Rieker

Статьи об обувном бизнесе

Как застраховаться от колебания валютного курса
30.06.2011 6578

Как застраховаться от колебания валютного курса

С декабря 2008 года до февраля 2009 года курс евро по отношению к рублю вырос на 20%. Это съело всю запланированную прибыль по уже сделанным на весну-лето заказам. И это значит, что на столько же вырастет и стоимость европейской обуви в закупке следующего сезона. Но больше всего ретейлеров беспокоит то, что пока непонятно, что будет с валютным курсом дальше. Кто-то ожидает обвала евро, кто-то – укрепления, и у всех есть свои неопровержимые аргументы. Можно ли застраховать себя и своих партнеров от возможных потерь из-за таких резких колебаний курса? Можно. Вооружимся теорией и защитимся практикой. Теорию и практику изучала Татьяна Белова.

SR66_Vektor_Valuta_2.jpgКакой из валютных рисков угрожает торговым компаниям больше всего?

Существует три основных валютных риска: операционный, трансляционный (баланс активов и пассивов) и экономический (конкурентоспособность). Для торговых компаний самым значимым риском является операционный.

Операционный риск – возможность недополучить прибыль или понести убытки в результате непосредственного воздействия изменений обменного курса на ожидаемые потоки денежных средств. Как это влияет на торговые компании? С точки зрения европейских поставщиков обуви в Россию – неопределенность стоимости экспорта в национальной валюте, если счет-фактура на него оформляется в иностранной валюте, может сдерживать ввоз обуви, так как возникают естественные сомнения в том, что ввезенную обувь в конечном счете можно будет продать с прибылью.

С точки зрения российских закупщиков – неопределенность стоимости импорта в национальной валюте, цена на который установлена в иностранной валюте, увеличивает риск потерь от импорта, так как в пересчете на национальную валюту цена может оказаться неконкурентной.

Импортеры, получающие счета-фактуры в иностранной валюте, также сталкиваются с неопределенностью при оценке стоимости импорта в национальной валюте. Для них это вызывает особую сложность в случае чувствительности сбыта к ценовым изменениям, когда, к примеру, их конкурентами являются внутренние производители, которые не испытывают воздействия изменений в обменных курсах, или импортеры, получающие счета-фактуры в иностранной валюте, курс которой изменяется в благоприятном направлении.

Региональный директор по экспорту в Восточной Европе Falke Group (Германия) Дьявлон Курбанов говорит, что отличительная сторона этого риска – двусторонность и спекулятивность. Падение национальной валюты (рубля) по отношению к иностранной (доллару или евро) ухудшает условия вашей работы, но верно и обратное: укрепление национальной валюты по отношению к иностранной улучшает условия работы торговых компаний. В этом и состоит двусторонний характер риска.

Чтобы защитить компанию от этих колебаний, можно использовать полное или частичное (выборочное/целенаправленное) страхование.

Так как Falke Group является клиентом «Дойче банка», то по ее просьбе специалисты банка рассчитали возможную стоимость евро по отношению к рублю на август 2009 года. По их расчетам, курс с 42,3 руб. (на момент расчетов) к августу изменится на 26 копеек – до 42,56 руб. Если учесть, что стоимость сезонной коллекции в закупке составляет десятки, а у некоторых компаний и сотни тысяч евро, то даже такое колебание чувствительно отражается на финансовых потоках. Не говоря о том, что некоторые торговые компании уже делают свои прогнозы и расчеты по курсу 50 рублей за евро, и тогда разница становится еще более ощутимой.

Какие способы защиты от колебания курсов существуют?

Влияние на риск могут оказывать сроки получения или выплаты денег, валюта, в которой выражена цена.

Застраховаться от риска изменения валютных курсов можно с помощью деривативов – производных финансовых инструментов, используемых в сделках, не связанных напрямую с куплей-продажей материальных или финансовых активов.

Основные виды деривативов: фьючерсы, форварды, опционы, свопы.

SR66_Vektor_Valuta_3.jpgКак работают деривативы

Дьявлон Курбанов на примере одной закупки постарался объяснить схему, по которой работает фьючерс. К примеру, европейская компания в феврале этого года закупает 500 кг кашемира в Китае и хочет получить и оплатить его летом. Платить она будет в евро. Когда финансисты компании начинают считать, какую сумму выставят китайские партнеры через полгода, то начинают рвать на себе волосы, понимая, что через полгода сумма изрядно округлится. И тогда компания обращается к банку, говоря, что через полгода готова заплатить китайскому контрагенту по курсу, зафиксированному в феврале.

