Современный покупатель: кто он? Фото: AdobeStock
02.11.2013 21117

Современный покупатель: кто он?

Современный покупатель — прежде всего, человек, для которого существуют вещи поважнее, чем шопинг. Одной из таких вещей является семья: эта ценность самая значимая, и важность ее растет с каждым годом. Также все большее значение приобретают такие понятия, как мир и справедливость, а значимость безопасности и достатка заметно и постепенно утрачивается. 

Доходы 
В 2013 году российский потребитель в среднем получал 30 245 рублей в месяц, однако жил на более широкую ногу: средний размер его действующего кредита составил 43,5 тысяч рублей. Конечно, доходы выросли по сравнению с прошлыми годами, — например, уже упомянутый нами средний доход на 14% больше, чем в 2012 году, — а прослойка людей со средним доходом (от 45 тыс. руб в месяц) неуклонно увеличивается. Но и запросы россиян явно повысились, ведь еще во втором квартале 2012 года объем потребительских кредитов был на 5% меньше, чем в аналогичном периоде 2013 года, а сумма полученных ипотечных кредитов — аж на 26%. При этом возможностей отдавать долги у граждан, похоже, все меньше, иначе как объяснить тот факт, что просроченная задолженность по кредитам выросла на целых 23%. Впрочем, есть и хорошая тенденция: граждане стали чуть больше копить — рост числа сберегательных вкладов составил 5%. 

Расходы 
В среднем за один поход в продуктовый магазин российский покупатель тратит 493 рубля, а в месяц отдает за еду около 9 375 рублей. Это на 5% больше, чем два года назад, но в этом показателе роль сыграла и инфляция. Заметно увеличились и расходы на транспорт, в частности, на покупку и содержание автомобиля: теперь россияне готовы тратить на своего «железного коня» 18% бюджета. А вот значимость обуви и одежды снижается. Затраты на эту категорию товаров сократились на 9% по сравнению с прошлым годом, составив всего чуть более 8% бюджета. Интересно отметить, что еще в 2010 году средний российский покупатель отводил покупкам одежды и обуви десятину бюджета. 

Отношение к цене 
Большинство опрошенных покупателей считают цену самым важным фактором и атмосфере магазина предпочтут систему скидок. С утверждением «Уровень цены для меня — самое важное при выборе товара» согласились 73,7% респондентов. Этот процент выше не только показателя 2007 года, но и в принципе самый высокий за последние шесть лет. Примечательно, что еще в 2012 году с этим утверждением согласились только 65,5% опрошенных, а это значит, что значимость цены кардинально возросла за один год. Также в этом году выяснилось, что 66% респондентов готовы тратить время на поиск более выгодной цены, хотя этот показатель снизился по сравнению с 2012 годом. Исследователи связывают такое снижение с появлением все большего числа магазинов рядом с домом и развитием торговых центров. 

Восприятие качества и обслуживания 
Уровень качества и сервиса очень важны для российского покупателя. Большинство опрошенных (68%) не готовы смиряться с низким качеством даже при гарантии невысокой цены, и больше половины респондентов (54%) думают то же самое про сервис, не желая сталкиваться с безразличным отношением даже в магазинах с низкими ценами. Стоит заметить, что такие важные для маркетологов параметры, как частота коммуникаций и широта ассортимента не имеют особого значения для покупателей, когда те сопоставляют их с ценой. 

Пожелания к многоканальному шопингу 
Покупатели не хотят делать различий между покупками в физическом магазине, в интернет-магазине и через мобильные устройства. Они считают, что ассортимент, скидки и цены торговой сети должны быть одинаковыми вне зависимости от каналов продаж. Но при этом их представление о реальности отличается от желаемого: большая часть респондентов полагает, что цена в розничном магазине может быть даже выше, чем в интернете, ассортимент — уже, а скидки — другими. Какой вывод может сделать из этого продавец? А такой, что удивить современного покупателя пока не очень сложно: нужно лишь предоставлять ему единый выбор, цену и скидки в своем физическом и интернет-магазине. Совершенно точно в глазах покупателя вас также поднимет использование дополнительных технологий: 53% опрошенных отметили, что хотели бы использовать заработанные баллы в любом из каналов продаж по желанию, 45% хотели бы, чтобы баллы за покупки в интернет-магазине и в розничном магазине суммировались, а 43% мечтают о едином аккаунте для покупок во всех трех каналах. 

