Сегодня весь fashion-бизнес выбирает стратегию на развитие аналитики и планирования. Практически каждый бизнесмен столкнулся с необходимостью анализировать свои товарные остатки, выбирать коммерчески успешные модели и оптимизировать собственные расходы. Разбираем с экспертом SR по ассортиментному планированию Эминой Понятовой три главные ошибки, которые совершаются при планировании ассортимента розничного модного магазина.
эксперт по направлениям «Ассортиментное планирование», «Аналитика и категорийный менеджмент» с опытом в fashion-индустрии более 15 лет. Опыт работы: байер и категорийный менеджер - бренды Replay, Pepe Jeans, Hugo Boss, Armani Collezioni, Stefanel, Missoni. Руководитель аналитического отдела – «ЦентрОбувь» и Modis. Автор и спикер на курсах в школах Fashion Factory, SkillBox и Fashion Advisers, консультант и онлайн-коуч, преподаватель РЭУ им Г.В. Плеханова.
Что же такое планирование ассортимента, и какие основные ошибки можно выделить в этом процессе?
Планирование - это:
Сразу, на первом же этапе, часто совершается ключевая ошибка, связанная с классификатором товара. Да, с классификатором!
Все понимают, для чего нужно описывать товар, и понимают, что аналитика напрямую зависит от свойств товара, которые мы указываем для детального описания продукта. Но практика показывает, что описывать ВСЕ стараются, но понять уровни иерархии, выявить первостепенные свойства и выделение их в уровни принятия решений получается не у всех.
Приведу пример из жизни.
Описание стараются сделать наиболее детальным:
«Женская сумка кожаная, желтая», а следующее название - «Женская сумка кожаная, черная».
Вроде бы описали все: и гендер, и категория, и состав, и цвет, но собрать статистику по каждому свойству товара будет невозможно!
Надо выделять каждый атрибут (свойство) в отдельное поле и заполнять его для каждой единицы. Только при выполнении этого условия мы сможем анализировать отдельно сумки, отдельно сумки по гендерам, отдельно - по цветам, отдельно - по размерам или формам, по любому атрибуту, который выявим для всего ассортимента.
Следующая ошибка – неумение управлять ассортиментом внутри сезона.
То есть, мы заказали товар, презентовали в магазине и ждем!
Но в текущей ситуации пандемии крайне важно оперативно реагировать и принимать решения, не дожидаясь критичных значений ключевых показателей.
Поэтому для начала необходимо использовать стандартные аналитические таблицы, которые помогают смотреть на ситуацию в целом и выявлять проблемы в ассортименте, в ценовой политике или в визуальном мерчандайзинге.
В дальнейшем эта операционная отчетность должна лечь в основу управления ассортиментом на недельном уровне, подсвечивая проблемные участки.
Скорость принятия решений напрямую зависит от частоты отчетов и качества обратной связи от специалиста по визуальному мерчандазингу и розницы.
Еще одна распространенная ошибка – неумение делать выводы из полученных отчетов.
Ошибка очень частая и очень серьезная, объясняется тем, что существует много видов и форм отчетов, и многие максимально пытаются использовать все возможные показатели и все отчеты. Соответственно, в погоне за идеальным отчетом теряется смысл и цель анализа – принятие решения и контроль за воплощением в жизнь.
Для того чтобы избежать в своей работе перечисленных ошибок, необходимо:
1.Проработать классификатор с выделением первостепенных атрибутов, которые будут основой ассортиментной матрицы и атрибутов для анализа товарной группы.
2.Разработать операционную отчетность для управления ассортиментом внутри сезона, что необходимо для оптимизации расходов в связи с ошибками предсезонного планирования или текущей ситуации.
3.Разработать систему оценки успешности принятия решений и регулярно проводить оценку не только количественных показателей коллекции, но и качественных.
Пожалуйста оцените статью |