Rieker
Всему голова. Как грамотно подойти к вопросу о подборе сотрудника на должность управляющего розничным магазином.
09.12.2015 6438

Всему голова. Как грамотно подойти к вопросу о подборе сотрудника на должность управляющего розничным магазином.

Менеджер торговой точки, управляющий или директор магазина – важнейшее звено в деятельности торговой компании. Как можно облегчить поиск талантливого управленца, чтобы не ошибиться в выборе, и на какие качества ориентироваться, чтобы кандидат обеспечил коммерческий успех фирмы? Руководитель российского отделения компании BEITRAINING Аня Пабст отвечает на вопросы о компетенциях руководителя и делится секретами успешного найма сотрудника на ведущую позицию.

Приняв решение о поиске управляющего, в первую очередь нужно решить, какие именно функции он будет выполнять. Например, решать административные и технические вопросы, связанные с отлаженными поставками товара, его хранением, распределением – и также заниматься сравнительным анализом количественных и качественных показателей. В таком случае потребуется человек, исключительно внимательный к деталям и добросовестный, готовый делать правильные выводы, принимать решения и предусмотреть их последствия.

Если важнейшей задачей управляющего станет обучение и руководство продавцами, улучшение их коммуникативных навыков, оттачивание процесса продаж и клиентоориенированности сервиса для создания конкурентоспособного предприятия, отличного от занимающих эту же нишу, вам нужен другой кандидат. «Позитивный» менеджер, умеющий разглядеть шанс в каждой ситуации, не сдается в трудные моменты и любит работать с людьми и сопровождать их в процессе профессионального роста. Такой человек способен учить проявлять инициативу других и не бояться рисков, делать акцент на совместном с подчиненными анализе ошибок вместо непродуктивной и унижающей их критики.

В поисках идеала

Вышеперечисленные качества редко полноценно сочетаются в одном человеке. Стремитесь избежать распространенной ошибки, когда от кандидата ждут наличия всех компетенций сразу, превращая его в многофункциональную «яйценесущую свинокорову».

Поэтому важно определиться с тем, что вы хотите от управляющего: какие полномочия будут делегированы, какими навыками он должен обладать, какой профессиональный опыт иметь за плечами. Лишь зная, какие ценности он должен будет усвоить и передать подчиненным, и каким стандартам предприятия соответствовать, стоит начинать поиск.

Не секрет, что руководитель не падает с неба в готовом виде. Как правило, это менеджер, не понаслышке знакомый со всем процессом производства и дистрибуции, уже прошедший многие ступени карьерной лестницы. Но иногда управленцем становится «назначенный» специалист, который впервые прибывает в отделение компании, которым им предстоит руководить. В этом случае он также начинает работу с тщательного, вдумчивого знакомства со всеми нюансами деятельности фирмы.

Определитесь с тем, будете ли вы искать управляющего среди коллектива или предпочитаете человека со стороны. Оба варианта имеют свои преимущества и недостатки.

Чужой среди своих

Если это один из работников, возможно, продавец-консультант, который работал на торговой площадке, которой ему предстоит руководить, высока вероятность различных конфликтов с его коллегами, с которыми еще вчера он был на равных, одним из них. Самой распространенной причиной при этом является зависть других коллег.

«Человек из народа», то есть из коллектива, в 99% случаев столкнется со сложностями и противостоянием, примеряя на себя новую роль руководителя. Уже выстроенные и отношения с коллегами, которые теперь стали подчиненными, будут пересматриваться, и неизбежны проблемы с выполнением распоряжений и серьезным отношением к новоиспеченному начальству. Для всех членов коллектива такой опыт несет много отрицательных моментов. В связи с этим при выборе «своего» управляющего рекомендуется найти человека, работавшего на соседней торговой площади, в параллельной команде или в филиале в другом районе города.

Кто на новенького?

Привлечение специалиста со стороны также имеет свои недостатки. Прежде всего, человеку на руководящей позиции нужно доверять, а «новичку» этого добиться непросто. И хозяин бизнеса, и непосредственные подчиненные не уверены и не знают, как покажет себя пришедший в команду, нужно ли работникам готовиться к увольнениям и нововведением? Ему предстоит не только влиться в коллектив, но и доказать другим сотрудникам, что он способен принимать решения и управлять другими. Во многом успешность адаптации зависит от традиций, принятых на предприятии. Порой, на формирование доверия требуется значительное время. Но не стоит забывать, что существенным преимуществом кандидата со стороны является способность посмотреть и на производственный процесс со стороны и проложить новый маршрут там, где все идет по накатанной колее. Так привычки и ошибки, формировавшиеся годами, под свежим, новым взглядом неожиданно могут стать точками ростами.

Ловушки для шефа

Поиск и введение в должность сотрудника на руководящую позицию – многоступенчатый процесс. Если человек был отличным продавцом, это совсем не значит, что из него выйдет хороший руководитель. Хозяин предприятия должен определиться, какие шаги могут привести его к правильному решению. Часто в этом помогает взгляд со стороны. Так, подспорьем может стать тренинг. Практика присутствия на открытых семинарах для руководителей на последней стадии подбора сотрудника – распространенное явление в западных странах. Так собственники бизнеса могут если и не найти идеального кандидата, то определиться с критериями поиска.

