Жизнь после маркировки. Минфин готовится к отмене льготных налоговых режимов
16.05.2019 31622

Жизнь после маркировки. Минфин готовится к отмене льготных налоговых режимов

Российский обувной рынок штормит, он еще не успел свыкнуться с мыслью о необходимости обязательной маркировки обуви, как готовится новое изменение в законе. Минфин предложил лишить продавцов товаров, которые подлежат маркировке, возможности использовать специальные налоговые режимы — Единый налог на вмененный доход (ЕНВД) и патенты.

Предполагается, что отмена спецрежимов налогообложения будет способствовать обелению рынка. Однако, по мнению, многих его участников, этот шаг повлечет за собой негативные последствия для развития малого бизнеса и для рынка обуви в целом.

Суть запрета

В свое время упрощенные режимы налогообложения ЕНВД и ПСН были введены государством с целью сократить налоговое бремя малого бизнеса, упростить администрирование и тем самым подтолкнуть малые предприятия к выходу из тени. Проконтролировать обороты большого количества маленьких розничных магазинов было достаточно сложно, и государству проще было предложить ретейлерам заплатить постоянные фиксированные налоги независимо от их оборотов. Поэтому отказ от данных режимов, с введением онлайн-касс и обязательной маркировки товаров, которые позволяют четко фиксировать выручку розничных компаний, кажется логичным. «Маркировка должна дать государству большую степень контроля, что в свою очередь приводит к мысли о возврате к упрощенной и общей системам налогообложения», - рассуждает директор компании «Мила-Детская обувь оптом» Александр Бородин.

Однако для мелкой розницы отмена ЕНВД и ПСН может стать настоящей катастрофой, - полагают в отрасли. При этом по разным оценкам на долю малого бизнеса в России сегодня приходится примерно три четверти розничного оборота товаров легкой промышленности.

В этой связи негативное отношение к законодательной инициативе выразили общественная организация по защите интересов малого бизнеса «Опора России»; Ассоциация малоформатной торговли; уполномоченный при президенте по защите прав предпринимателей Борис Титов, а также Российский Союз Кожевенников и Обувщиков (РСКО), который направил соответствующее письмо на имя первого вице-премьера и министра финансов РФ Антона Силуанова.

«Отмена льготных налоговых режимов для малого бизнеса приведет к массовому сокращению малого бизнеса, потере рабочих мест в регионах, сокращению производства из-за сокращения сбыта, так как основу товаропроводящей цепи всех производств легкой промышленности составляет на сегодняшний день именно малый бизнес», - говорится в письме РСКО. А уход с рынка мелкой обувной розницы, по мнению представителей отраслевого союза, повлечет за собой «сокращение доступа населения к товарам лёгкой промышленности в малых городах и населённых пунктах различных регионов, так как федеральные торговые сети там не представлены и основным каналом доставки товара является малый бизнес».

Отказ от льготных налоговых режимов критикуют и компании производители, представители обувных брендов, клиентами которых являются, в том числе и небольшие региональные магазины. Так глава российского подразделения немецкого бренда обуви Caprice Виктор Кунц считает, что эта мера неизбежно приведет к неравным условиям на рынке. «Мне кажется, что уже изменения в налоговом законодательстве несут в себе существенные нагрузки для малых предприятий, а исключения их из торговли маркированными товарами не оставляет им возможности ведения бизнеса вообще. Я не исключаю того что, вместо благих целей прозрачности и равноправия на рынке, введение онлайн-касс и маркировки приведет к тому, что большинство малых предприятий, составляющих базис и покрывающих рынок географически, будет вынуждено уйти с рынка», - говорит он.

Крупные сети теснят «малышей»

Интересно, что глава «Национального обувного союза» Наталья Демидова поддержала ужесточение налоговых условий для малой розницы, аргументировав это тем, что отмена ЕНВД и ПСН будет способствовать борьбе с теневым бизнесом.

«Мы стремимся к построению цивилизованного рынка, - ответила на запрос Shoes Report Наталья Демидова, - эта мера направлена на те, компании, которые заведомо дробят свой бизнес и уходят от налогов. В результате чего получается недобросовестная конкуренция. Маркировка выявит таких участников рынка, и их лишат возможности уходить от налогов. Во всяком случае, именно так, я это понимаю. Сегодня сложно сказать какой процент приходится на компании малого бизнеса на обувном рынке, так как около 35-40% рынка находится в тени. Маркировка позволит вывести компании из тени, такой результат мы, в частности наблюдали на примере мехового рынка, и тогда можно будет определить, кто из компаний намеренно уходит от налогов, и применить к ним меры».

