«Формат монобренда сегодня не работает», «К развитию розницы нужно подходить очень аккуратно», «Если выросла корона - это беда»… Беседу с генеральным директором сети магазинов «Немецкая обувь Caprice» Анатолием Левшиным и его партнером по бизнесу Юрием Родзаевским можно растащить на цитаты для учебника по розничному бизнесу. Корреспондент Shoes Report побеседовала с опытнейшими игроками российской обувной розницы о взлетах и падениях в бизнесе, кризисе и дальнейших планах по развитию.
Анатолий Петрович, сколько сейчас магазинов в вашей сети?
Анатолий Левшин: Четыре, из них самые крупные - вот этот магазин на Семеновской и магазин на метро «Университет», в ТЦ «Трамплин» (ул. Ломоносовская, 23). Это наш первый магазин, который был открыт четыре года назад. Если вы заметили, у нас мультибренд. Формат монобренда сейчас не работает. Я даже не назову марку, которая может быть успешной в таком формате. Мы работаем с брендами Wortmann Group, 50% - это Caprice, но у нас есть обувь и подороже - Peter Kaiser, HÖGL, Lloyd’s, Pikolinos, Ara.
Здесь, на Семеновской, у нас магазин - 400 кв. метров, в наше время такой большой по площади магазин обуви - это редкость… Его ведь надо заполнить, и заполнить правильно - представить модельный ряд, заказать «ростовку», чтобы любой покупатель мог бы найти в нем «свою» модель. Естественно, мы рассматриваем предложения по развитию, и никогда этого не скрывали, но важно, чтобы новые точки были не хуже, чем давно работающие - иначе, зачем их открывать? Деньги, которые вложишь в открытие неудачной точки, не вернутся никогда!
То есть к расширению сети вы относитесь с осторожностью?
Анатолий Левшин: Я считаю, что подходить к развитию розницы нужно очень аккуратно, тем более что в хороших местах стоимость аренды не снижается... В «Семеновском» вот свободных мест нет, и за 20 лет нашего здесь присутствия их никогда не было. У нас небольшая обувная сеть и в этом своя специфика. Когда у вас четыре магазина, открытие неудачной точки – это большой риск, ведь это 25% от общего оборота. Если сеть больше, риск открытия дополнительного магазина для бизнеса будет, соответственно, меньше. Но розница должна быть управляемой, нужна оперативность, возможность быстро внести изменения в работу, по ситуации. Мы в каждом нашем магазине знаем, где у нас что стоит, и на работу ходим каждый день. Вот сейчас идет формирование коллекции весна-лето 2017, это очень важный момент.
Как покупатель ведет себя в кризис? Не переходит ли в более низкий сегмент?
Анатолий Левшин: Конечно, кто-то экономит. Но вы знаете, есть те, кто уже много лет носит Peter Kaiser, они и сейчас остаются верны этой марке.
А, например, компания Zenden стремится создать максимально широкую сеть по всей стране. При этом мы видим, что ретейлеры, у которых были большие сети, такие как «ЦентрОбувь», Carlo Pazolini в итоге пришли к краху…
Анатолий Левшин: Задумайтесь, ни одна империя не сохранилась! Масштабными проектами управлять сложно. Повторюсь, сеть должна быть управляемой. У нас достаточно негативных примеров развития большой розницы – «Сити Обувь», «ЦентрОбувь», Monarch…
Юрий Родзаевский: Проблема в том, что в России кредитование обходится очень дорого, из-за этого у крупных ретейлеров положение крайне неустойчивое. Бизнес устойчив, если работаешь на своих деньгах. А развивать большую розничную сеть у нас невозможно - наступает очередной кризис и компании разоряются.