Стиль шопинга 
67% потребителей все еще любят делать покупки и получают удовольствие от процесса шопинга, но их полку убывает: по сравнению с 2011 годом шопоголиков стало на 1% меньше. Россияне постоянно делают выбор между неизвестной на рынке продукцией и брендом, и в основном — за исключением кризисных времен — он предпочитает бренд. В 2013 году 69% опрошенных заявили, что фирменные товары лучше, чем товары неизвестных марок, хотя с 2005 года лояльность к брендированным товарам существенно снизилась: тогда подобного мнения придерживались 83% респондентов. Что касается источников влияния, то они варьируются в зависимости от вида товара. Например, при выборе одежды и обуви значение имеют сайты и онлайн-магазины производителей, демонстрация продукта в магазине, и в последнюю очередь — рекомендации друзей и родственников. В целом без градации по виду товара мнение родных и близких по-прежнему остается самым важным фактором влияния для покупателей — 86% респондентов руководствуются именно им. Обзоры в интернете, корпоративные сайты и информация в магазине (продавцы и витрины) оказывают влияние на 70-73% покупателей, печатная реклама и информация в соцсетях играют роль для не более чем 65%, реклама на ТВ и радио влияет на 56% респондентов, интернет-реклама в поисковиках способна убедить 54% опрошенных, а баннеры в соцсетях влияют лишь на 42% потребителей. 

Что разочаровывает 
Покупатели стали очень чувствительны к обещаниям брендов: 83% из них сильно разочаровываются в компании или бренде, не получив обещанного. Нет ничего, что могло бы огорчить их сильнее — даже некомпетентность продавцов (76% ответов), отсутствие многоканальности (63%), одни и те же предложения и слоганы (58%), разная информация о товаре в разных каналах продаж и нежелание обращаться к потребителю лично при наличии всех персональных данных (47%).
Современный покупатель — прежде всего, человек, для которого существуют вещи поважнее, чем шопинг. Одной из таких вещей является семья: эта ценность самая значимая, и важность ее растет с каждым…
3.02
5
1
1
Пожалуйста оцените статью

Материалы по теме

Как определить эффективность обувного бизнеса

Сегодня большинство предпринимателей считают и анализируют показатели эффективности своего бизнеса. Однако порядка 30% этого или не делают, или ничего не понимают в этом (но хотели бы разобраться в этом вопросе и начать работать с…
16.09.2024 2692

Мировое производство обуви сократилось на 1,5 млрд пар в 2023 году

По статистике World Footwear Yearbook 2024, ежегодного аналитического вестника Португальской ассоциации производителей обуви, в прошлом году мировое производство обуви сократилось на 6%, до 22,4 млрд пар. А мировой экспорт обуви сократился на…
05.08.2024 4087

Итоги круглого стола обувщиков с Минпромторгом РФ, ЦРПТ, НОБС и Wildberries

15 сентября в московском отеле Holiday Inn Sokolniki прошла стратегическая встреча представителей Минпромторга РФ, ЦРПТ, Национального обувного союза (НОБС) и крупнейшего российского маркетплейса Wildberries. В заседании приняли участие и…
18.09.2023 7590

World Footwear Yearbook: Мировое производство обуви достигло 23,9 млрд пар и вернулось к уровню «до пандемии»

Португальская ассоциация производителей обуви APICCAPS опубликовала 13 издание международного статистического вестника World Footwear Yearbook за 2023 г., согласно которому в 2022 году производство и экспорт обуви во всем мире выросли на 7,6% и…
28.07.2023 9842

Как увеличить продажи магазина обуви вдвое?

Последние два года настолько щедры на непредвиденные события, что невольно задумаешься: «А надо ли вообще планировать?» И все же, планировать надо. План продаж — это ориентир для вашего бизнеса. Поэтому эксперт SR Мария Герасименко дает…
11.07.2023 8010
При оформлении подписки вы будете еженедельно получать на свой e-mail новости и статьи об обувном бизнесе.

Наши партнеры

К началу