«Ученье – свет, а неученье – тьма», - эта крылатая фраза как нельзя лучше отвечает на вопрос: «Зачем учить своих сотрудников?». Обучение – это развитие. Развитие – это рост прибыли, эффективности работы, сокращение издержек и другие блага для бизнеса. Звучит сказочно? Вовсе нет. Все это становится реальностью, если не скупиться на обучение своего персонала. Но самое главное – делать это правильно и на регулярной основе.
Почему нужна система?
Системный подход к корпоративному обучению объясним. Когда обучение точечное (например, раз в год), оно не эффективно. Даже если вы пригласите самого именитого и дорого бизнес-тренера. Во-первых, в этом случае нет так называемого «эффекта накопления» знаний. Люди в рознице меняются достаточно часто. И тренинг 1 раз в год – это очень мало, даже 2 раза в год недостаточно. Во-вторых, нельзя за короткий промежуток времени усвоить большой объем информации. А если тренинги устраиваются редко, то в них стремятся вложить как можно больше информации. И получается, что сотрудники честно просидели за партой 2, а то и 3 полноценных дня, что-то прослушали, даже что-то попробовали отработать. Зарядились энергий бизнес-тренера, а через две недели уже забыли все, о чем на тренинге говорили. Потому что было очень много информации и не было посттренинговой поддержки, нормальной отработки полученных знаний, навыков и работы над ошибками.
Обучение работает только в том случае, если соблюдается цикличность. Не зря же обучение в школе и университете длится так долго. Но если делать обучение цикличным силами сторонних тренеров, это дорого. И, кстати, не всегда эффективно.
Внутренний тренер всегда лучше внешнего
Давно убедилась в том, что только внутренний тренер может хорошо понять потребности и запросы, а также проблемы, которые нужно решать в компании. Да, есть некоторые талантливые тренеры, которые могут вникнуть в работу организации и выдать именно тот результат, который от них ждет заказчик. Но стоят такие тренеры очень дорого, да и встречаются редко. Все остальные, даже с большим опытом работы в нужной вам сфере, - люди, чужие вашему бизнесу. Только вам и вашим сотрудникам известно, как обстоят дела на самом деле. Поэтому я - за создание собственной системы обучения внутри компании.
Как показывает практика, это только звучит пугающе. На деле можно создать отличную систему обучения даже своими силами. При условии, конечно, что у вас в штате есть тренинг-менеджер. Если же штат у компании небольшой, и вы не можете позволить себе держать эту единицу, возложите обязанности тренера на того, кто и так должен заниматься обучением сотрудников – администратора или директора магазина, в зависимости от вашего штатного расписания.
Если вы решили совмещать две должности в одной, не забудьте отправить вашего сотрудника на курсы повышения квалификации. Сотрудник должен точно знать технологию обучения людей. И самое главное - он должен иметь к этому предрасположенность, склонность, способности, если хотите. К счастью, в настоящий момент курсов обучения внутренних тренеров – масса, их продолжительность - от нескольких дней до нескольких месяцев. Какой вариант выберете вы - зависит только от ваших финансовых возможностей и поставленных перед сотрудником задач.
В случае же, когда вы можете позволить себе штатную единицу тренинг-менеджера, все гораздо проще. Хотя и этот специалист также должен периодически проходить курсы повышения квалификации, чтобы быть в курсе новых тенденций в сфере обучения, а не вариться в собственном соку.
Оффлайн VS онлайн
Итак, вы определились с тем, кто будет заниматься обучением. Теперь необходимо понять, какому формату отдать предпочтение – привычному оффлайн-формату в виде тренингов и семинаров или новому - онлайн - в виде вебинаров и симуляторов.