Анатолий Левшин: Мы с Юрием уже 20 лет вместе работаем на рынке. Мы - фанаты своего дела, стояли у истоков. В 90-х у нас была компания K+C, и мы были первыми, кто вывел на российский рынок новый формат розницы с широким ассортиментом, наш бизнес тогда шел очень успешно. Я занимался розницей, Юрий был в опте. Вы можете себе представить: в день один наш магазин на проспекте Мира продавал 1000-2000 пар! В марте 2000-го в магазин на проспекте Мира стояла очередь 6 часов.
Почему был такой ажиотаж? Я помню, что у вас была хорошая коллекция…
Анатолий Левшин: В коллекции было все, что можно, даже американские марки... Кстати, у нас была молодежная секция, там были Hush Puppies, Shoe, Kickers. Но тогда молодежь наша была к этому еще не готова. Спрос на молодежную коллекцию был слабый. Думаю, что мы чуть-чуть поторопились с открытием, тем более на Семеновской, ведь в 90-е это был район заводов и фабрик... А вот классика у нас тогда шла хорошо. В магазине на Семеновской у нас постоянно работало по 15 продавцов и стажеры. Ни в Москве, ни в России аналогичных сетей больше не было. Была хорошая команда, каждый был личностью. Так сложилось – люди, время, форматы. Вот сейчас специально собери – не получится. В 1998 году - вроде был кризис - а мы своим продавцам выписывали премии по 100 долларов!
Юрий Родзаевский: Тогда, в кризисный год все просели, а мы, наоборот, развивались. Даже обменные пункты открывали в магазинах, чтобы не упустить покупателя.
Анатолий Левшин: У нас в каждом магазине был обменный пункт, кроме магазина на Семеновской. Люди приходили, меняли деньги и тут же что-то покупали. Сегодня мы встречаемся с партнерами из Омска, Томска, Качинска, Читы, Челябинска, из Москвы, с сетевиками, которые работают на рынке 15 лет, и они вспоминают: «Мы к вам ходили, идеи у вас воровали». Понятно, что в России тогда были либо доживающие свой век советские форматы, либо какие-то монобрендовые магазины, которые долго не протягивали и уходили. Мы были первыми из тех, кто представил достаточно широкий ассортимент, поэтому сеть так и развивалась. В какой-то момент мы начали активно расширяться - открыли на Земляном Валу, на Кутузовском проспекте, на Ленинском. И вот пока было 7 магазинов, сеть была управляемой, и все было хорошо, а открыли восьмой, девятый - все пошло не так.
Мы ушли из «К+С» в 2000 году, но у нас были другие магазины - «Немецкая обувь». У Юрия на Семеновской был свой - «Евростиль» с ассортиментом в полторы тысячи моделей. А в «К+С» пришли другие люди, другая команда, магазин превратился в «Ж», но это уже было без нас.
Юрий Родзаевский: «Ж» - это был парашютный проект, проект спасения сети. Была попытка переориентироваться на дешевый Китай.
А что за проблемы были в «К+С», отчего все пошло не так?
Анатолий Левшин: Это все из-за амбиций, слишком часто начали открывать новые точки, были лишние вложения, и надо было считать деньги.
Юрий Родзаевский: Можно сказать, что случилось головокружение от успеха.
Анатолий Левшин: Да, если выросла корона - это беда, не все могут с этим справиться. А если высоко взлетел, падать будет больно.
Юрий Родзаевский: Кстати, в сети «Ж» с самого начала стратегия была выстроена неправильно, ставку сделали на развитие отдельно стоящих магазинов, на стрит-ретейл. Это было ошибкой. Ведь именно в 2000 годах начали развиваться торговые центры.
Анатолий Левшин: Да, тогда надо было поступить с точностью до наоборот – открываться в торговых центрах. Помимо этого в те времена еще «работали» проспекты. Магазины на проспектах – Кутузовском, Ленинском – стоило оставить. Садовое кольцо, кстати, никогда не «работало» - у нас были магазины на Садово-Кудринской, на Земляном, на Смоленском – все они были неудачными. Если бы «Ж» оставила магазины на проспектах и пошла в торговые центры, то имела бы успех.