Крупные розничные сети, во главе которых ретейлеры Zenden и «Кари» также поддерживают отмену ЕНВД и патентов, в целях избавления от так называемых «дробленцев». Розничные игроки сетуют на то, что некоторые ретейлеры пользуются режимом ЕНВД, не имея на то оснований, так что отмена данного налогового режима, автоматически перекроет для них возможность ухода от налогов.

Помимо прочего Андрей Павлов, глава Zenden Group, владеющей второй по размеру обувной розничной сетью в России считает, что смысл введения ЕНВД утратился с момента введения онлайн-касс, так как онлайн-касса показывает точную выручку предприятия, и рассчитывать налог от некоей средней величины доходности, как это происходит при ЕНВД уже необязательно. По мнению Павлова, режим упрощенной системы налогообложения (УСН) который является альтернативой ЕНВД и патентам, предоставляет достаточно льгот для успешного ведения бизнеса мелкой обувной розницы.

«Насколько я знаю, в поправках к налоговому кодексу речь идет об отмене ЕНВД и патентов, при этом режим упрощенной системы налогообложения (УСН) остается. Надо сказать, что после проведения реформы онлайн-касс, смысл ЕНВД утратился. Поскольку онлайн-касса показывает выручку компании, а ЕНВД рассчитывается от среднестатистического значения, - говорит он. - Розничная точка не может работать без наемных сотрудников, а если у розничного бизнеса есть нанятый персонал, должна быть и онлайн-касса. Ставка налога по УСН при объекте налогообложения «доходы» составляет 6% с оборота. При этом налог может быть уменьшен, если половину, 3% пустить на фонд зарплаты. Ставка 3% с оборота - это небольшая нагрузка для розницы, при этом гарантированное поступление средств в бюджет государства. Есть еще режим «доходы – расходы», где ставка может быть еще меньше, до 1%. В то же время ЕНВД имеет свою оборотную сторону, частой практикой в обувной рознице является то, что персонал работает без оформления, таким образом, режим ЕНВД для многих становится лазейкой для ухода от уплаты положенных налогов.

Я за радикальное упрощение налогового кодекса. Патенты и ЕНВД плодят огромное количество теневиков. С отменой режимов ЕНВД и патентов мы выводим компании из тени и решаем проблему с поступлением налогов в бюджет, при этом нагрузка на малый бизнес существенно не увеличивается».

Пострадает и потребитель

Действительно, многие небольшие розничные магазины успешно работают по УСН. В частности, это могут быть небольшие фирмы производители и ретейлеры, торгующие обувью собственного производства, как например компания Notmysize – относительно молодой бренд обуви ручного изготовления, продукция которого продается в собственном магазине в Москве и в собственном онлайн-магазине. По мнению владельца NotMySize Леона Крайфиша для ведения его бизнеса режим УСН «доходы минус расходы» со ставкой 6% является самым оптимальным.

Однако, для другого типа ИП которые, к примеру, торгуют импортной обувью, закупая ее у сторонних производителей, для владельцев небольших розничных магазинов площадью порядка 25 кв. метров необходимость ведения бухгалтерского учета по УСН может оказаться достаточно серьезным бременем, в том числе из-за необходимости осуществлять бухучет.

«На рынке много мелкой розницы, владельцы небольших бутиков на 20-25 кв. метров, которые пользуются патентной системой, и переходить на УСН для многих из них невозможно. Поскольку УСН все-таки требует наличие квалифицированного бухгалтера, а оплата бухгалтера это достаточная нагрузка на такой небольшой бизнес, - считает владелица сети магазинов обуви «Венеция» Ирина Лаврухина. - На патентной системе в первую очередь работают продавцы обуви итальянских премиум и люксовых брендов. То есть от отмены данного режима пострадают небольшие бутики с качественной интересной итальянской обувью, а потребитель лишится возможности ее приобретать. Рынок оскудеет, лишится разнообразия. Ведь в крупных сетях представлен достаточно однообразный товар.

Я согласна с тем, что на нашем обувном рынке достаточно много серого бизнеса, с которым надо бороться. Однако не таким способом, отменять эти льготные режимы ни в коем случае нельзя! Нужно ужесточить контроль за ввозом импорта на таможне и обязать, в том числе и микробизнес, хранить накладные на проданный товар в течение трех лет и предъявлять их по первому требованию проверяющих органов, как это обязаны делать ООО.

Ни для кого не секрет, что в импорте итальянского товара процветает контрабанда, много итальянской обуви ввозится в страну нелегально, и Италия, кстати, единственная страна, которая до сих пор не воспринимает правила обязательной маркировки. Стоит бросить силы на борьбу с нелегальным ввозом товара, а не с мелкой розницей, которая с отменой ЕНВД и ПСН будет вынуждена уйти с рынка».

