Rieker

Статьи об обувном бизнесе

Да будет свет! Световые решения для витрин и торгового зала Deerberg store в Ганновере, проект дрезденского архитектурного бюро K.U.L.T.OBJEKT
14.05.2018 382

Да будет свет! Световые решения для витрин и торгового зала

Витрина – визитная карточка магазина, первое, на что обращает внимание прохожий, и от того, насколько удачно она освещена, зависит, превратится ли он в посетителя магазина. Как сделать выигрышным свет в витрине и привлечь в него посетителей? – на этот и другие вопросы отвечает преподаватель проекта «Витринистика.ру» и эксперт по приборам освещения Константин Козырев.

Константин Козырев Константин Козырев - руководитель отдела продаж ООО «Торговый дом «КВАДРО-ЛЮКС» (Санкт-Петербург), более 20 лет занимающегося производством светильников для дома, офиса, отелей и кафе. Преподаватель проекта «ВИТРИНИСТИКА.РУ»

На какие витрины обращают внимание посетители ТРЦ? 1) На те, которые чем-то отличаются от остальных. Если у всех яркая иллюминация, сделайте свою спокойнее, приглушите прожекторы. Этот совет легко выполним, когда у соседей витрины ужасно освещены, или соседние магазины продают не обувь, а белье или телефоны. Сложности начинаются, когда и ваши коллеги-конкуренты прекрасно понимают, что к чему, и нанимают профессионалов по свету. 

Свет бывает не только ярким или тусклым. У света есть спектр: холодный и теплый, также его можно окрасить с помощью светофильтров. Теплый спектр, разумеется, вызывает ассоциации с летом и пляжем. Это выигрышное освещение для магазина купальников, но применимо ли оно для витрины с обувью? Все зависит от дизайна и коллекции.

Вы можете «раскрасить» цветными прожекторами однотонный задник витрины, и это выделит вас на фоне «однотонных» конкурентов. Есть светодиодные лампы на пульте управления, спектр которых можно изменять одним касанием.

Но будьте умеренными, не включайте «цвето-музыку». Спектр ламп достаточно менять несколько раз в неделю. Закрепите патроны на полу витрины так, чтобы сами лампы были скрыты от глаз посетителей. И посмотрите, как спектр меняет восприятие витрины. У торговых центров есть постоянная аудитория – люди, которые несколько раз в месяц заходят сюда в супермаркет или в кино. Они привыкли ко всем магазинам и не обращают на них внимания, но боковым зрением человек увидит, что витрина изменилась с момента его последнего посещения. При этом единственное, что изменилось – утром или вечером вы выбрали другой спектр свечения.

Обратите внимание на два момента: не все торговые центры одобрят мигание ламп, и, чтобы свечение было заметным, лампы должны быть достаточно мощными или находиться рядом с освещаемыми поверхностями. Иначе, из-за обилия света от других светильников, ваша игра спектром не будет заметна.

2) На витрины, где есть смысловая связка между светом и концепцией дизайна. Интересные декораторские ходы привлекают внимание, и сделайте световые акценты таким образом, чтобы свет и тень улучшали визуальное восприятие, а не мешали ему.

Витрина магазина люксовой обуви Premiata в Милане с вечерней подсветкой Витрина магазина люксовой обуви Premiata в Милане с вечерней подсветкой

Перед тем, как «запускать» витрину, проверьте ее на себе: пусть кто-то со стремянки регулирует прожекторы, а вы (директор магазина, управляющий, мерчандайзер-витринист) ходите по коридору вдоль витрины магазина и смотрите, что с ней происходит. Становится ее вид интереснее, необычнее, ярче или нет, игра теней и света смотрится «как и было задумано» или требует доработки. Если у вас нет никакого особого дизайна, а просто выставлено несколько манекенов в красивой одежде-обуви, или подиумы с обувью, – уберите весь лишний свет в витрине, и освещайте только их.

