Обувь немецкой марки Caprice давно и хорошо известна на российском рынке, потребитель любит и ценит ее, прежде всего, за комфорт и высокое качество. В последние годы коллекции Caprice сильно изменились внешне – дизайнеры бренда стали больше уделять внимания fashion-деталям, и обувь стала яркой и стильной. О бизнес-стратегии компании «Каприс Восток» в России, об итогах уходящего 2016 года и планах на следующий - 2017-й год SR беседует с генеральным директором ООО «Каприс Восток» Виктором Кунцем.
Виктор, декабрь – время подведения итогов за год. Каким был 2016-й для бренда Caprice в России?
Уходящий год был достаточно напряженным, думаю, как и для других участников рынка. Сказывается общее экономическое положение в стране, мы должны как-то реагировать на нынешнюю ситуацию, предпринимать какие-то шаги, чтобы смягчить, улучшить ее и при этом оставаться успешными. Сложности, которые сегодня есть у всех, надо принимать как данность и стараться вместе двигаться дальше, это главная задача – идти вперед.
Судя по предварительным итогам 2016 года, нам все это удалось очень хорошо. Вообще, мы смогли развернуть ситуацию на российском рынке в свою пользу после 2009-го кризисного года, самого тяжелого для нашего обувного рынка, и с тех пор мы продолжаем расти и успешно развиваться.
Выросло ли число клиентов в 2016 году?
Конечно, новых клиентов стало больше, тенденция началась лет шесть назад, и она продолжается. Наши партнеры - владельцы магазинов - переориентируются на другие группы товаров, переходят в другие ценовые сегменты, и мы ощущаем изменения очень сильно. Приток новых клиентов есть, и я надеюсь, что он будет продолжаться такими достаточно высокими же темпами. Что касается предварительных финансовых результатов – они положительные, но сегодня, с учетом волатильности (изменчивости) рубля, они не объективны и не вполне отражают реальное положение. Поэтому мы по-прежнему считаем нашу проданную продукцию в парах.
Сколько же клиентов у вас сегодня?
Порядка тысячи клиентов по всей России плюс страны СНГ.
В Средней Азии у вас есть клиенты, партнеры?
Есть – в Узбекистане и Кыргызстане, появились в этом году в Туркменистане. Среднеазиатский рынок для нас еще малоразвитый, но у него большой потенциал, хотя есть и риски – прежде всего, финансовые.
Как изменилась ваша работа с клиентами, появились ли новые сервисы?
Никаких новых инструментов мы здесь не придумали. Цена на нашу продукцию зафиксирована в рублях, принцип один: фиксированная рублевая цена и гарантия того, что цена в течение сезона не изменится – все финансовые риски, курсовую разницу компания полностью берет на себя.
Естественно, мы предоставляем клиентам отсрочки, этим инструментом пользуются все. Мы пытаемся индивидуально проговаривать с каждым клиентом план погашения его долгов, интенсивно работаем с дебиторской задолженностью, потому что очень важно знать, чем дышит клиент, как он себя чувствует. В общем, ничего нового. Мы все время стараемся улучшить наш клиентский сервис, в частности, развиваем сеть наших региональных представителей, которых на сегодняшний день уже 10 по стране - для того, чтобы быть ближе к нашим клиентам, чтобы клиент не чувствовал себя после написания заказа брошенным и забытым, мы стремимся к постоянному, можно сказать ежедневному, контакту с нашим клиентом. Мы хотим знать, как он себя чувствует, как выглядит его магазин, как и рядом с какими марками в этом магазине расположен наш товар …Отмечу также, что мы улучшили систему логистики внутри страны и теперь поставляем короба практически до дверей. Следующим шагом будет улучшение сервиса в странах Таможенного Союза.
Сколько в настоящее время у вас магазинов?
Пока их немного - 17, последние пять лет мы не форсируем открытие новых магазинов. Считаю, что у наших клиентов и так достаточно сложное экономическое положение, поэтому инвестировать из последних сил в новый проект, в мебель, может, сейчас и не стоит. В настоящее время ведутся переговоры об открытии магазинов в Москве и Подмосковье. Осенью открылись фирменные магазины Caprice в Челябинске и Минске.
