Трудно переоценить влияние личности на развитие бизнеса. Особенное значение этот аспект приобретает для франчайзинговых сетей, где умение найти подходящего партнера оказывает решающее влияние на успех всей модели предприятия. О человеческом факторе в бизнесе вообще и франчайзинге в частности рассказывает эксперт SR, бизнес-тренер Аня Пабст.
Не секрет, что квалификация, мотивация и работоспособность сотрудников лежат в основе успеха предприятия. Не в последнюю очередь потому, что в современном мире цифровой экономики и быстро меняющейся бизнес-среды именно человек и его способность реагировать на изменения, а то и направлять их, оказывается во главе угла. Франчайзинговая модель бизнеса в силу своих особенностей еще больше зависима от человеческого фактора, чем традиционные модели ведения дел.
Процессы становятся все более автоматизированными, а конечный результат – более зависимым от личных связей, мотивов и предпочтений. Так и решение о покупке – это всегда индивидуальное решение человека, в том числе, если речь идет о покупке франшизы. Исходя из этого, путь к долговременному успеху определяется продуманной стратегией привлечения, мотивации и сохранения талантливого персонала на всех уровнях – от работников центрального офиса и отношений между франчайзером и франчайзи до рядовых сотрудников франчайзинговой сети в филиалах.
Понятие «маркетинг сотрудников» предполагает наличие внутрикорпоративной стратегии, принимающей во внимание цели и потребности «внутренних клиентов». Оно является частью модели руководства, при котором принципы ведения дел с внешними клиентами – покупателями, партнерами, государственными организациями – переносятся и на персонал предприятия. Эти принципы могут отличаться, исходя из специфики компании, но основные принципы остаются неизменными.
Развитие внутренней маркетинговой стратегии начинается с определения целей предприятия в средней и долгосрочной перспективе. Они касаются таких сфер, как экспансивное развитие предприятия, расширение товарного ряда, привлечение новых целевых групп и марок, а также изменение и совершенствование внутренних рабочих процессов.
К основным составляющим внутренней маркетинговой концепции относятся описание профиля и функций предприятия, привлечение новых франчайзи и сотрудников, их адаптация и обучение. Каждой франшизе нужны люди, которые подходят ее концепции и продукту. Поэтому успех в поиске подходящих франчайзи и сотрудников зависит от того, насколько точно сформулированы критерии выбора, основанные на концепции и продаваемом продукте.
Четко сформулированное описание рабочих функций в профиле искомого сотрудника или франчайзи делают процесс рекрутинга гораздо эффективнее, чем классическое описание вакансии, где перечислены только требования к кандидату. К тому же, кроме образования и опыта работы полезно указать, какие социальные компетенции – от общения по телефону и проведения презентаций перед большими группами до навыков руководителя – необходимо иметь соискателю.
Что касается поиска новых партнеров, большинство франчайзинговых сетей располагают критериями и развитой системой привлечения подходящих кандидатов. Но один момент в процессе рекрутинга часто не проработан с должной тщательностью, а именно то, как обращаются с соискателями. Если потенциальный партнер или сотрудник подал заявку, в 90% случаев он провел собственное исследование о компании и составил о ней позитивное мнение. Вот только оно может быстро улетучиться, если после подачи заявки с соискателем обходятся недостаточно внимательно.
Так, многие предприятия реагируют на заявку только через несколько недель. Формулировки отказов слишком общие и больше похожи на отписки. И даже само интервью с кандидатом часто изобилует ошибками – начиная с необходимости долго ждать в приемной и заканчивая непродуманными вопросами, что в целом говорит о недостаточно развитой «культуре гостеприимства» на предприятии. Для франчайзинговой сети это может означать, что негативное впечатление по цепочке пойдет дальше в регионы. Оптимизация рекрутинга подразумевает не только совершенствование процессов, но и улучшение аспектов, которые определяются человеческим фактором.