Витрина магазина Camper  в Стокгольме Витрина магазина Camper в Стокгольме

3) На витрины с конкретной актуальной информацией. Возможно, весь дизайн витрины сводится ктому, что вы информируете гостей торгового центра о том, что у вас новая коллекция, такие-то марки обуви или началась/идет распродажа. Выделите светом именно эту важную информацию. Со стороны выглядит небрежно, когда прожекторы направлены на пустые участки стены или в пол, а наклейки про распродажу затемнены. Наш покупатель просто пройдет мимо, не заметив информацию про скидки.

Витрина магазина ara в московском ТЦ «Афимолл Сити» Витрина магазина ara в московском ТЦ «Афимолл Сити»

Игры со светом в торговом зале
Покупатель задержался на долю секунды на пороге вашего магазина. Он принимает решение, зайти ли ему посмотреть товар, осматривая издалека полки. На этом этапе очень важно, чтобы взгляду посетителя было на чем остановиться и за что зацепиться в торговом зале.

Нередко в магазинах обуви, особенно недорого сегмента, наблюдается следующая картина: использованы люминесцентные или светодиодные потолочные светильники, которые равномерно освещают все помещение.

Откровенно скучно… Понятно, что недорогой магазин – это и недорогое оборудование, но даже ограниченный в финансах человек (потенциальный покупатель) хочет комфорта, красоты и внимания к себе. Если покупатель видит невыразительное пространство перед собой, захочется ли ему зайти внутрь и что-то примерить? Он в сомнении: «Да, распродажа, да, любимый бренд. Но вообще-то наверху ждет подруга, а общее ощущение от магазина не вызывает доверия»…

Владельцы/управляющие дорогих магазинов тоже не всегда могут грамотно работать со светом. Часто бывает: все пространство утыкано прожекторами, но они также равномерно освещают стены и стенды.

Между тем, за счет света надо стремиться завладеть вниманием посетителя. Яркие световые пятна привлекут его внимание, а затемненные зоны он проигнорирует.

«Играть» со светом вы должны в зависимости от ваших первостепенных задач. Вам надо продать старую коллекцию? Разверните прожекторы на стенд с распродажей. У вас новая коллекция с отличной маржой? Поставьте дополнительный светильник, более яркую лампу (соблюдая ограничения по мощности), сделайте подсветку полки. Пусть при беглом взгляде от входа первое, что бросается в глаза, будет именно тот стенд, который вы запланировали для потенциального клиента.

Все, вниманием вы с помощью световых решений завладели – наш покупатель переступил порог магазина и двигается к заветной полке. Осмотрев представленные на ней модели, наверное, нашему герою не захочется еще что-то посмотреть или сравнить несколько моделей. И тут компетентный и доброжелательный продавец может оказаться весьма кстати. Но продавцы бывают заняты с другими клиентами, бывают не очень профессиональными, или покупатель не в настроении слушать продавца. Чтобы в этот момент посетитель, уже без пяти минут покупатель, не разочаровался и не ушел ни с чем, мысленно поставьте себя на его место. Подойдите к той самой полке, которая привлекла ее внимание и вместе с ним сделайте шаг в сторону от полки. А теперь с нового ракурса осмотрите ваш магазин. Что мы ей хотим показать теперь?

Здесь нужен световой акцент на предложении номер два, хотя это может быть просто хорошая общая подсветка других полок. Но тогда возникает вопрос к общей атмосфере торгового зала – располагает ли она к тому, чтобы посетитель или посетительница продолжили ходить по вашему магазину? Возможно, они поставят на место ту единственную подсвеченную пару туфель, на которую упал их взгляд, и направятся к выходу. Очень сложно представлять себя в своем же магазине как в первый раз. Помогут простые приемы: раскрутиться на одном месте или стоять, открывая и закрывая глаза. После спросите себя: что в первую очередь бросается в глаза и нужен ли вам световой акцент номер два или нет?

