Согласно прогнозу PwC «Всемирная индустрия развлечений и медиа 2009-1013», в 2009 г. глобальный медиарынок упадет на 11,5%, а российский – на18% по сравнению с 2008 годом.
Текущая ситуация
В 2009 г. шел массовый пересмотр рекламных тарифов, перевод из валюты в рубли, невозможно было оценить размер скидок по рекламной индустрии, хотя было ясно, что они были велики, начался активный демпинг.
Рекламодателей интересовало, кто упадет ниже, шла погоня за скидками, единственной тенденцией было «больше за меньшие деньги». При такой политике, по мнению маркетологов, отличия между брендами стираются.
Самое большое снижение рекламных бюджетов было отмечено в сегментах дорогих авто, недвижимости, банковских и страховых услуг (до 40-70%) – падение классифайда и имиджевой рекламы.
Сократились бюджеты по luxury-брендам, в сегментах туризма, дорогой техники, одежды.
Устойчивое положение демонстрировали рекламные сегменты здравоохранения и медицины, эзотерики, дистанционной торговли, sms-услуг, товаров потребительского спроса, прежде всего, питания.
Серьезное падение отмечено на региональных рынках, отсутствие информации об объеме размещенной рекламы в регионах снижает долю прессы, делает ее менее привлекательной у рекламодателей.
Тенденции
Передел рынка в пользу лидеров сегментов, среди рынков – в пользу ТВ.
Переход к сезонному размещению рекламы вместо годового.
В СМИ стало больше рекламы самих СМИ, PR часто замещает рекламу (белый и серый).
Прогнозы: в 3-4 кварталах 2009 ожидается оживление, надежды на остатки бюджетов и сезонный рост.
АКАР: Годовой прирост за 2008 год – 18%, самый низкий с 2001 года, за первое полугодие 2009 года российский рынок просел на 30%. За первый квартал 2009 г. падение по ТВ - 20%, по радио - 38%, по печатным СМИ - 42% (34% - газеты, 40% - журналы, 51% - рекламные издания), по наружной рекламе - 36%, в Интернете - 15%, в новых медиа - 35%. Общее падение – 29%. Во втором квартале падение достигло 30% (40% по газетам, 41% по журналам, 53% по рекламным изданиям).
В конце сентября – начале октября мировые рекламные агентства обновили прогнозы. Оценки разошлись существенно.
ZenithOptimedia: падение рынка – 24-28% (вместо 17,5% в апреле).
Carat: России в глобальном отчете отводится самая незавидная роль из-за падения реального сектора экономики: падение рекламного рынка – почти 22% (апрельский прогноз – 8,6%). Но в 2010 году прогнозируется рост 1,5%, что выше многих стран. Единственный сегмент, демонстрирующий рост – интернет.
Эксперты №Видео Интернешнл»: падение рекламного рынка было очень неравномерным, что привело к перераспределению долей СМИ – наблюдается резкий рост доли ТВ из-за ценовой политики и агрессивного пиара ТВ-рекламы (с 51% в 2008 до 58% в 2009). Сейчас прекратилось падение доходов населения, что стало сигналом к восстановлению и росту потребления в стране, и, соответственно, рекламного рынка. Причин для роста в первом полугодии 2010 года нет, можно говорить о слабом восстановлении, рост прогнозируется во втором полугодии 2010 года.
АКАР: ни одно серьезное СМИ (лидеры рынка) не изменило прайс-листов, поменялись условия и скидки.
Основные рекламодатели прогнозируют бюджеты на 2010 год на уровне 2009 года, у некоторых – незначительное увеличение.
У рекламодателей, привыкших к серьезным скидкам, может возникнуть соблазн экономить на заказе и размещении рекламы и в будущем, 2010 году.
АФС-ИМГ: если раньше наблюдалась борьба за бюджеты между игроками рынка прессы, теперь началась борьба за бюджеты других сегментов, особенно ТВ.
Агентства запрашивают больше информации, требуют большие скидки и бонусы, проводят больше тендеров.
Рекламодатели проявляют все больший интерес к структуре распространения изданий и данным собственных исследований, к спецпроектам и нестандартным решениям.
Вероятность дальнейшей консолидации рынка и бюджетов в руках крупнейших медиабайеров. Информация предоставлена Гильдией издателей периодической печати
Пожалуйста оцените статью |