Сейчас активно развивается онлайн-торговля, обувь Caprice продается через Интернет?
Да, мы успешно работаем практически со всеми платформами – LaModa, Wildberries, KupiVip, Sapato, Euroshoes.market...
И какой процент продаж идет через онлайн?
Не назову его значительным, но это достаточно серьезные объемы, хотя с европейскими, в частности, немецкими, не сравнить – в Европе доля онлайн-продаж значительно выше, чем в России.
Есть ли у Caprice планы делать свой интернет-магазин в России?
Нет, нас устраивает сотрудничество с онлайн-платформами. Философия наших учредителей - обувщиков в четвертом поколении: мы умеем хорошо производить обувь и нам нужно заниматься именно этим. Caprice не планирует в ближайшей перспективе открывать собственный онлайн-магазин – это глобальное стратегическое решение, которое приняли наши учредители. Не только в России, а вообще в мире. Мы концентрируемся на производстве обуви, а продавать ее предоставляем возможность нашим партнерам. Они это умеют.
Ближайшая перспектива – это лет пять?
Думаю, что ближайшие 10-15 лет такой задачи не стоит. У нас достаточно много других задач, связанных с нашей коллекцией и производством. Но все очень быстро меняется, и мы не знаем, какие вызовы нам бросит рынок уже через 5 лет…
Продвижение, реклама, участие в выставках – все это остается в числе ваших текущих задач?
Конечно, мы активно продвигаем обувь Caprice в формате b2b, в нем пока и останемся. Участие в профессиональных выставках, которые проходят в России, обязательно продолжится. Мы участвуем в ряде региональных мероприятий – это выставки Shoes Star, в выставке «Мосшуз», которая нам очень нужна в силу специфики наших коллекций (помимо основной, мы создаем еще более позднюю коллекцию, и на «Мосшузе» у нас есть возможность показать ее). Ну, а центральным выставочным мероприятием для нас по-прежнему остается Euro Shoes с прекрасными сроками, пожалуй, самыми лучшими, для основной коллекции. Euro Shoes – это высокое качество посетителей, к чему организаторы выставки приложили немало усилий – на выставку приходит очень профессиональный посетитель, с которым можно эффективно работать. Могу только пожелать, чтобы эта выставка и дальше развивалась и расширила свои рамки.
Давайте немного поговорим о вашей обуви: кто дизайнеры, где производится, какие материалы?
Создание коллекций и разработка всех технологий, вплоть до колодок, по-прежнему происходят в нашем головном офисе в Германии, в небольшом городе Пирмазенсе. Там находится дизайн-студия, где творят наши штатные дизайнеры и туда же приезжают привлеченные дизайнеры. Творческая работа сегодня идет круглый год, без сезонных перерывов, как ранее: заканчивается разработка летней коллекции и тут же начинается разработка осенне-зимней.
С чем это связано?
С тем, что нужно более пристально относиться к разработке коллекции и больше внимания уделять деталям. В настоящее время постоянно появляются новые материалы, которые, кстати, в нашей весенне-летней коллекции очень заметны, и дизайнеры заняты их поиском и отбором. Новинок огромное количество! Стремительно развиваются технологии в обработке кожи, производстве обуви, и за этими трендами надо постоянно следить, искать что-то новое, а найдя – принимать решение, подходит это для Caprice или нет, соответствует ли нашим стандартам качества и представлениям о моде и комфорте. Поиск новых идей, материалов и технологий для коллекций - это постоянный, бесконечный процесс.
Как и контроль качества нашей обуви. Мы значительно расширили штат наших технологов в головном офисе, сознательно пойдя на этот шаг, хотя он очень дорогостоящий. Но компания пришла к выводу, что на каждой нашей фабрике должен находиться минимум один штатный сотрудник-технолог, в обязанности которого входят отслеживание прихода материалов, производства, выхода товара, постоянный контроль качества, постоянное усовершенствование и улучшение производства. За этим - будущее: только тот, у кого есть производственная, технологическая база (хорошая недорогая кожа, хорошие компоненты и фурнитура, интересная коллекция и собственные технологии), сможет победить.