Интерьер магазина Clarks  в московском ТЦ «Афимолл Сити» Интерьер магазина Clarks в московском ТЦ «Афимолл Сити»

Навигация по лампочкам и «зайчикам»

Отдельно стоит рассказать о световой навигации. На стенах торгового зала могут разместиться названия брендов или ценовые предложения. В обувном магазине зона примерки обычно находится в центре, поэтому можно подсвечивать бренды и акции. Если это магазин детской обуви, можно поиграть с тенями или хрустальными подвесками. Не все дети любят выбирать обувь и, если начинают капризничать, родители ускоряют принятие решения или, потеряв терпение, уходят без покупки. Пусть малышу будет интересно в вашем магазине. Небольшая галогенная лампочка, направленная на хрустальную подсветку, создаст на стене солнечных зайчиков. Нарисованные на стене персонажи также развлекут юного посетителя, пока родители натягивают на его ножку очередной сапог.

Зона комфорта

К слову, о капризных гостях. Важный момент для тех, к кому клиенты приходят парами, и мужчина часто сидит со скучающим видом в кресле в ожидании покупки. Создайте для таких клиентов зону комфорта. Если ему будет комфортно в этом кресле, то он не станет торопить спутницу, а, значит, больше шансов, что покупка состоится. Под комфортом, помимо удобного кресла (чая/кофе или телевизора, транслирующего спортивный канал), подразумевается и освещение. В идеале – индивидуально настраиваемое (например, торшер). Захотел человек вздремнуть, пока его спутница примеряет 20-ю пару «шпилек», – выключил торшер. Зазвонил телефон, и ему свет нужен – включил торшер. Можно, конечно, обойтись и без торшера, но тогда обеспечьте посетителю хотя бы удобное кресло.

О тонкостях и нюансах освещения

Светильники бывают общего и направленного освещения. Общее освещение – это встраиваемые, накладные светильники и люстры, которые заполняют светом пространство. Направленные дают акцентирующее освещение – это прожекторы или споты. Если прожекторов довольно много, и их световые пятна перекрывают друг друга, то они могут создать и общее освещение стены.

Для хорошего освещения магазина вам нужно задействовать неяркие светильники общего света и хорошие прожекторы для выделения зон и создания акцентов в магазине. У прожекторов бывает разный угол рассеивания, а, значит, и диаметр светового пятна. Это надо учитывать как при подборе светового оборудования, так и при расстановке уже имеющихся светильников. Включайте их, вращайте, двигайте и смотрите на результат. Важный вопрос – какие лампы применять? Лампа не влияет на вид освещения, но здесь нужно понимать принципиальную разницу. Светодиоды дорогие, но дают экономию в потреблении, и меньше греются. Экономия потребления – это не только счета за электричество, но и возможность поставить большее количество светильников при том же лимите мощности на магазин.

Галогенные лампы сильно греются, их нельзя использовать рядом с легковоспламеняющимися материалами, а также в магазине с низкими потолками: в помещении будет всегда жарко, если используются мощные галогенные лампы. Галогенная лампа может быть как в светильнике общего света (допустим,встраиваемый светильник, так называемый даунлайт), так и в прожекторе.Люминесцентные лампы слабо нагреваются, и сравнительно недорогие, но могут «моргать», и при невнимательном снабженце у вас на потолке может случиться кошмар перфекциониста: в светильниках будут установлены лампы разного спектра, и это будет заметно. В дешевом сегменте это еще допустимо, а в среднем и выше, разумеется, нет.

НА ЗАМЕТКУ

1) Если на витрине изменилось расположение товаров или манекенов, посмотрите - возможно, надо поменять и направление прожекторов.

2) При выборе новых светильников лучше отдавать предпочтение трековым системам. Трек - это направляющая, в любое место которой можно установить светильник. Таким образом, у вас будет больше возможностей перемещать светильники в работающем магазине.

