В условиях валютных скачков, сокращающих маржинальность бизнеса, и падения покупательской активности, многие российские предприниматели в поиске новых поставщиков оказываются на азиатском континенте. Словно предугадав подобный интерес, китайские поставщики взялись за построение бренда made in China, формируя масштабные обувные кластеры и получая поддержку на государственном уровне. Что происходит на внутреннем обувном рынке Китая и будет ли и дальше расти экспорт страны?
Национальный интерес
По данным агентства Euromonitor, средний доход населения Китая продолжает расти, а вместе с ним и потребительский спрос на обувь. По прогнозам Euromonitor в ближайшие несколько лет обувной рынок страны будет сохранять позитивную динамику, однако темпы роста будут не столь впечатляющими. В прошлом году рост составил 320 млрд. юаней или около 52 млрд долларов США. В 2012 году потребление обуви в сегменте средний и выше-среднего начало расти, но средняя цифра по стране пока остается невысокой – всего 1,11 пар.
Таблица
Обувная промышленность Китая, (с учетом первого квартала 2014 года)
|
Ценовой объем |
Количество пар |
Средний чек | ||
Оборот (в млн $ CША) |
Место в мировом рейтинге |
Оборот (в млн пар) |
Место в мировом рейтинге |
В $ США | |
Экспорт |
48 145 |
1 |
10 577 |
1 |
4,55 |
Импорт |
1 710 |
14 |
56 |
43 |
30,80 |
производство |
|
|
14 200 |
1 |
|
Потребление |
|
|
3 679 |
1 |
|
Мужская и женская модели потребления обуви отличны друг от друга. Мужчины в Китае склонны придавать большее значение конструкции модели, отдавая предпочтение классике. Женщины больше внимания уделяют соответствию той или иной модели мировым трендам. Вполне логично, что женщины – главные потребители обуви в стране.
Согласно результатам опроса, проведенного Union of Hong Kong Trade Development, за последние 12 месяцев покупали не менее двух пар кожаной обуви почти 84,9% респондентов. Средние расходы респондентов на каждую пару обуви из кожи составили 1075 юаней. Почти 80% респондентов посещают торговые центры и универмаги, по крайней мере один раз в месяц, в основном в выходные и праздничные дни.
Не меньшими темпами растет рынок пластиковой обуви: согласно информации сайта ask.com, 527 обувных предприятий Китая выпускают обувь из синтетических материалов.
Основные потребители обуви категории casual и sport – молодые люди в возрасте 18 – 30 лет, студенты и офисные работники. Они достаточно требовательны не только к качеству, но и имиджу бренда, а также индивидуальности модели. Среди всех изделий спортивных брендов, именно обувь является наиболее важной с точки зрения построения бренда, его отстройки от конкурентов. В последние годы, кроме лидеров рынка – компаний Nike, Adidas и Li Ning – наращивают обороты и другие местные компании, такие как 361, Anta, Toread.
Внутренняя конкуренция
По мнению, Су Чаюнга, президента China Leather Industry Association сегодня «основные проблемы отрасли состоят в повышении затрат на рабочую силу, нехватку рабочей силы в некоторых, особенно в прибрежных районах, в достаточно высокой конкуренции со стороны других азиатских производителей».
Для оптимизации расходов и увеличения прибыли, многие компании модернизируют производство, меняют системы управления. Некоторые крупные компании перенесли свои фабрики из прибрежных провинций в центральные регионы страны, где более дешевая рабочая сила. «Кожевенно-обувная промышленность в Китае находится в начале стадии перестройки. Весь процесс модернизации займет от одного до двух лет и приведет к закрытию мелких предприятий, которые не смогут соответствовать высоким стандартам экологичности производства», - говорит Су Чаюнг. – «Отрасль играет огромную роль в развитии национальной экономики, но у многих предприятий существуют проблемы с охраной окружающей среды, которые необходимо устранить».
В настоящее в стране сложились четыре основных кластера обувной промышленности. Первый расположен на юге страны в провинции Гуандун с центрами производства в Гуанчжоу и Дунгуань. Здесь в основном сосредоточены фабрики, отшивающие обувь высокого ценового сегмента. В провинции Жейянг, в основном в городах Вэньчжоу и Тайчжоу, базируются компании, производящие обувь среднего и низкого ценового сегмента. Многие из них сосредоточены на выпуске только мужских моделей. На западе страны, в городах Чэнду и Чунцин предприятия обувной промышленности производят женские модели среднего и низкого ценового сегмента. Четвертый кластер расположен вокруг городов Цюаньчжоу и Джинджианг, местные фабрики сосредоточены на выпуске спортивной обуви.
