генеральный директор компании Fashion Advisers и первой онлайн-школы для fashion-бизнеса Fashion Advisers School, эксперт в области управления и развития бизнеса, бизнес-тренер. Опыт управления fashion-бизнесом - более 12 лет. Успешно защитила 2 диссертации MBA (МВШБ «Мирби», Россия, Москва, 2013 г.) и London Metropolitan University (Великобритания, Лондон, 2017 г.)
Основные направления деятельности: стратегическое и антикризисное управление обувным бизнесом, управление ассортиментной матрицей, разработка программ мотивации, проведение тренингов в области управления, сервиса и продаж. Среди клиентов: «Юничел», Tamaris, s’Oliver, «Котофей», Rieker, Sinta Gamma, Helly Hansen, Rusocks и другие.
Итак, начнем с составления вакансии. Большинство из вас считает этот процесс не слишком важным и экономит на нем время и ресурсы. Да и аргументов для этого много: «Зачем изобретать велосипед, когда в интернете тысячи таких вакансий?», «Мои требования к кандидату такие же, как у компании «Каблуки и танкетки», что там еще придумывать?»… Так ваша вакансия становится одной из тысячи, и к вам приходят кандидаты, которым остро нужны деньги и любая работа. Подумайте: вы действительно готовы отдать этим отчаянным людям самое ценное – ваших покупателей?
На своих тренингах для торгового персонала обучаю клиентоориентированности и продажам, и при этом убеждена: клиентоориентированность всегда важнее умения продавать. Продажам можно научить, а клиентоориентированность – она либо врожденная, либо ее нет. В соответствие с этими требованиями я и ищу продавцов.
Многие мои клиенты, особенно розничные магазины, жалуются на низкие отклики по вакансиям. А вы перечитайте свою вакансию еще раз и ответьте: действительно ли у потенциального сотрудника слюнки потекут от желания работать в вашей компании? На какую вакансию из двух она больше похожа:
Вариант 1 (вакансия известного обувного бренда, взятая из открытого источника avito.ru. Орфография и пунктуация сохранены):
На постоянную работу в сетевой магазин обуви R*** требуется продавец-консультант. Мы предлагаем:
Гражданство и опыт работы не имеет значения.
Вариант 2 (вакансия магазинов женской одежды, составленная автором этих строк для реального поиска сотрудников):
Мода - ваша страсть? Вы общительны, улыбчивы и жизнерадостны? Вы горите желанием работать с платьями, делать покупательниц счастливыми и зарабатывать на этом деньги?
Тогда скорее берите телефон и звоните нам! Именно таких сотрудников мы ищем!
Мы обучим вас стилистике, продажам и мерчандайзингу (развеска и выкладка товара).
Эта вакансия - реальный шанс начать свою карьеру в прекрасной и манящей своими перспективами индустрии моды.
Что предстоит делать:
окружать наших покупательниц любовью и заботой;
продавать хорошее настроение и потрясающие обновки;
развиваться и узнавать много нового об индустрии моды;
получать от работы удовольствие;
много улыбаться.
Какими качествами должна обладать наша Фея по продажам?
уметь найти у одного платья более 10 приятных особенностей и преимуществ;
уметь слушать и слышать желания покупательниц, быстро находить решение этих желаний в нашем ассортименте;
шустро работать с 1С;
играючи разбираться в тканях, моделях и фасонах;
стараться помочь окружающим стать хотя бы немного счастливее.
Как думаете, с какой вакансией у вас будет больше шансов «поймать» достойного кандидата?
Этим объявлением мне удалось закрыть 4 вакансии продавцов за 1 неделю. При этом у меня есть некоторые принципы работы:
Никогда не звонить первой кандидату на должность продавца (принимать только входящие звонки).
Внимательно слушать речь кандидата по телефону (улыбка, позитив, отсутствие речевых дефектов).
Задать 3-5 принципиально важных для вас вопроса по телефону (у меня это, как правило, биографические вопросы).
Если ответы кандидата на ваши вопросы «прошли контроль» - назначить собеседование.
Где искать продавцов? Этот список позаимствован у Ильгиза Валинурова, президента корпорации кадровых агентств Business Connection. Хотя, думаю, дополнять этот перечень можно до бесконечности:
Друзья, знакомые.
Подготовленное объявление.
Социальные сети. Отраслевые группы.
Программа «приведи друга».
Объявления в местах скопления кандидатов.
Дружить с сотрудниками конкурентов, клиентов, партнеров.
Присматриваться к людям вокруг.
Вузы, школы бизнеса.
Собственный сайт.
Конференции, семинары.