Caprice использует только натуральную кожу для всех моделей, за исключением тех, где сама модель не предполагает использование натуральных материалов – например, сапоги-дутики, но даже в них есть кожаные элементы, например, стелька. Поэтому мы очень пристально следим за качеством кожи и очень ответственно подходим к подбору поставщиков.
Сколько предприятий у компании сегодня?
Мы сократили количество наших фабрик, оставив наиболее эффективные, и сегодня у нас 4 предприятия – одна в Пакистане, остальные в Азии.
А в Европе?
На данный момент действующего предприятия в Европе нет, были фабрики в Польше, Болгарии, но мы от них отказались. Есть проекты на перспективу, которыми мы интенсивно занимаемся. Производить обувь в Европе становится выгодно, но мы очень ответственно относимся к выбору фабрик, это долгий процесс.
Планов локализовать производство в России нет у компании?
Нет, хотя лично для меня было бы очень интересно заняться производством в России, но у нас нет свободных ресурсов, потенциала для того, чтобы начать производство здесь. К сожалению, российская индустрия комплектующих для обуви, очень большие проблемы с производством качественных кож. Практически полностью отсутствуют инфраструктура и квалифицированные кадры, с проблемой подбора персонала сталкиваются очень многие обувщики в России. Я бы назвал героями тех, кто начал здесь обувное производство. Желаю им успеха в этом непростом деле, я был бы очень рад, если бы российская обувная промышленность возродилась.
Назовите ваши основные рынки в Европе.
Германия, на втором месте – Россия, затем Франция, Голландия, Польша. Мы также хорошо представлены в Великобритании, где стали в этом году маркой года.
Как, на ваш взгляд, изменились предпочтения россиянок в обуви за последние 7-10 лет?
Обувь в стиле сasual завоевывает рынок и сердца женщин все больше и больше. Если вспомнить наши первые шаги на российском рынке, то нас тогда серьезно критиковали за то, что у нас нет высоких каблуков. Клиенты хотели их получить и страшно удивлялись: «Как же так – немецкая модная обувь, а где же каблуки?» И иногда мне приходилось говорить: «Вы можете где угодно купить высокие каблуки, если вам не нравится наша обувь, но гарантирую вам, что лет через пять мы с вами обязательно встретимся»… Так и происходит, ведь невозможно ходить всю жизнь на 15-сантиметровых каблуках. Сегодня люди приходят к выводу, что обувь и одежда должны быть, прежде всего, удобными, практичными и, конечно же, стильными. Хотя теперь и у нас есть красивые и, что очень важно, удобные, модели на каблуках – в нашей новой линейке Caprice Premium.
Что нового ждать от Caprice? Может, детскую линию обуви?
Нет, детство – это отдельное, очень сложное направление, пока не планируем выпуск детской обуви. Зато мы добавили к женским моделям несколько моделей мужской обуви – классические мокасины в коллекции весна-лето 2017, из нубука и кожаные. Есть планы ввести что-то для мужчин и в осенне-зимнюю коллекцию 2017/18.
Какие планы на 2017 год?
По-прежнему олимпийские: быстрее, выше, дальше, сильнее. Как это произойдет – не знаю, но, прежде всего, речь идет, конечно, о работе над коллекцией, которая идет сейчас. О стратегии и тактике пока говорить рано, все это еще в разработке и окончательно сформируется к концу января 2-17 года. Мы будем придерживаться выбранной в 2009 году стратегии, менять ее пока не собираемся, потому что успехи, которых мы достигли в течение последних 6-7 лет, подтверждают, что решение было правильным.
Беседовала Наталья Тимашова
Эта статья была опубликована в номере 143 печатной версии журнала.
Пожалуйста оцените статью |