Конкуренция существует не только среди местных производителей, в борьбу за покупателя в Китае вмешиваются компании из США и европейских стран, таких как Италия и Испания – они доминируют в высоком ценовом сегменте. На товары совместных предприятий, расположенных на территории Тайваня и Гонконга приходится львиная доля обуви среднего ценового сегмента. Впрочем, именно в этом сегменте китайским производителям в последние годы удалось усилить свое присутствие. Но, по-прежнему, большинство местных компаний конкурирует между собой в первую очередь на рынке дешевой обуви. Усиление конкуренции привело к дальнейшей сегментации рынка. По мнению аналитиков, подобные процессы приведут к улучшению качества продукции, к усилению имиджевой составляющей брендов.
Экспортная политика
Китай является самым крупным производителем обуви в мире и экспортером. Страна показывает значительное положительное сальдо торгового баланса на обувном рынке. В 2013 году китайское производство обуви достигло нового рекордно высокого уровня в 14,2 млрд пар. Три четверти из них, на сумму 48,1 миллиарда долларов США было экспортировано, что составило на 8,5% больше по сравнению с предыдущим годом. За последние четыре года, однако, ежегодный рост экспорта незначительно, но неуклонно снижается.
Согласно отчету Национального союза кожевенников и обувщиков Китая, ведущие предприятия легкой промышленности провинции Гуаньжоу в прошлом году фиксировали рост своих доходов. В минувшем 2013 году экспорт составил 3,41 млрд пар обуви на сумму 13,92 млрд долларов США. При этом общее количество экспортированной обуви сократилось на 5,9 % по сравнению с показатели предыдущего года, однако общая стоимость экспортируемого товара выросла на 5,2%.
Продажи Anta Group увеличились в первом полугодии 2014 года на 28,3%, компания Qiaodan сообщила о росте более чем на 10%, что произошло благодаря заключенным контрактам с несколькими мировыми брендами на пошив партий обуви. Продажи обуви в Китае в первой половине 2014 увеличились в цене на 9,6%, достигнув объема в более чем 50 миллиардов долларов США. Согласно тому же источнику, экспорт обуви в течение шестимесячного периода имел объем 5,3 млрд пар, увеличившись примерно на 0,2%, что составило 12,2% в годовом исчислении, достигнув 24,5 млрд долларов США. 438 миллионов пар были кожаные верхом, со значением 5900000000 долларов США (рост на 15% по объему и 19% по стоимости).
В 2013 году в той или иной степени сократился объем экспорта обуви из Гуандуна в США, Африку, Латинскую Америку и ЕС. На указанные 5 рынков приходится 76,5 процента от общего объема экспорта обуви провинции. Однако в последнее время наблюдается снижение экспортных поставок китайской обуви в названные регионы при одновременном росте экспорта в страны Африки, АСЕАН и Ближнего Востока. Оптовые поставки обуви из Китая в Россию характеризуются стабильным ростом показателей.
Основные торговые партнеры
|
Ценовой объем |
Количество пар |
Средний чек | ||
Оборот (в млн $ CША) |
Место в мировом рейтинге |
Оборот (в млн пар) |
Место в мировом рейтинге |
В $ США | |
Экспорт |
48 145 |
1 |
10 577 |
1 |
4,55 |
Импорт |
1 710 |
14 |
56 |
43 |
30,80 |
производство |
|
|
14 200 |
1 |
|
Потребление |
|
|
3 679 |
1 |
|
Общий оборот китайско-российской торговли в январе-октябре 2014 года увеличился на 7,1% по сравнению с первыми десятью месяцами 2013 года и составил 78,9 млрд долларов. Темпы роста российско-китайской торговли в январе-октябре превышали темпы роста общего внешнеторгового оборота Китая, который вырос за этот период на 3,8% в годовом выражении. Китайский экспорт в Россию вырос в первые десять месяцев 2014 года на 10,1% в годовом выражении, достигнув 44,3 млрд долл, импорт российских товаров в КНР увеличился на 3,4%, до 34,6 млрд долл.
Самой популярной поставляемой в Россию обувью из Китая считается резиновая и пластиковая обувь (чаще всего данные материалы используются в подошве) – на этот вид приходится более 60% от общего объема экспорта. Также часто российскими покупателями заказывается китайская текстильная (или тряпичная) обувь. Тройку лидеров по поставкам из Китая замыкает кожаная обувь, доля в экспорте которой ежегодно увеличивается.
Пожалуйста оцените статью |