Сайты и СМИ конкурентов.
Электронная рассылка.
Пресс-релиз.
Экзит-интервью.
День открытых дверей.
Служба занятости.
Объявления в офисе.
Внутренний ресурс, карьерный рост.
Возврат бывших сотрудников.
Слухи.
Итак, подходящие на первый взгляд, кандидаты найдены! Наступает следующий этап – собеседование. Теперь ваша основная задача за короткий промежуток времени узнать о кандидате как можно больше: насколько он коммуникабелен, клиентоориентирован, умеет ли находить решение в нестандартных ситуациях, как реагирует на критику, каковы его ценности, какой у него психотип и многое другое.
Есть множество методов это узнать:
проективные вопросы;
ситуативные вопросы;
методика Манфреда Ке де Ври (Manfred Kets de Vries);
тестирование на конфликтность по К.Томасу;
тестирование по методике Майерса-Бриггса;
тестирование по М. Дукаревич.
Все эти методы есть в открытом доступе в Интернете! Знаю, для многих читателей покажется странным настолько придирчиво и детально относиться к подбору торгового персонала. Тем не менее, личный опыт показывает: чем внимательнее вы отнесетесь к подбору персонала – тем дольше эти сотрудники будут работать в вашей компании, и тем больше вероятность, что этот человек - вашего формата, ион будет следовать целям и миссии вашей компании.
Мотивация персонала
Не будем долго теоретизировать, поделюсь двумя лайфхаками, проверенными на собственной шкуре.
1. Наиболее эффективная система мотивации торгового персонала: постоянная часть + % от продаж + KPI. Постоянная часть выплачивается за соблюдение внутреннего распорядка и поддержание правильной атмосферы внутри магазина. KPI (key performance indicators) – это ключевые показатели эффективности магазина: конверсия, комплексность чека, выручка (бывали случаи, когда в KPI вносили повторные продажи и скорость оборачиваемости товара, и все же на мой взгляд, это перебор). Процент от продаж платят все, за исключением сетевых магазинов, в которых продавец не общается с покупателем. Поэтому сила мотивации «процента» начинает ослабевать уже через неделю работы нового сотрудника. Продлить «искру» материальной мотивации поможет процент от продаж, выплачиваемый ежедневно. Большинство магазинов платит 1,5-2% с оборота (главное, чтобы суммарная ежемесячная зарплата всех сотрудников не была выше 7,9% от оборота). При этом постоянная часть выплачивается дважды в месяц. Все штрафы отнимаются исключительно от постоянной части.
Например, продавец получает зарплату по схеме: 1500р/выход + 2% от продаж = 15раб.дней * 1500р +2% от продаж. Из них 2% продавец получает ежедневно в конце дня, это мотивирует каждый день продавать больше. А 22 500 рублей он получит в полном объеме, только если не было штрафов: вовремя приходил на работу, поддерживал порядок, был в униформе с бейджем, все оборудование работает, не было ссор и т.п.
Третья часть зарплаты, KPI – выплачивается один раз в месяц и только в том случае, если поставленные планы по показателям эффективности были достигнуты. Вот тут тоже сделаю маленькую ремарку: при постановке планов KPI следует учитывать сезонность и делать их достижимыми.
2. Хотите натренировать персонал продавать без скидок, заставить их звонить, писать и вспомнить пройденные тренинги? Тогда акция для персонала «Свободная скидка» - для вас! В своих магазинах мы проводим ее в период разогревающих скидок. Первая неделя «разогрева», до того, как запустить скидки для покупателей – проводите ее в закрытом формате, только продавцов. В этот период у продавца есть возможность сделать скидку 30% покупателю, либо положить ее в карман, если он продаст товар за полную стоимость.
У моих продавцов первое время реакция была неоднозначной. «То есть, какую скидку я должна сделать?», «А какую бы скидку вы сделали?» - спрашивали они. На что получали ответ: «Это испытание для вашего профессионализма и реальная возможность заработать!». Итог: Раньше в это время мы уже начинали делать разогревающие скидки 30% для покупателей. Как известно, современный покупатель избалован и не так реагирует на эту скидку, как продавцы, для которых это - уникальная возможность заработать. Сотрудники, которые работают у нас – и без того молодцы: регулярно звонят покупателям из «золотого фонда» (те самые 20% нашей базы клиентов, которые приносят 80% прибыли), оказывают лучший сервис и держат магазины в идеальном порядке. И все же эта акция творит чудеса! У них как будто появляется еще один мотор, и они просто рвут с места.
Эта статья была опубликована в номере 149 печатной версии журнала.
Пожалуйста оцените статью |