3) Два-четыре трека, установленные параллельно друг к другу на потолке витрины, позволят создавать интересные световые сцены при помощи прожекторов.

4) Если у вас есть знакомые студийные фотографы, приглашайте их выставить свет в магазине. Фотографы обращают большое внимание на освещение во время работы, поэтому, возможно, помогут вам правильно направить прожекторы в торговом зале и витрине магазина.

5) Каждый ценовой сегмент рынка, помимо прочего, имеет и свою световую ассоциацию. Например, состоятельный уверенный в себе мужчина - это приглушенный, теплый свет. Студенчество и легкость бытия - более яркий белый. В будуаре светской дамы допустим мягкий розоватый свет. Это не означает, что надо радикально менять освещение всего магазина. Руководствуйтесь вкусом и умеренностью. Возможно, какой-то особый свет нужно создать только в одной зоне магазина или только у витрины.


Эта статья была опубликована в номере 133 печатной версии журнала.

Витрина – визитная карточка магазина, первое, на что обращает внимание прохожий, и от того, насколько удачно она освещена, зависит, превратится ли он в посетителя магазина.
5
1
Пожалуйста оцените статью
Marco Opt

Материалы по теме

Молодые дизайнеры: Марианна Нарейко

О взглядах молодого дизайнера на жизнь, моду и работу, об игре с деталями, формами и цветами, об экономической целесообразности и чувстве меры мы беседуем с призером международного конкурса молодых дизайнеров LINEAPELLE AWARD, студенткой МГУДТ Марианной Нарейко. 

Франсуа Асензио: «Дизайнер должен быть любопытным»

Франсуа Асензио (François Ascencio) – французский дизайнер обуви, сотрудничавший со многими именитыми брендами, в том числе Lanvin, Martin Margelia, APC, Calvin Klein, Skapa. До 2000 года г-н Асензио выпускал собственную линию обуви «Дубль А». Однако в Россию он приехал как стилист показов. Они прошли 29 и 30 сентября на выставке обуви MosShoes во Французском павильоне. Своими стилистическими решениями Франсуа помогает французским производителям привлечь внимание российских байеров и таким образом найти партнеров в России. Однако сегодня своей главной задачей г-н Асензио считает преподавательскую деятельность. Поэтому он с большим удовольствием поделился с SR своими взглядами на французскую школу дизайна обуви.

Мехер Какалия: Обувные сказки Востока

За внимание продавцов, которые ищут что-либо красивое и уникальное на современном рынке обуви, сражаются сотни новых дизайнеров. Их не смущает соревнование с настоящими художниками и проверка временем. Британка пакистанского происхождения Мехер Какалия – одна из них.

Да будет тренд! Как рождается мода и формируются обувные тренды

Квадратный каблук и кроссовки на высокой платформе, перфорация и контрастная подошва… кто диктует нам, что будет модно в следующем сезоне? Еще не стартовали модные показы, а тренд-сеттеры уже точно знают, какую обувь следующей осенью будут носить миллионы. О том, как устроен модный рынок Shoes Report поговорил с Галиной Кравченко – представителем известного тренд-бюро  FashionSnoops в России и странах СНГ.

Боевое крещение конкурсами

Когда рубль дешевеет и непонятно, что будет продаваться завтра, говорить о дизайнерских проектах сложно… Тем более о привлечении новых дизайнеров. Однако именно хорошие кадры могут изменить соотношение расходов и доходов в компании в вашу пользу. Вопрос в том, что компании не хотят тратить время на обучение персонала, не всегда готовы оплачивать высокопрофессионального специалиста. Точнее – не хотели. Именно сейчас компаниям, которые все-таки хотят работать и дальше, следует присматриваться к молодежи, чтобы к моменту выхода из кризиса иметь в штате «звезду» дизайна. Вопрос – кого и где искать?

Реклама

Популярное

Реклама

К началу