Как и во многих других аспектах бизнеса, необходимым условием при поиске и введении в должность управляющего является диалог с кандидатами, особенно если подбор проводится среди сотрудников предприятия. Прозрачная коммуникация поможет понять, не переоценивает ли себя кандидат и выполнимы ли требования, которые предъявляет собственник бизнеса. В этом случае кандидат сможет без потерь и снижения собственной самооценки вернуться на предыдущую должность, если во время испытательного срока станет ясно, что новое место не является подходящим.

Кроме того, коммуникативные навыки управленца – важное качество, на которое стоит обратить внимание при отборе. Среди них – умение ставить четкие цели, формулировка миссии компании, определение стратегии предприятия. Умение организовать совместную работу людей, составляющих коллектив фирмы, и сделать рабочие процессы прозрачными – одно из основных качеств руководителя.

Решение организационных задач и взаимодействие с людьми часто приводит управляющего к мысли, что проще все сделать самому – и тогда на первый план выходит такое важное умение, как грамотное распределение обязанностей. Эти навыки тесно связаны с неизменной задачей управляющего создавать условия для проявления активности и иницативы, развития мотивации и лояльности сотрудников.

Наука найма руководителя

На каких персональных качествах кандидата стоит сосредоточиться, выбирая кандидата из коллектива фирмы либо со стороны, с помощью объявлений на сайте по поиску работы или профессионального агентства по подбору персонала? Это:

  • практическая направленность ума;
  • энергичность и требовательность;
  • критичность и организаторские способности.

Выявить перечисленные качества поможет не только собеседование, но и личностный тест.

При разговоре с кандидатом следует поинтересоваться конкретными аспектами того опыта организаторской деятельности, которым он располагает. Вот некоторые вопросы, которые необходимо задать кандидату:

  • Насколько большим был коллектив, которым он руководил ранее?
  • Какие методы командной работы он предпочитает?
  • Как относится к индивидуальным встречам с подчиненными?
  • Каково его отношения к ошибкам персонала?
  • С какими наиболее сложными вызовами навыкам и компетенциям руководителя приходилось сталкиваться кандидату, по его собственному мнению?

Принципиальные и общие вопросы стоит разбавлять частностями, а, порою, и неудобными вопросами. Например, такими:

  • Приходилось ли кандидату увольнять сотрудников и за какие провинности?
  • Какова была проходимость торговой точки, которой он ранее руководил?
  • Какие рекламные акции на прошлом месте работы были наиболее успешными?

Внимание к деталям и умение принимать решение в трудных ситуациях – как раз то, что требуется от толкового управленца.

Путь по карьерной лестнице полон препятствий. Если специалист заслуживает права стать у руля, он должен помнить, что эффективность любой компании, в том числе и розничного магазина, начинается с правильной политики руководства. Первые недели на рабочем месте – это настоящий экзамен на стрессоустойчивость и адаптивность, которые позволяют действовать эффективно в ситуациях неопределенности и при форс-мажорных обстоятельствах.

 

Управление, взаимодействие, осмысление – ключевые слова, которые определяют деятельность менеджмента на любом предприятии. Эффективное распределение времени, которое требуется уделять каждой из вышеназванных зон ответственности, определяет грамотного руководителя. Ключевым понятием в делегировании полномочий является доверие коллективу и каждому сотруднику, и именно этот навык определяет подходящего кандидата на должность управляющего.

Менеджер торговой точки, управляющий или директор магазина – важнейшее звено в деятельности торговой компании. Как можно облегчить поиск талантливого управленца, чтобы не ошибиться в выборе, и на…
3.33
5
1
3
Пожалуйста оцените статью

Материалы по теме

Управление обувным бизнесом в 2021 году: на что обратить внимание

Прошлый год стал для большинства потрясением, новой точкой отсчета, началом конца или полной трансформации розничного бизнеса. Один из главных итогов - 2020-й год буквально вытолкнул розницу в онлайн, интенсивная цифровизация каналов сбыта,…
27.04.2021 2140

Маркетинг для розничного магазина обуви. Как с помощью подарков стимулировать клиентов покупать

В данной статье эксперт SR, бизнес-тренер Евгений Данчев рассказывает о том, как провести маркетинговую акцию, которая будет одинаково выгодна и компании, и…
19.01.2021 4666

Как тайный покупатель помогает обнажить пробелы в сервисе вашего магазина?

Сегодня отсутствие качественного сервиса и клиентоориентированной атмосферы в магазине является моветоном. Компании, которые не заботились о своих покупателях, не задумывались об их чувствах и эмоциях до, в момент и после посещения магазина, –…
19.01.2021 3457

Главные тенденции в оформлении витрин обувных магазинов этой осенью и предстоящей зимой

Осенне-зимний сезон 2020/21 для модного ритейла особенный, который мы запомним надолго. Практически все компании вынужденно пересмотрели свои бюджеты – сократили текущие траты, максимально подрезали статьи расходов, которые только возможно. И,…
30.11.2020 7896

Какие изменения необходимы, чтобы работа торгового персонала и линейных руководителей стала эффективнее?

На результаты продаж обуви сейчас влияет фактор отложенного спроса: два с половиной месяца самоизоляции – для покупателей это очень большой срок. Любой рынок или модель потребления людей на нем – это система, а по всем свойствам систем, они…
13.10.2020 8169
При оформлении подписки вы будете еженедельно получать на свой e-mail новости и статьи об обувном бизнесе.

Наши партнеры

К началу