По мнению экспертов, ассортимент офлайн- и онлайн-магазинов должен отличаться, потому что отличается их целевая аудитория. В чем же разница между целевыми аудиториями обычного розничного магазина и его онлайн-клона? Нужна ли омниканальность интернет-магазину? Какие сходства и отличия существуют между офлайн- и онлайн-магазином? На эти вопросы отвечает эксперт-практик SR по бизнес-технологиям в ритейле Наталья Чиненова
@fcgmedia
Целевая аудитория (ЦА) офлайн-магазина и сайта e-commerce отличается.
В офлайн-магазине ЦА – это аудитория потенциальных потребителей какого-либо товара или услуги. Это аудитория, на которую в первую очередь целевым образом направлена маркетинговая коммуникация. Она будет делиться по демографическим, географическим, экономическим, психографическим и прочим признакам, а также по поведенческим качествам: представлению о «качестве» товаров, общению и каналам коммуникации, мотивации к покупке, методам и способам совершения покупки, предпочтению к месту совершения покупок.
Если мы говорим про целевую аудиторию e-commerce, то это группа людей, которые, вероятнее всего, заинтересуются предложением и купят конкретные товары. Целевой рынок – это конечные пользователи, которые могут и не быть целевой аудиторией потребителей конкретной продукции, но могут ее приобретать.
Для того чтобы ответить на вопрос, нужна ли омниканальность интернет-магазину, нужно понять, какие сходства и отличия существуют между офлайн- и онлайн- розничным магазином.
В офлайн-магазине покупка и продажа товаров для личного пользования происходит конечным потребителем через оборудованную торговую площадь. В онлайн-магазине покупка и продажа для личного пользователя конечным потребителям происходит через цифровую платформу (сайт).
Если посмотреть на охват покупателей, то в офлайне – это жители микрорайона в радиусе 1,5 кв м вокруг точки продаж для street retail, посетители конкретного торгового центра для магазинов в ТРЦ и целевая аудитория конкретной торговой марки. В онлайне же охват покупателей – это все пользователи сети интернет, покупатели, чьи потребности закрывает в конкретный момент времени конкретная единица товаров и целевая аудитория конкретной торговой марки.
Доступность офлайн-магазина ограничена удобством транспортной или пешей доступности, режимом работы и государственными распоряжениями, законами и подзаконными актами. Доступность же онлайн-магазина, наоборот, ничем не ограничена. Онлайн- магазин работает 25/7/365, доступен с любого устройства - компьютера, планшета, телефона – и в любой точке, независимо от местонахождения потребителя.
Учитывая особенности офлайн-розничных продаж, все поставки, в первую очередь, осуществляются в розничные магазины компании. Ассортимент каждого розничного магазина одной сети может и должен отличаться. Объединяющим звеном являются почерковые, базовые модели и драйверы продаж.
Ассортимент офлайн- и онлайн-магазинов должен отличаться. В офлайне ассортимент товаров соответствует социальному статусу целевой аудитории. Количество товаров ограничено емкостью торгового зала, а его обновление и пополнение должны происходить не реже одного раза в месяц.
В офлайне важно оперативно перемещать выбитые цвета, единичные модели и аутсайдеры продаж в другие каналы дистрибуции. Акции и мероприятия стимулирования продаж должны производиться в соответствии с календарным планом.
В каталоге собственного онлайн-магазина присутствует полный ассортимент товаров компании, вне зависимости от сезона. Обновление, а именно - перемещение товаров на первых строчках каталога - должно происходить не реже одного раза в две недели в соответствии с погодой и поведением конкурентов. Перемещение товаров, имеющихся в наличии в полной цветовой гамме и размерных рядах, в другие каналы дистрибуции допустимо в том случае, если оборачиваемость единицы товаров превышает 180 дней продаж.
Единичные остатки и выбитые цвета и размеры перемещаются в другие каналы дистрибуции в конце сезона. Акции и мероприятия проводятся в соответствии с поведением онлайн-конкурентов, маркетплейсов, целями и задачами самого онлайн-магазина и для привлечения новых покупателей.
Фото: Ekonika FW 2022/23
Пожалуйста оцените статью |