Продуманный процесс адаптации и ориентации нового франчайзи обеспечивает его быструю интеграцию в систему, а также помогает новичку идентифицировать себя с предприятием. Обычно интеграционные мероприятия для новичков проводятся несколько раз в год, и их частота зависит от экспансионных планов сети.
Первые три пункта обязательны для всех новых партнеров и сотрудников и должны разъясняться руководством предприятия. За остальные темы, в зависимости от поля деятельности, могут отвечать отдельные сотрудники. Кроме того, удобно указать основные факты и нормы в специальном справочнике в помощь новым франчайзи и сотрудникам.
На следующем уровне, для сотрудников отделений, открываемых новыми партнерами-франчайзи, такие справочники, как правило, не предусмотрены. В то же время они могли бы стать полезным инструментом адаптации и способствовать соблюдению стандартов предприятия на периферии. Статистика подтверждает, что новые партнеры и сотрудники, которые принимали участие во всех мероприятиях для новичков, быстрее становились самостоятельными, независимо от их должности или места работы. Количество ошибок и новых сотрудников, которые покинули компанию в течение испытательного срока, тоже значительно снижалось.
Повышение квалификации и адаптация новичков – одна из основных задач центрального офиса франчайзинговой сети. Кроме того, очень полезными являются мероприятия по принципу «обучения на рабочем месте», когда новый партнер или сотрудник получает куратора, помогающего ему уже в процессе работы. Помимо профессиональных знаний, пакет по адаптации новичка может включать социальные компетенции, которые, порой, имеют решающее значение в успехе предприятия.
В то время как профессиональные навыки, знания о предприятии и продукте относятся к обязательной части тренингов для новичков, блоки, связанные с социальными компетенциями - от навыков работы в команде и самоорганизации до продаж - относятся к факультативным. Но только профессиональные знания сами по себе не гарантируют успех в профессии.
Включение в рабочий процесс в региональном отделении – следующий этап адаптации новичка после начального тренинга, проводимого франчайзером. В зависимости от профессионального опыта и компетенций, план адаптации в идеале должен прорабатываться индивидуально для каждого сотрудника и рассчитываться на срок от трех до шести месяцев.
Основная цель в этот период состоит в том, чтобы новичок научился самостоятельно и успешно справляться с заданиями. Одновременно есть возможность выявить и вовремя устранить неточности, допущенные при рекрутинге, а особое значение приобретают регулярные личные беседы с новым партнером или сотрудником.
Важнейшее значение вхождение в должность и адаптация имеют именно для франчайзи, которые являются первым контактным лицом и представителем всей сети для своих сотрудников. Поэтому помимо профессиональных знаний в области продаж, организации, планирования, управления персоналом, финансов, IT и ведения дел, к необходимым навыкам франчайзи относятся методы руководства, делегирования, коммуникации, тимбилдинга, проект-менеджмента и разрешения конфликтов.
Повышение компетенции франчайзи влияет на их эффективность, а значит, находится в интересах франчайзера. По данным компании BEITRAINING, в большинстве случаев среди предлагаемых «центром» тренингов для франчайзи не хватает именно тех, которые развивают социальные навыки soft-skills. Подобные семинары можно организовывать на базе регулярных встреч франчайзи, особенно важно при этом присутствие новичков из региональных отделений. В идеале подобные тренинги должны быть предложены также сотрудникам на местах.
Таким образом, продуманный и хорошо спланированный период адаптации новичков, включающий заполнение пробелов в необходимых навыках, в конечном счете, выгоден самому головному предприятию. Это проявляется в продуктивности нового сотрудника, меньшем числе ошибок, ориентации на клиента, снижении текучести и лояльности персонала. Если отношения на предприятии с первого дня выстраиваются на доверительной и прозрачной основе, это закладывает прочный фундамент в случае разногласий или кризисов, поскольку любой бизнес ежедневно сталкивается с вызовами и новыми задачами. Так человеческий фактор во многом определяет успех и стабильность предприятия.
Эта статья была опубликована в номере 154 печатной версии журнала.
Пожалуйста оцените статью |