Не секрет, что франчайзинг состоит из двух основных участников: франчайзера и франчайзи. Цели и задачи у этих игроков рынка в период кризиса абсолютно одинаковые - удержаться на плаву, а вот пути достижения этих целей – различны.
@fcgmedia
Для франчайзера в кризис важно – продать как можно больше товаров, по ценам, актуальным на время кризиса. Для франчайзи самое главное, сохранить покупательский поток, обеспечить рентабельность предприятия и не уйти в убытки. Из этих двух постулатов рождаются основные противоречия франчайзинга во время экономических потрясений рынка:
1. Франчайзи:
2. Франчайзер:
Основные направления франчайзинга в России
Что же делать в такой ситуации? По опыту прошлых кризисов, а на памяти основных российских игроков их было уже, как минимум три, происходит ротация рынка: одни франчайзинговые сети начинают активно развиваться, другие – наоборот «сдуваются» и сдают позиции. При этом франчайзи не исчезают с рынка, они мигрируют и балансируют между торговыми марками, выбирая оптимальные для своего бизнеса условия работы.
Следует отметить, что в российской fashion-индустрии есть два основных направления франчайзинга:
Идти на уступки
Со слов Рейнхарда Депфера – Президента EFTEC, в его выступлении на CPM от 25 февраля 2015 года, большинство зарубежных франчайзеров условиях кризиса готовы пойти на некоторые уступки своим франчайзи. Например, для каждого отдельного франчайзи, в каждом конкретном городе могут быть предоставлены все вместе или одна из следующих льгот:
При этом вовсе не факт, что каждая компания будет готова предоставить своим франчайзи все эти льготы. И уж тем более не факт, что эти льготы будут востребованы российскими франчайзи на фоне экономических санкций, существующей инфляции и девальвации рубля.
Интересное предложение
Тем не менее, предложения зарубежных держателей торговых марок сформулированы и озвучены, с российскими брендами ситуация намного сложнее. Явных и открытых предложений о преимуществах и льготах по франчайзингу ни в СМИ, ни в интернете не прослеживается.
Какие же именно льготы были бы сейчас интересны и для франчайзора и для франчайзи? На этот вопрос проще ответить с позиции франчайзи, поскольку франчайзор, как более сильный игрок должен сам решить, какое из мероприятий и в какой степени он готов реализовать:
1. Самая главная льгота – высвобождение денежных средств франчайзи, а именно:
В международной практике франчайзинга принято правило возврата до 10% от нереализованной коллекции. Это не является критичным для франчайзора, поскольку он имеет больше возможностей перепродать остатки коллекций в крупные дисконтные центры. Или сформировать из товаров прошлых коллекций полноценные капсулы и предложить эти товары франчайзи из других регионов, или, в конце концов, реализовать эти остатки в собственных стоковых магазинах. В этом плане интересно предложение управляющего одной из известных обувных марок к своим франчайзи – обменяться остатками и сформировать пул нового предложения для покупателей на текущий сезон. Непонятно, как это будет выглядеть с точки зрения бухгалтерского учета, но, при желании и под контролем франчайзора, такое мероприятие можно осуществить с большой вероятностью и эффективностью для франчайзи.
2. Не менее важной составляющей являются текущие затраты франчайзи на поддержание бизнеса. В этом плане для франчайзи интересны следующие «поблажки»:
На фоне жесткой экономии и стремления каждой компании «выжить», предоставление определенных финансовых льгот для франчайзи кажется невыгодным франчайзору. Однако если учесть, что транспортные и рекламные расходы составляют не более 3-7% от оборота и сравнить эти затраты с потерей даже одного покупателя франчайзи, то, лучше пойти на разумные уступки, чем потерять долю рынка. Тем более что закрытие магазина и снятие вывески – это, по сути, потеря покупательской аудитории целого города на длительное время. Открыть в «закрытом» городе магазин повторно, особенно в текущем десятилетии – очень трудно.
3. Обучение, антикризисные мероприятия и сплочение – эти факторы тоже являются немаловажными:
Антикризисные инструменты
Как правило, франчайзи – это частные предприниматели или владельцы малого бизнеса. Франчайзинг большинство из них выбирало не столько с точки зрения экономики, сколько по личному ощущению: «нравится – не нравится». Небольшим региональным магазинам в кризис намного сложнее понять, что же делать дальше? Именно сейчас самое время подставить плечо «старшего брата» и показать, что франчайзи не брошены, что они важны и дороги для каждого франчайзора.