Если курс евро вырастет относительно зафиксированного банком курса, то разницу банк положит себе в карман в качестве оплаты за принятый на себя риск. Компания же будет довольствоваться искомой неизменностью курса. Если курс евро упадет относительно зафиксированного банком курса, то разницу банк выплатит компании. Компания опять довольствуется неизменностью курса, а банк получает убыток (результат принятого на себя риска). Неизменный интерес банка в обоих случаях в том, что он получает проценты от операции. Неизменный интерес компании в обоих случаях в том, что она планово заработает на контракте с Китаем, а в процессе переговоров по контракту будет иметь надежную основу для обсуждения ценовых условий.

Для проведения операции достаточно позвонить банковскому оператору и уточнить для него день исполнения обязательства, способ и путь оплаты. Главный плюс способа – вы можете планировать свои финансовые потоки. Минус этого метода в том, что операция стандартизирована: в счет можно заложить только одну сумму и только один метод оплаты, требуется вносить залог (2-5%), а окончательные расчеты производятся в день исполнения операции, и это условие уже нельзя будет изменить.

Плюсы и минусы фьючерсов

плюсы

минусы

биржа – гарант исполнения (через гарантийные и страховые фонды)

автоматическое зачисление прибыли/убытка каждый день (вариационная маржа)

легкость выхода (аннулирование офсетной сделкой – выгодное следствие стандартизации)

ликвидность (всегда есть продавцы и покупатели)

стандартизация по правилам биржи (вид товара, объем товара, место поставки)

место заключения сделки (только биржа)

отсутствие конфиденциальности цены

внесение залоговых средств – гарантийного обеспечения (демонстрация честных намерений к полной оплате товара при поставке)

выплата комиссионных бирже

Плюсы и минусы форвардов

плюсы

минусы

любой актив (индивидуальный подход)

любая цена (конфиденциальность)

нет комиссионных

нет задатка

деньги после поставки товара

юридическая трудность разрыва соглашения

недобросовестность при сильном движении цены (риск непоставки/неоплаты)

банкротство

форс-мажор

отсутствие гарантий исполнения (либо очень высокие комиссионные при привлечении гарантом третьей стороны)

Плюсы и минусов опционов

Покупатель имеет право (при отсутствии обязательств) использовать опцион или не использовать. В этой возможности выбора их главная прелесть. Минус – относительная дороговизна.

Какую стратегию и когда использовать?

Если валютная позиция не хеджирована, то стоимость соответствующего актива будет колебаться вместе с изменениями спот-курса. Фьючерсное хеджирование зафиксирует твердый курс, что защитит стоимость активов от неблагоприятных изменений обменного курса, но в то же время исключит возможность выигрыша от благоприятных изменений обменного курса. Опционное хеджирование зафиксирует курс и в то же время в обмен на премию оставит возможность выигрыша от благоприятного движения курса.

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

Хеджирование (от англ. hedge – ограждать) – страхование валютных рисков.

Валютный риск – вероятность потери денежных средств в результате изменения курсов валют.

Дериватив – производный финансовый инструмент – соглашение между двумя сторонами, по которому они принимают на себя обязательство или право передать определенный актив или сумму денег в установленный срок или до его наступления по согласованной цене.

Форвард – договор поставки с отсрочкой платежа по строго фиксированной цене.

Фьючерс – стандартизированный под правила биржи форвард.

Опцион – договор, по которому покупатель получает право (но не обязанность) совершить покупку или продажу актива по заранее оговоренной цене.

О ДЕВАЛЬВАЦИИ РУБЛЯ И ЦЕНАХ НА ИМПОРТНЫЕ ТОВАРЫ

Россия в 2009 году может сократить доходы от экспорта до $269 млрд, доходы от импорта снизятся до $245 млрд, сообщил министр финансов РФ Алексей Кудрин, выступая на правительственном часе в Госдуме в конце января. Вместе с тем, несмотря на снижение цен в связи с падением мирового спроса, в российской экономике, как отметил А. Кудрин, в отличие от экономики США и еврозоны существует высокий риск инфляции, что необходимо учитывать в денежно-кредитной политике. По его словам, девальвация национальной валюты приводит к усилению конкурентоспособности продукции российских экспортеров (в частности, нефтяных компаний), и происходит компенсация снижения доходов от экспорта.

С другой стороны, существует вторая тенденция – снижение импорта и уменьшение объемов трат валюты на него. «Вот эти две противоположные тенденции и выправляют платежный баланс, – отметил министр финансов. – Я думаю, что в течение года-полутора мы вернемся к стабильной ситуации, и рубль будет надежно работать, снова привлекать все инвестиции и внимание наших граждан».

