27.01.2016 6047
Рынок торговой недвижимости подвел итоги
Аналитики консалтинговых компаний подвели итоги прошлого года на рынке торговой недвижимости Москвы и Санкт-Петербурга. Shoes report проанализировал данные их отчетов.
Резюме – предсказуемое: рынок установил новый антирекорд по показателю вакантных площадей. Их доля, по данным Knight Frank, составила 13,1%, аналитики JLL насчитали 8,3 %. Нагляднее сравнивать абсолютные значения в кризисные годы: если в 2009 году в Москве пустовало 230 тыс. кв. м., то в 2015-м – уже около 700 тыс. кв. м.
Доля вакантных площадей в петербургских ТЦ немного ниже. В NAI Becar сообщили, что в целом без арендаторов стоят 7,8% торговых помещений, но в нескольких торговых центрах уровень свободных площадей приблизился к опасному уровню в 30% или даже превысил его.
За год арендные ставки снизились в среднем на 15%. По данным JLL, максимальная ставка аренды в московской торговой галерее сегодня варьируется в диапазоне 1,7-3,2 тыс. долл. за кв. м в год, средняя – 0,3-1,2 тыс. долл. в год.
Всего в эксплуатацию было введено 12 торговых объектов общей площадью 1132,1 тыс. кв., - это на 23% меньше, чем в 2014 году. В 2015 году обеспеченность москвичей качественными торговыми площадями выросла на 10% и составила 431,6 кв. м на 1 000 жителей.
Ожидается, что в 2016 году в столице откроется 8 новых торговых центров общей площадью более 1 млн кв. м. Правда, Александр Обуховский, директор департамента торговой недвижимости Knight Frank, заметил: «Все торговые центры, которые выйдут в 2016 году, будут иметь уровень вакансии выше, чем был у объектов, введенных в предыдущие годы. Инвесторы, планирующие торговые комплексы, будут по возможности откладывать их строительство до лучших времен. Высокий уровень вакансии и высокая стоимость заемных денег приведут к заморозке объектов, находящихся на начальной стадии строительства. В 2016 году рынок будет «доедать остатки» свободных площадей, и в течение 2016-2017 гг. уровень вакансии снизится. В 2016 неплохо будут себя чувствовать гипермаркеты и супермаркеты. Девелоперы это учитывают и уже формируют концепции ТЦ, где более 50% площадей отданы под гипермаркеты. Также мы ожидаем, что будет развиваться сегмент российского fashion. В 2015 году мы уже увидели открытие магазинов российских дизайнеров даже в центральных и достаточно успешных ТЦ».
Аналитики консалтинговых компаний подвели итоги прошлого года на рынке торговой недвижимости Москвы и Санкт-Петербурга. Shoes report проанализировал данные их…