Юрий Родзаевский: А получилось так, что в торговые центры вошли конкуренты, и «Ж» потеряла свои позиции. Как раз Rendez-vous начала в это время развиваться, «Сити-обувь». «Сити», кстати, тоже потерпела фиаско, сеть была слабо управляемой, ориентировалась на слишком дешевый ассортимент, и это привело к затовариванию. Были сделаны стратегические ошибки одна за другой - в итоге, все свернулось.
Знаю, что в разных городах еще есть магазины KC Shoes…
Анатолий Левшин: Это розница наших прежних партнеров. КС shoes есть в Ярославле, в Сибири - в Кемерово, в Екатеринбурге. Они закупали у нас обувь, вывеска у них осталась еще с того времени. В 1998 году многие вложились в покупку торговой недвижимости, приобрели магазины в собственность и за счет этого сейчас чувствуют себя более уверенно, так как могут быть гибкими в ценовой политике.
За время работы на обувном рынке вы пережили уже несколько кризисов, отличается ли чем-то нынешний кризис от предыдущих?
Юрий Родзаевский: Отличие этого кризиса от предыдущих в том, что тогда потребление не слишком падало, а в этот кризис многие отказались от покупок. Но одновременно со снижением покупательской активности, многие игроки ушли с рынка. И получилось так, что вместе со снижением потребления снизилось и предложение. Поэтому те, кто имели возможность работать гибко, вовремя среагировали на ситуацию, сумели удержаться и сейчас чувствуют себя более-менее нормально.
К концу года ситуация с потреблением постепенно выравнивается?
Юрий Родзаевский: Да, сейчас немного выравнивается - евро стоит уже не 85 и не 90 рублей, а 70-72 рубля. Так что ситуация даже более-менее благополучная, к тому же люди уже привыкли к новым ценам. Спрос и предложение сбалансировались, многие центры пустуют. У нас сейчас масса предложений от арендодателей.
Как вы считаете, есть ли будущее у франчайзингу в обувной рознице?
Юрий Родзаевский: Пока будут такие ставки по кредиту, это очень сложно. Потому что франшизу берут люди, которые начинают бизнес, у них нулевой запас прочности. А у продавца франшизы он тоже не такой уж большой. Если у франчайзи что-то пойдет не так, их проблемы бумерангом бьют по владельцу франшизы, и он вынужден забирать остатки. А куда он их денет? Вслед за скоплением остатков идут просрочки по кредитам, и пошло-поехало. Сколько раз уже пробовали - начинают предлагать франшизу, а потом предложение резко сокращается, либо меняют условия работы. Повышают паушальный платеж… Но ведь так бизнес не разовьешь!
Сейчас многие западные эксперты говорят о том, что ретейлерам стоит направить средства на развитие в интернете, так как покупатели зачастую начинают знакомство с обувью в Сети. У вас как с развитием в интернете?
Анатолий Левшин: Честно говоря, пока мы работаем по старинке. Но нам простительно, потому что сеть небольшая, и острой необходимости нашего присутствия в интернете пока нет.
Юрий Родзаевский: К тому же, есть статистика, что интернет-магазин дает около 40% возврата. Все-таки обувь - это такой товар, который требует примерки. Хотя сейчас в некоторых онлайн-магазинах обуви уже дают точные параметры по каждой продаваемой модели (по длине и ширине), так что их можно сверить со своими мерками по ноге удаленно… Конечно, со временем все это будет более развито.
У вас какие планы по развитию бизнеса – хочется сохранить то, что есть, или все-таки планируете какой-то рост?
Анатолий Левшин: Конечно, мы нацелены на развитие. Если все пойдет, как мы задумали, то в текущем году откроем еще один магазин в Москве. Но важно, чтобы все было продумано, и раскрывать подробности пока рано.
Беседовала Марина Шумилина
Пожалуйста оцените статью |