалика». В Красноярске магазин был закрыт.
По словам руководителя пиар-отдела ГК «Обувь России» Натальи Паули, «Обувь России» замораживает на год Emilia Estra как сетевой проект, но от бренда Emilia Estra не отказывается. Обувь под этой маркой будет присутствовать в магазинах «Вестфалика», которые также являются частью ГК «Обувь России», и составит 3–5% ее ассортимента. Владельцы компании оптимизируют не только процесс продажи обуви, но и процесс ее производства. В ноябре 2008 года ГК «Обувь России» заключила договор о совместном производстве обуви с китайской компанией «Эманло». Теперь на новосибирской фабрике «Вестфалика» будут собирать не только зимнюю и демисезонную, но и летнюю обувь. Объемы производства составят 10–12 тыс. пар в месяц. Согласно договору с компанией «Эманло», кроить и отшивать верх обуви будут в Китае, а собирать готовую продукцию — в Новосибирске. Перенос части затратных операций на фабрику «Эманло» снизит себестоимость готовой продукции на 15–20%, а также позволит разнообразить модельный ряд «Вестфалики».
Обувные компании лишаются инфраструктуры поддержки. Так, экономический кризис лишил Екатеринбург целого сегмента рынка услуг. В городе перестали функционировать все модельные агентства. В конце года они приостановили свою деятельность из-за того, что заключенные ранее контракты были расторгнуты по инициативе клиентов. Зато кризис благотворно повлиял на ситуацию в швейных и обувных ателье: количество заказов на ремонт одежды и обуви за декабрь выросло на 10–15% по отношению к данным прошлого года.
В компании Harmanli, занимающейся дистрибуцией турецкой обуви, говорят, что сейчас заказы на их товар сократились примерно на 20%. «У всех обувщиков заказы сократились процентов на 50», — заявляет представитель компании.
Пожалуйста оцените статью |