Прежде всего, давайте определимся, что такое оффлайн-формат? Это тренинги, которые проходят непосредственно в магазине, либо в специальной аудитории. Это упражнения, которые сотрудники выполняют в ходе тренингов. Это живое общение с человеком, который может указать на ошибки и тут же помочь их исправить. Ну и, конечно же, это возможность общения со своими коллегами в неформальной обстановке и обмена опытом. Словом «тренинг» уже мало кого можно испугать. C другой стороны, многие сотрудники так часто посещают различные тренинги не только в сфере профессионального развития, что могут быть разочарованы ими. Здесь очень важны наполнение и периодичность. А также посттренинговая поддержка. Нужно не просто провести тренинг, а получить результат. Сотрудник должен увидеть разницу своими глазами. Здорово, когда тренер выходит в зал после тренинга и отрабатывает теорию на практике. Это помогает сохранить нужную информацию и решить возникающие ошибки, убрать страх неудачи. Многие продавцы не решаются применять новую технику на практике, потому что не все поняли, или в первый раз при использовании техники получили отказ от клиента. Когда же тренер сопровождает своих учеников в зале, даже если технику применили неудачно, он снимает психологическое напряжение и помогает обрести уверенность в себе.
Помимо тренингов к оффлайн-форматам можно отнести лекции и семинары, которые часто проводят производители косметики для обуви, например. Это полезный формат, в котором продавцы получают много новой информации о продукте, которым торгуют. Как известно, чем больше продавец знает о товаре, который продает, тем больше у него возможностей отработать возражение клиента и совершить продажу.
Сюда же можно отнести и такой формат, как тимбилдинг. Кто-то может возразить: какое отношение тимбилдинг имеет к обучению? А по-моему прямое. Мероприятие по тимбилдингу можно построить таким образом, что оно будет и обучающим, и объединяющим. Таким образом вы привносите в банальное образование разнообразие и креатив.
Плюсы оффлайн-обучения:
Минусы оффлайн-обучения:
А что же такое онлайн-обучение? На мой взгляд, это - любое обучение, которое можно проводить в онлайн-режиме: специализированный сайт с нужной информацией, вебинары на определенные темы, e-learning – специализированные электронные курсы или игры, через которые происходит обучение.
Онлайн-обучение современно, инновационно и практично. Зачастую, гораздо дешевле купить готовый курс по продажам, чем нанимать стороннего тренера. К тому же, онлайн-обучение очень удобно. Здесь нет привязки ко времени, сотрудники могут обучаться в любое время и в любом месте. Это повышает мобильность, а некая свобода повышает заинтересованность. Когда сотрудник сам решает, в какое время ему лучше пройти обязательную программу, его это мотивирует. Например, на обычных тренингах сотрудник может быть уставшим или в плохом настроении, что даст отрицательный результат, а обучаясь дистанционно, он сможет заниматься не тогда, когда его обязали, а в любое удобное ему время.
Лучше, если сотрудники могут выбирать между онлайн- и оффлайн-форматом обучения, что практикует и наша компания. На нашем корпоративном ресурсе есть определенная программа и сроки ее освоения. По истечении отведенного времени сотрудники сдают аттестацию. И если они ее не проходят, то получают штраф. Правда, таких случаев еще не было. Таким образом, сотрудник сам регулирует свое обучение.
Онлайн-формат разнообразен, через него можно дать большой объем информации в легкой, игровой форме. Современная молодежь любит эмоции, молодым даже в обучении должно быть интересно. Можно снимать обучающие видео, но не стандартные, где закадровый голос начитывает нудную информацию, а интересные, зажигательные. И привлекать к съемкам сотрудников компании, которые на своих примерах показывают, как надо и как не надо работать. Такая практика очень хорошо помогает продавцам учиться анализировать свои ошибки в торговом зале. Вроде и посмеялись, но запомнили все, что происходило на съемочной площадке, и в торговом зале эти сотрудники уже ведут себя, как идеальные продавцы, стараются не допускать ошибок, над которыми сами же и смеялись.
Онлайн-формат обладает безграничными возможностями. И сегодня, с развитием технологий он становится все дешевле и доступнее. Порой, экономичнее снять обучающий фильм или создать e-learning курс, чем нанимать дорогостоящего тренера.
Плюсы онлайн-формата:
Минусы онлайн-формата:
Несмотря на все плюсы и минусы обоих форматов, в связи с постоянными инновациями, огромным потоком информации и быстротой устаревания знаний, оптимальный вариант – это совмещение старого и нового формата. Совмещение двух форматов позволит сэкономить на обучении и сделать его более эффективным, интересным, а также повысит вовлеченность разных типов сотрудников в обучение.
Эта статья была опубликована в номере 148 печатной версии журнала.
Пожалуйста оцените статью |