Rieker
Ситуация на рынке детской обуви
11.11.2015 5257

Ситуация на рынке детской обуви

Ретейлеры смотрят в будущее со сдержанным оптимизмом

Средняя норма потребления обуви в детском сегменте в натуральном выражении примерно в два раза больше, чем во взрослом, поэтому он считается более устойчивым и прибыльным. Однако общий экономический спад, уменьшение доходов населения и другие кризисные явления негативно сказались и на данном сегменте. Директор по маркетингу ОАО «Егорьевск-обувь», одного из старейших производителей детской обуви в России, Андрей Капуста обрисовал сложившуюся на рынке ситуацию к этой осени и перспективы на конец 2015-го - начало 2016 года.

В целом, для сезона весна-лето 2015 было характерно «броуновское движение» всех участников рынка. Каждый выработал для себя свой путь выживания и сохранения доли рынка. Также начался активный передел розничного рынка. Кризис «очистил» относительно привлекательные арендные площади и практически зафиксировал арендные ставки, что предоставляет возможности выхода новым игрокам. Если в сегменте взрослой обуви наблюдается существенное снижение частоты покупок, то в детском сегменте это снижение проявляется меньше (что обусловлено необходимостью приобретения обуви/одежды с ростом ребенка), но заметен переход в потреблении к более дешевым торговым маркам – на лицо миграция потребителей. Особенностью рынка детской обуви является ранний старт осеннего сезона продаж – с продажи школьного ассортимента.

В настоящее время для «детства» характерны следующие тенденции:

  • Снизилась частота покупок;
  • Потребитель стал больше времени уделять выбору товара. Как в оффлайн-, так и в онлайн-магазинах увеличилось количество посещаемых при выборе обуви магазинов/сайтов;
  • Произошла «миграция» потребителей в низкий ценовой сегмент детской обуви;
  • Наметилась тенденция к импортозамещению из-за подорожания импортной обуви и роста патриотических настроений среди россиян, кроме того, у части потребителей к отечественным маркам наблюдается более лояльное отношение за счет исторически более высоких стандартов безопасности продукции;
  • Уменьшилось предложение импортируемой обуви.

Почему отечественная детская обувь не дешевле импортной

Выставка Еврошуз

Цены на импортную обувь большей частью зависят от курса национальной валюты и, соответственно, принимают на себя все риски и неопределенности этого курса. Казалось бы, в таких условиях появилось «окно возможностей» для российских производителей, которые меньше зависят от колебаний курса валют, чем иностранные. Однако в настоящее время в России практически невозможно производить современную, качественную детскую обувь из 100% российских комплектующих. Поэтому в течение трех месяцев (ноябрь 2014-январь 2015), эти возможности «схлопнулись» в связи с ростом стоимости импортных комплектующих. И даже в настоящее время поставщики обувных материалов не видят никаких предпосылок к снижению своих отпускных цен. Соответственно, уже установленные цены на отечественную обувь вряд ли будут системно меняться в сторону уменьшения. Государственные программы развития легкой промышленности и развития индустрии детских товаров в лучшем случае позволяют компенсировать часть процентных ставок по кредитам или провозглашают целью продвижение отрасли в целом. При этом, первая из мер поддержки не находит широкого применения из-за кризиса на финансовом рынке и очень ограниченными возможностями привлечения заемного финансирования. Эффекта же от продвижения брендов «Российского качества», «Сделано в России» или импортозамещения пока не произошло.

Зимний прогноз

Ситуация с сезоном «Зима-2015» остается в высокой степени неопределенной. С одной стороны, все продавцы верстали свои планы в разгар кризиса и предпочитали не рисковать и не «перезаказывать» обувь. С другой, – у всех звеньев товаропроводящей цепи остались сверхнормативные запасы с прошлого сезона. Кризис сказался на финансовой системе: «длинных» денег никто не предлагает, существующее финансирование уже пересмотрено и продолжает пересматриваться банками в сторону удорожания пользования заемными средствами. Средняя стоимость обуви зимнего сезона для конечного потребителя очень существенна – следовательно, он будет очень осторожен и привередлив в своем выборе и постарается до минимума сократить количество покупок, остановившись лишь на необходимых. В целом предстоящей зимой детский обувной рынок «нащупает дно» количественных продаж, а с весны 2016-го участники рынка будут «перезагружать» свою стратегию развития бизнеса.

По данным исследования РБК «Обувной ретейл-2015» (проведено в феврале-марте 2015 г.), общий объем производства обуви в РФ составил 110,6 млн пар, в том числе детской – 39,4 млн пар. Удельный вес производства детской обуви вырос с 2010 года с 32,4% до 35,6%. Согласно данному исследованию, «в среднем, на душу населения приходится около 2,8-3 пар в год», что, по мнению Андрея Капусты, является «несколько заниженным показателем». По оценкам эксперта, в год ребенку необходимо минимум 6 пар обуви, с учетом «донашивания» и вторичного рынка, цифра может немного быть меньше – в среднем, 5 пар. Таким образом, объем детского рынка (1-14 лет – 21,6 млн человек) можно оценить в 108 млн пар обуви. Официальной статистики об объемах производства и продаж детской обуви в настоящее время нет.

Средняя норма потребления обуви в детском сегменте в натуральном выражении примерно в два раза больше, чем во взрослом, поэтому он считается более устойчивым и прибыльным. Однако общий экономический…
3.55
5
1
5
Пожалуйста оцените статью

Материалы по теме

Жизнь после маркировки. Минфин готовится к отмене льготных налоговых режимов

Российский обувной рынок штормит, он еще не успел свыкнуться с мыслью о необходимости обязательной маркировки обуви, как  готовится новое изменение в законе. Минфин предложил лишить продавцов товаров, которые подлежат маркировке,…
16.05.2019 3197

«Юничел»: наша цель дать самую низкую цену на обувь из натуральной кожи

Как в эпоху высокой конкуренции и низкой покупательской способности не только остаться на плаву, но и повысить продажи на 20%, SR рассказал генеральный директор обувной фирмы «Юничел» Владимир Денисенко.
14.05.2019 1186

Турецкая обувь наступает. Производители из Турции увеличивают объемы продаж в России

Объемы продаж турецкой обуви на российском рынке стабильно растут последние 2 года – в 2017-2018 гг. На нашем рынке появляются новые бренды обуви, сумок и других изделий из кожи, экспансия из Турции продолжится и в 2019 году, прогнозируют эксперты…
29.01.2019 5283

Фабрика «Парижская коммуна»: Качество превыше всего!

Московская обувная фабрика «Парижская коммуна» со дня основания внимательно относилась к качеству выпускаемой обуви. Это доказывают и популярные бренды фабрики − детской обуви Elegami и взрослой обуви Riconte. Мы решили узнать, как ведется работа…
25.02.2019 1922

Деловая программа выставки Euro Shoes Premiere Collection

Время проведения – 26 февраля с 11:30 до 16:00, 27 февраля с 11:30 до 16:30 Место проведения – конференц-зал №1 в переходе между павильонами 4 и 4.1
06.02.2019 660

Популярное

При оформлении подписки вы будете еженедельно получать на свой e-mail новости и статьи об обувном бизнесе.

К началу