Rieker
Ситуация на рынке детской обуви
11.11.2015 6010

Ситуация на рынке детской обуви

Ретейлеры смотрят в будущее со сдержанным оптимизмом

Средняя норма потребления обуви в детском сегменте в натуральном выражении примерно в два раза больше, чем во взрослом, поэтому он считается более устойчивым и прибыльным. Однако общий экономический спад, уменьшение доходов населения и другие кризисные явления негативно сказались и на данном сегменте. Директор по маркетингу ОАО «Егорьевск-обувь», одного из старейших производителей детской обуви в России, Андрей Капуста обрисовал сложившуюся на рынке ситуацию к этой осени и перспективы на конец 2015-го - начало 2016 года.

В целом, для сезона весна-лето 2015 было характерно «броуновское движение» всех участников рынка. Каждый выработал для себя свой путь выживания и сохранения доли рынка. Также начался активный передел розничного рынка. Кризис «очистил» относительно привлекательные арендные площади и практически зафиксировал арендные ставки, что предоставляет возможности выхода новым игрокам. Если в сегменте взрослой обуви наблюдается существенное снижение частоты покупок, то в детском сегменте это снижение проявляется меньше (что обусловлено необходимостью приобретения обуви/одежды с ростом ребенка), но заметен переход в потреблении к более дешевым торговым маркам – на лицо миграция потребителей. Особенностью рынка детской обуви является ранний старт осеннего сезона продаж – с продажи школьного ассортимента.

В настоящее время для «детства» характерны следующие тенденции:

  • Снизилась частота покупок;
  • Потребитель стал больше времени уделять выбору товара. Как в оффлайн-, так и в онлайн-магазинах увеличилось количество посещаемых при выборе обуви магазинов/сайтов;
  • Произошла «миграция» потребителей в низкий ценовой сегмент детской обуви;
  • Наметилась тенденция к импортозамещению из-за подорожания импортной обуви и роста патриотических настроений среди россиян, кроме того, у части потребителей к отечественным маркам наблюдается более лояльное отношение за счет исторически более высоких стандартов безопасности продукции;
  • Уменьшилось предложение импортируемой обуви.

Почему отечественная детская обувь не дешевле импортной

Цены на импортную обувь большей частью зависят от курса национальной валюты и, соответственно, принимают на себя все риски и неопределенности этого курса. Казалось бы, в таких условиях появилось «окно возможностей» для российских производителей, которые меньше зависят от колебаний курса валют, чем иностранные. Однако в настоящее время в России практически невозможно производить современную, качественную детскую обувь из 100% российских комплектующих. Поэтому в течение трех месяцев (ноябрь 2014-январь 2015), эти возможности «схлопнулись» в связи с ростом стоимости импортных комплектующих. И даже в настоящее время поставщики обувных материалов не видят никаких предпосылок к снижению своих отпускных цен. Соответственно, уже установленные цены на отечественную обувь вряд ли будут системно меняться в сторону уменьшения. Государственные программы развития легкой промышленности и развития индустрии детских товаров в лучшем случае позволяют компенсировать часть процентных ставок по кредитам или провозглашают целью продвижение отрасли в целом. При этом, первая из мер поддержки не находит широкого применения из-за кризиса на финансовом рынке и очень ограниченными возможностями привлечения заемного финансирования. Эффекта же от продвижения брендов «Российского качества», «Сделано в России» или импортозамещения пока не произошло.

Зимний прогноз

Ситуация с сезоном «Зима-2015» остается в высокой степени неопределенной. С одной стороны, все продавцы верстали свои планы в разгар кризиса и предпочитали не рисковать и не «перезаказывать» обувь. С другой, – у всех звеньев товаропроводящей цепи остались сверхнормативные запасы с прошлого сезона. Кризис сказался на финансовой системе: «длинных» денег никто не предлагает, существующее финансирование уже пересмотрено и продолжает пересматриваться банками в сторону удорожания пользования заемными средствами. Средняя стоимость обуви зимнего сезона для конечного потребителя очень существенна – следовательно, он будет очень осторожен и привередлив в своем выборе и постарается до минимума сократить количество покупок, остановившись лишь на необходимых. В целом предстоящей зимой детский обувной рынок «нащупает дно» количественных продаж, а с весны 2016-го участники рынка будут «перезагружать» свою стратегию развития бизнеса.

По данным исследования РБК «Обувной ретейл-2015» (проведено в феврале-марте 2015 г.), общий объем производства обуви в РФ составил 110,6 млн пар, в том числе детской – 39,4 млн пар. Удельный вес производства детской обуви вырос с 2010 года с 32,4% до 35,6%. Согласно данному исследованию, «в среднем, на душу населения приходится около 2,8-3 пар в год», что, по мнению Андрея Капусты, является «несколько заниженным показателем». По оценкам эксперта, в год ребенку необходимо минимум 6 пар обуви, с учетом «донашивания» и вторичного рынка, цифра может немного быть меньше – в среднем, 5 пар. Таким образом, объем детского рынка (1-14 лет – 21,6 млн человек) можно оценить в 108 млн пар обуви. Официальной статистики об объемах производства и продаж детской обуви в настоящее время нет.

Средняя норма потребления обуви в детском сегменте в натуральном выражении примерно в два раза больше, чем во взрослом, поэтому он считается более устойчивым и прибыльным. Однако общий экономический…
3.55
5
1
5
Пожалуйста оцените статью
Midinblu

Материалы по теме

Мертвый сезон. Чем обернется карантин Covid-19 для обувной розницы

Обувная розница возобновляет работу в Москве и регионах, подсчитывает убытки, оценивает перспективы. Два с половиной месяца простоя оказались серьезным испытанием для ретейлеров.
01.06.2020 3869

10 главных трендов в ретейле на ближайшие 3 года

Десять главных трендов, наметившихся в уходящем году, которые будут определять развитие мирового ретейла в ближайшее время
11.03.2020 8829

Маркировка обуви стартовала. ЦРПТ назначен оператором пилотного проекта по маркировке

С 1 июня 2018 в России стартовал пилотный проект по маркировке обуви, пока на добровольной основе. Оператором системы назначена дочерняя компания Центра развития перспективных технологий «Оператор ЦРПТ», созданная для реализации Единой национальной…
23.07.2018 8437

Чипирование обуви: быть или не быть

Предложение Минпромторга России о маркировке (чипировании) обуви вызвало бурную дискуссию среди экспертов и участников обувного рынка.
10.08.2017 28491

Маркировка теперь на английском языке

Теперь вся работа на терминале сбора данных в лицензиях «Кировки» Зарубежный склад возможна и на английском языке.
23.12.2019 2758
При оформлении подписки вы будете еженедельно получать на свой e-mail новости и статьи об обувном бизнесе.

К началу