От того, как работают ваши продавцы, во многом зависит успех вашего торгового предприятия. Вы можете производить классную, супермодную обувь, либо быть эксклюзивными дистрюбьюторами таковой, ваши магазины могут быть стильными и красивыми, ваши маркетологи могут без устали придумывать интересные акции для клиентов, но все усилия пойдут прахом, если персонал будет невежливым и непрофессиональным. Компетентность, доброжелательность и дружелюбность, коммуникативные навыки и многое другое можно и нужно проверять и тестировать с помощью различных методов. Один из наиболее эффективных и достоверных – исследование «Тайный покупатель». О том, как подготовить и провести его грамотно, рассказывает эксперт SR, специалист в области управления и развития fashion-бизнеса Мария Герасименко.
генеральный директор компании Fashion Advisers и первой онлайн-школы для fashion-бизнеса Fashion Advisers School, эксперт в области управления и развития бизнеса, бизнес-тренер. Опыт управления fashion-бизнесом - более 12 лет. Успешно защитила 2 диссертации MBA (МВШБ «Мирби», Россия, Москва, 2013 г.) и London Metropolitan University (Великобритания, Лондон, 2017 г.)
Основные направления деятельности: стратегическое и антикризисное управление обувным бизнесом, управление ассортиментной матрицей, разработка программ мотивации, проведение тренингов в области управления, сервиса и продаж. Среди клиентов: «Юничел», Tamaris, s’Oliver, «Котофей», Rieker, Sinta Gamma, Helly Hansen, Rusocks и другие.
«Мы хорошо знаем наших сотрудников. Они работают правильно, умеют продавать и любят покупателей!» - эту фразу можно часто услышать от владельцев и руководителей обувного бизнеса на консультациях, тренингах и деловых программах. Были случаи, когда клиенты убеждали в компетенции и клиентоориентированности своего персонала настолько, что на следующий день мы прямиком отправлялись в их магазин, чтобы своими глазами увидеть этих редких продавцов с врожденной клиентоориентированностью и великолепными навыками продаж. Далее обычно следовало разочарование. «Что вам подсказать?», «Носите с удовольствием!», «Чем вы думали, когда покупали?» - таким оказывался стандартный, банальный набор фраз, которые мы слышали при заранее задуманном нами возврате товара.
Нередко бывает так, что персонал в присутствии руководства ведет себя одним образом, а наедине с покупателями совершенно иначе. Для того чтобы узнать, какое обслуживание на самом деле получают ваши клиенты, существует множество различных методов: анкетирование, телефонный опрос, установка скрытых камер и мониторинг видеозаписей, исследование «Тайный покупатель».
Многие из перечисленных методов исследования качества обслуживания и клиентского сервиса вам, наверняка, знакомы. Но к «Тайному покупателю» у владельцев розничного бизнеса неоднозначное отношение. Кто-то относится к нему с трепетом и придыханием (возможно, из-за названия этого исследования), кто-то уверен, что для получения обратной связи достаточно попросить подругу/друга посетить магазин с тайной миссией, а потом за чашкой кофе расспросить о подробностях, а кто-то, однажды воспользовавшись услугами некомпетентного специалиста-«тайного покупателя» и вовсе решил, что все это не имеет никакого смысла, незачем это исследование проводить и тратить на него деньги.
Сначала определите цель
На самом деле, при всей романтике названия и кажущейся простоте, данное исследование необходимо проводить с соблюдением определенных регламентов.
Во-первых, исследование «Тайный покупатель», так же, как и другие исследования, должно иметь четкую цель. Это может быть:
Этими пятью пунктами, разумеется, цели «Тайного покупателя» не ограничиваются, в действительности целью может быть все, что угодно, из того обширного круга бизнес-задач, которые ставятся перед розничной компанией.
Разработайте техзадание и критерии работы
Как только определена цель, приступаем к формированию технического задания - при помощи каких действий и вопросов тайный покупатель сможет получить необходимую информацию и достичь поставленных целей. Будет ли тайный покупатель конфликтным, флегматичным, заносчивым или манипулятором – это определяется именно на данной стадии. Далее, на основе технического задания, формируется анкета тайного покупателя.
Важно, чтобы ваш тайный покупатель заполнил данную анкету в течение 30 минут после посещения магазина. Иначе человеческий фактор внесет свои коррективы в результаты исследования, и они уже не будут достоверными.
Анкета
по результатам проведения исследования «Тайный покупатель»*
Магазин, адрес: |
|
Время наблюдения |
|
Сотрудник (указать имя): |
|
День недели: |
|
1. Чем занимался сотрудник при входе клиента |
|
2. Время обращения сотрудника к клиенту |
|
3. Приветствие |
|
4. Форма обращения: |
|
5. Улыбка/ дружественность |
|
6. Качество ведения беседы с клиентом |
|
7. Манера общения (эмоциональный фон) продавца с покупателем |
|
8. Решение запроса клиента (Этапы и техники) |
|
9. Общая компетентность |
|
9.1. Знание товара и ассортимента |
|
9.2. Завершающий этап, реакция на отказ |
|
9.3. Итоговое впечатление об обслуживании |
|
10. Внутренний интерьер магазина: |
|
|
Дополнительные замечания/ Примечания: |
Придумайте легенду
После составления анкеты разрабатывается легенда тайного покупателя - мы придумываем историю покупателю: кто он, какие у него потребности, предпочтения, страхи и особенности. В практике бывало разное: мы проводили проверки с плачущими женами, которые возвращали товар, так как муж не позволял его носить; были заносчивые девушки модельной внешности, которые без остановки ругались на персонал и демонстрировали свое высокомерие; были и тихие, обычные тайные покупатели, которые контролировали махинации со стороны продавцов.
Кто подходит на роль тайного покупателя?
Далее, когда техническое задание составлено, анкета сформирована, а легенда подобрана, пришла очередь выбрать исполнителя. Очень важный этап исследования, ведь теперь понятно, насколько важно, чтобы тайный покупатель был компетентен в особенностях работы обувного магазина, прежде чем дать экспертную оценку работе сотрудников и магазина. Так что друзья на эту роль в подавляющем большинстве случаев не годятся, если только они не эксперты в fashion-ретейле. И тут же возникает вопрос: где таких сотрудников, специалистов найти? Исполнитель должен обладать определенными знаниями в психологии, быть артистичным, внимательным, и, конечно, безупречно знать предмет проверки. Сходу найти таких людей непросто, поэтому можно заказать услугу «Тайный покупатель» у профессионалов, либо обучить своих штатных исполнителей на специальных курсах. Имейте в виду, что тайный покупатель – он потому и тайный, что продавцы не должны его узнать. Следовательно, один и тот же сотрудник не может посетить магазин более двух раз и остаться инкогнито.
Пример плана посещения магазина:
Некоторые фразы тайного покупателя, которые должны прозвучать в процессе общения с продавцом:
ПОМНИТЕ! При проведении исследования, важно осуществлять видео-, аудиозапись и фотосъемку. Без этих доказательств проведение «Тайного покупателя» будет недействительным.
Эта статья была опубликована в номере 145 печатной версии журнала.
Пожалуйста оцените статью |