А что является важным во время кризиса для франчайзера? Безусловно – возможность расширения сети, а соответственно и увеличения продаж. Не все франчайзоры готовы оказывать поддержку своим франчайзи, не все успели пересмотреть товарную матрицу, не все подошли к кризису в полной боевой готовности. Франчайзинг сейчас находится в стадии «болтанки». Кто-то теряет франчайзи, кто-то уходит от франчайзора. Самое время привлечь «свободных от невыгодной франшизы» региональных бизнесменов в свою команду и расширить сетку магазинов. Инструментами привлечения могут оказаться самые простые предложения, например:
Кризис – это время возможностей. От того, как компания использует эти возможности, во многом зависит ее будущее. В качестве примера хочу рассказать о позитивном опыте ведения и развития бизнеса по франчайзингу всемирно известной ТМ HUGO BOSS во время мирового экономического кризиса 2007 – 2010 годов.
Как известно до 2008 года компания HUGO BOSS не развивалась по франчайзингу и открывала только собственные магазины по всему миру. Мировой кризис негативно повлиял на финансовые показатели продаж и деятельности бренда. В результате длительной работы (подготовка к введению франчайзинга и продажи франшизы велась больше года), за период 2008 – 2010 год марка открыла более 1 000 франчайзинговых магазинов, увеличив размер сети, более чем в пять раз и укрепив свои позиции на рынке.
В то же время, в прессе неоднократно проскальзывали сообщения о развитии франчайзинга торговыми марками Спортмастер, Детский Мир, KOOKAI, ESPRIT, OVS, River Island и многими другими которые пытались развивать в России бизнес по франчайзингу, но этот опыт оказался неудачным или невостребованным по различным причинам.
В любом случае, франчайзинг – это хороший антикризисный инструмент как для франчайзора, так и для франчайзи. Только этот способ ведения бизнеса требует тщательной подготовки, разработки пакета технологий и эффективной работы материнского бизнеса, поскольку франчайзинг – это «слепок» с собственной розничной сети. Нет смысла хвататься за франшизу, как за соломинку, если розница «хромает», так же, как и нет смысла «душить» франчайзи в объятиях, поскольку франшиза – это способ получения прибыли, а не благотворительная организация.
Для каждой компании на рынке есть только свой уникальный рецепт франшизы, который разрабатывается в «тайных лабораториях» и недрах каждого конкретного бизнеса. И если в вашей компании таких «алхимиков» нет, то рекомендую лучше обратиться за помощью к консультантам, чем получить негативный опыт, обучаясь на собственных ошибках: времени больше сэкономите и потери минимизируете.
Структура российского рынка франчайзинга
по происхождению компаний
Структура российского рынка франчайзинга по видам деятельности
Структура европейского рынка франчайзинга по видам деятельности
Положение франчайзи в кризис, пожалуй, самое хрупкое. Эксперты констатируют, что без дополнительных антикризисных расходов многие держатели франшиз в этом году потеряют финансовую устойчивость и свернут свой бизнес. Готовы ли франчайзеры пожертвовать своей прибылью, брать часть расходов на себя или же повышать затраты на помощь своим франчайзи, ради сохранения занимаемой доли на российском рынке?
Как показывает опрос среди операторов, спад российской экономики, резкий рост курса валюты и снижение покупательской способности населения заставляют российских франчайзеров менять стратегию бизнеса в пользу франчайзи.
Так, обувной ретейлер Alba запустил программу возврата непроданного в конце сезона товара, сообщил директор по франчайзингу Alba Михаил Черников. Также ретейлер начал предоставлять своим партнерам систему оплаты по факторингу, которая позволяет получить отсрочку платежа за процент от суммы, подлежащей оплате. Сам процент делится пополам между франчайзерем, владельцем франшизы, и франчайзи, ее покупателем. Как рассказывает Черников, такие меры были приняты для того, чтобы у партнеров появились свободные средства.
В числе других способов помощи своим партнерам были названы: снижение паушального взноса и роялти, перевод расчетов между франчайзером и франчайзи из валюты в рубли, отказ от индексации цен, снижение требований к торговому оборудованию, и переговоры с арендодателями на местах.
Главное событие апреля по франчайзингу! Узнай больше!
Пожалуйста оцените статью |