21 января в Москве на площадке Международной медиагруппы «Россия Сегодня» прошел круглый стол «Борьба с контрафактом. Итоги 2024 года. Роль государственной системы маркировки. Организатором мероприятия выступили международная ассоциация «Антиконтрафакт» и Экспертный совет по детенезации экономики при комитете Госдумы по экономической политике.
В числе спикеров круглого стола были представители Минпромторга, Роспотребнадзора, Росздравнадзора, Роскачества, оператора системы маркировки ЦРПТ. На мероприятии присутствовали представители Национального Обувного Союза и Shoes Report.
Представители ведомств подвели итоги работы системы обязательной маркировки и рассказали о новых инициативах, которые разрабатываются в целях борьбы с нелегальным товарооборотом.
Ответственный секретарь Государственной комиссии, директор Департамента системы цифровой маркировки товаров и легализации оборота продукции Министерства промышленности и торговли Владислав Заславский рассказал о том, что в настоящее время по поручению Правительства проводится работа по установлению показателей эффективности существования системы маркировки и использования органами власти информации из этой системы для своей контрольно-надзорной и другой деятельности.
Он отметил, что одним из таких показателей является фискальный эффект, который принесла маркировка в бюджет РФ. Так совокупный фискальный эффект с начала введения маркировки по всем товарным группам, которые она охватывает на конец 2024 года составил более чем 900 млрд рублей (по рынку обуви около 14 млрд руб.). Сейчас система маркировки интегрирована с системами 21 органа власти и со всеми 89 субъектами РФ.
Помимо расширения охвата товарных категорий, Минпроторгом проводятся ряд инициатив, которые направлены также на легализацию рынков и на повышение безопасности и качества продукции для потребителя. Остановимся на тех, которые напрямую касаются оборота товаров легкой промышленности.
Первая инициатива - автоматизация контроля
Первая инициатива связана с внедрением автоматизированного контроля за деятельностью участников оборота. Речь идет о введении автоматических предостережений и автоматических штрафов, которые призваны сдерживать нарушителей. "Подобная система действует для поддержания порядка на дорогах при нарушении скоростного режима".
Предостережения будут делаться при наличии признаков нарушений обязательных требований. Соответственно для тех участников оборота, на которых эти предостережения не возымеют необходимого воздействия, и которые продолжат нарушать установленные требования, вступит в действие механизм автоматических штрафов. Сейчас вопрос внедрения подобного механизма прорабатывается на площадке аппарата Правительства совместно с органами надзора и Минэкономразвития.
По словам Заславского, автоштрафы станут дополнением к защитному режиму работы на кассах, который уже действует в различных товарных группах. Например, когда на кассе невозможно пробить просроченный товар. По задумке все эти меры позволят автоматизировать контроль и избежать проведения классических проверок. «Никаких контрольно-разведовательных мероприятий проводиться не будет, все нарушения система будет отсекать автоматически и не допустит доведения товара неблагонадежного поставщика до потребителя».
Вторая инициатива – мониторинг российских производителей
В Минпромторге взяли на контроль случаи, когда недобросовестные компании регистрируются в системе Честный знак под видом российских производителей, не являясь таковыми.
(О широком распространении такой практики говорилось на последнем собрании Национального обувного союза (НОБС)).
В настоящее время проводится эксперимент в отношении товаров легпрома и БАДов, по апробации алгоритма мониторинга производителей. Цель этого эксперимента сформировать критерии оценки производителей и запустить процесс в отношении всех маркированных товаров с тем, чтобы не допустить введения товара в оборот под видом российского, история происхождения которого абсолютно неизвестна. По результатам этого эксперимента будет подготовлен соответствующий проект Постановления Правительства, который будет закладывать предложения по введению таких норм.
Третья инициатива - контроль за разрешительными документами
30 августа завершился эксперимент по установлению механизма контроля за разрешительными документами участников оборота. Он проводится в течение 8 месяцев 2024 года в отношении парфюмерной продукции, одежды и обуви.
Проверка разрешительной документации осуществляется системой маркировки с привязкой к каждому коду товара g-tin. Если привязанный документ не соответствует товару или поддельный, то такой товар не допускается в оборот. «Таким образом, осуществляется входной контроль, своеобразный «шлагбаум на входе», - говорит Владислав Заславский.
Защитная касса - это контроль на выходе. В случае если сертификат качества на продукцию не прошел аттестацию лаборатории, или сертификат отозван, система не допустит движения товара до розничной точки. По результатам этого эксперимента мы уже подготовили проект Постановления, это тоже было предметом обсуждения на Государственной комиссии 18 декабря».
Все эти меры должны будут распространяться как на российских участников оборота, так и на компании стран ЕАЭС. Для того чтобы синхронизировать законодательства РФ и законодательство ЕАЭС в направлении обеспечения контроля за недобросовестными участниками оборота, будут вноситься изменения в права ЕАЭС.
Подписывайтесь и следите за новостями Shoes Report в нашем официальном Telegram-канале
Рейтинг |