Юрий Зверев, британская компания Clarks:

– К сожалению, российская практика научила нас не доверять банкам. И все производные финансовые инструменты мы не использовали и не планируем использовать. Мы рассчитываем только на собственные силы.

Йохан Бер и Стефан Франк, немецкая компания K&S:

– Да, мы обратили внимание, что люди стали больше внимания обращать на цену моделей, переплачивать никто не хочет. На наш взгляд, это разумный подход. И так как для нас важно сохранить и чистоту ассортимента, и качество обуви, то мы не стали менять ни материалы, ни конструкции, ни условия оплаты. Традиционно наши заказчики оплачивают 30%-ный аванс и 70% – до отгрузки коллекции.

Йозеф Робель, итальянская компания IMAC:

– Условия оплаты у нас были и остаются традиционными: аванс + полная оплата поставки до отгрузки. Как мне кажется, изменения курса валют и таможенных пошлин все-таки влияют на бизнес не так сильно, главное – чтобы коллекция была продаваемой.

Борис Гущин, словенская фабрика Alpina:

– Валютная часть стоимости коллекции в закупке осталась прежней, повысилась только рублевая часть. Для постоянных клиентов мы сделали скидку на весенне-летнюю коллекцию, чтобы они остались на рынке. Чтобы поддержать заказчиков, мы предоставляем им товарный кредит и отсрочку платежа, при этом берем сравнительно небольшую предоплату – 5-10%. Оставшуюся часть клиент оплачивает уже после получения поставки.

С декабря 2008 года до февраля 2009 года курс евро по отношению к рублю вырос на 20%. Это съело всю запланированную прибыль по уже сделанным на весну-лето заказам. И это значит, что на столько же…
5
1
Пожалуйста оцените статью
Выставка обуви Еврошуз

Материалы по теме

12 способов повысить чек

Кто виноват и что делать? Сегодня именно на эти вопросы ищут ответы ретейлеры. Продажи падают у всех без исключения игроков рынка, но одни переживут кризис, а другие будут вынуждены сойти с дистанции. Как не стать аутсайдером – знают эксперты Shoes Report.

Правила делового общения

Маленькая, но невероятно емкая книга «Правила делового общения» бизнес-тренера Нины Зверевой, расставляет все точки над i и еще раз доходчиво объясняет, что считается нормой, а что отклонением от правил в современной риторике. Из 33 «нельзя» и 33 «можно» мы выбрали наиболее, на наш взгляд, значимые для построения верных коммуникаций.

Мимо кассы. Как воруют обувь из магазина

В течение всего года мы рассказывали о снижении издержек, столь актуальном в период кризиса. Как работать с ассортиментом, как улучшать сервис, как уменьшать брак. Пришло время поговорить о таком щепетильном вопросе, как воровство в магазинах. Способы краж и антикраж изучала Анна Комиссарова.

Как открыть два успешных магазина в одном маленьком городе?

«У нас сеть небольших мультибрендовых магазинов площадью до 100 квадратов. Ассортимент — женская, мужская и резиновая обувь из Турции, Китая, России. Сейчас в одном подмосковном городе у нас успешно работает в формате стрит-ретейла крупный магазин. Он хорошо раскручен, покупатели его знают и любят, есть огромная база дисконтников. Город небольшой — порядка 30 тысяч жителей, но в летние месяцы население возрастает до 100 тысяч за счет дачников. Сейчас в городе строится новый торговый центр, и мы буквально вынуждены туда встать, иначе место займет кто-то другой. И вот перед нами возникла проблема: в какой концепции открывать магазин в торговом центре? Дублировать формат успешного магазина в стрит-ретейле мы не хотим, поскольку не факт, что в торговом центре он будет так же успешен, и потоки людей естественно распределятся. Впутываться во франчайзинг в это тяжелое время боимся. Пока склоняемся к версии открыть в ТЦ молодежную версию магазина, а в уже существующем магазине крутить распродажный ассортимент. Но верным ли будет это решение? В общем, подскажите, как правильно открыть два сетевых магазина в одном маленьком городе?».

Правила бизнеса Мишеля Крола, Ecco

Исполнительный вице-президент компании Ecco Мишель Крол рассказывает о том, как выбирать обувь для мультибренда, сколько необходимо тратить на продвижение и когда нужно обучать продавцов. А также делится другими правилами обувного бизнеса, которые он вывел на основе своего 30-летнего опыта.

Реклама

Популярное

Реклама

При оформлении подписки вы будете еженедельно получать на свой e-mail новости и статьи об обувном бизнесе.
www.gore-tex.com

К началу