Сеть «Венеция» имеет розничные точки в Москве, Московской области и в регионах – в Липецке и Чебоксарах. Для ведения большей части магазинов сети используется режим УСН. Но региональные точки в Липецке и Чебоксарах работают на ЕНВД. При этом, как отмечает Ирина Лаврухина, у компании много оптовых клиентов, которые работают на патенте.

То, что отмена льготного налогообложения коснется в первую очередь региональной розницы, и многих партнеров его компании, уверен и владелец обувной розничной сети Vera Victoria Vito (4 магазина в Москве) Сергей Вовденко. «Для мелких магазинов администрирование по стандартной системе налогообложения обернётся значительными расходами, часть из них закроется, не выдержав нагрузки. Увеличение налоговой нагрузки, вообще не очень хорошая вещь для экономики, она приведёт к падению реальных располагаемых доходов и к снижению деловой активности. Многие окажутся без работы, без средств, - говорит он. По его мнению, сама постановка вопроса, когда определенной части бизнеса предлагается платить в казну больше, - неверная, должно быть так: «давайте для поддержки деловой активности снизим налоговую нагрузку и введём единые правила для всех участников процесса».

По мнению Александра Бородина, любой новый запрет приводит лишь повышению уровня коррупции, что в конечном итоге отражается на стоимости товара и никак не способствует повышению наполняемости казны. «Надежды на то, что удастся установить контроль над серой частью, слишком оптимистичны – полагает он. - Маркировка даст больше контроля и увеличит поступление налогов в бюджет за счет не коррумпированной белой части рынка, на которую приходится около 10% оборота обуви. Налоговое бремя на белый бизнес увеличится, и не все смогут выдержать этот пресс. Малый бизнес будет сдавать свои позиции - либо сократится, либо станет серым. В результате, доля крупного белого бизнеса в российском обувном ретейле возрастет, что неизбежно начнет приводить к монополизации рынка, со всеми вытекающими - низкий уровень услуг, высокие цены».

 

С его точки зрения уход малого бизнеса никак не будет способствовать увеличению доходов от налогов. Вырастут лишь налоговые поступления от крупного бизнеса. Однако увеличенные доходы в казну могут полностью нивелироваться за счет потерь, которые, увы, неизбежны.

Что такое ЕНВД и ПСН

Упрощенные налоговые режимы ЕНВД и ПСН позволяют сократить налоговую нагрузку и администрирование бизнеса. Плательщиками ЕНВД в рознице могут стать компании, в которых работают менее 100 человек на площади не более 150 кв. м. Сколько бы предприниматель ни заработал, на ЕНВД он платит от 7,5 до 15% вмененного дохода — ставку устанавливают власти регионов. Размер налога рассчитывается как базовая доходность конкретного вида деятельности (назначается правительством), умноженная на число работников или площадь помещения и еще на два коэффициента. Этот доход государство «вменяет», то есть он не зависит от фактической доходности конкретного бизнеса.

Использовать патентную систему могут ИП, число сотрудников в которых не превышает 15 человек, а выручка — 60 млн руб. Эта система освобождает ИП от уплаты традиционных налогов: предприниматели платят 6% потенциально возможного годового дохода, который устанавливают региональные власти.

Российский обувной рынок штормит, он еще не успел свыкнуться с мыслью о необходимости обязательной маркировки обуви, как  готовится новое изменение в законе. Минфин предложил лишить…
3.55
5
1
5
Пожалуйста оцените статью

Материалы по теме

Маркировка обуви стартовала. ЦРПТ назначен оператором пилотного проекта по маркировке

С 1 июня 2018 в России стартовал пилотный проект по маркировке обуви, пока на добровольной основе. Оператором системы назначена дочерняя компания Центра развития перспективных технологий «Оператор ЦРПТ», созданная для реализации Единой национальной…
23.07.2018 17215

«Маркировка будет, и затронет она не только обувь»

В ближайшее время начнется добровольный эксперимент по маркировке обуви, принять участие в котором может любая компания, пока, повторимся,…
26.03.2018 17008

Маркировка обуви – задача для IT

Алексей Чернышев, Akfa: «Компания, которая не имеет у себя в штате грамотных IT-специалистов, задачу с маркировкой решить не сможет».
31.10.2018 24740

Что мы должны четко понимать о маркировке обуви?

Об этом мы расспросили участника рабочей группы по маркировке при Минпромторге РФ, генерального директора компании SmartLines, Максима…
25.12.2018 18711

Маркировка не только для себя. Компания AXA планирует создать маркировочные центры в Европе и Турции

Редакция продолжает с интересом следить за тем, как продвигается внедрение тестовой маркировки в компании AXA. В предыдущей статье, опубликованной в декабрьском Shoes Report (№163), мы постарались максимально детально рассказать о решении…
25.02.2019 10416
При оформлении подписки вы будете еженедельно получать на свой e-mail новости и статьи об обувном бизнесе.

Наши партнеры

К началу