25.11.2010 7743

Успех кассы и/или культуры

SR77_Design_Manolo-Blahnik_1.jpgБлагодаря сериалу «Секс в большом городе» маэстро Маноло Бланик уже стал почти мифической фигурой, именем нарицательным. Хотя на самом деле он вполне себе жизнерадостный мужчина в полном расцвете сил и возможностей. У него белоснежная седина и карие глаза – говорят, это самое аристократическое сочетание. Он носит очки – чаще всего в черепаховой оправе. Иногда устает от перелетов. Любит цветы. Изучал право и литературу. На официальные приемы всегда надевает галстук-бабочку в горошек. Родители хотели, чтобы он стал дипломатом. Больше обуви любит перчатки и шляпы. В марте 2010 года его бутик, закрытый в 2008 году к всеобщему негодованию столичных модниц, снова распахнул свои двери в московском центре «Третьяков Плаза».

Возвращение маэстро откладывалось несколько раз. Сначала его ждали в ноябре прошлого года, потом торжественно сообщили о февральской премьере. И вот, наконец, наступил март – и каблучки Manolo снова зацокали по московским улицам. 30 октября в Лондоне было подписано соглашение, согласно которому эксклюзивным владельцем франшизы стала компания BSG Trading, входящая в состав группы компаний BSG Luxury Group (президент – Татьяна Позднякова).

Без этого лондонского дизайнера историю обувной моды представить уже невозможно …

Чех по отцу, испанец по матери, Маноло Бланик родился в 1943 году на Канарах. Возможно, поэтому его первым клиентом стала собака (если кто-нибудь забыл, название «Канарские острова» происходит совсем не от канареек, а от породы очень крупных собак, в древности живших на этих островах). Вторым клиентом была его ручная обезьянка. Игра «Обуй обезьянку» стала его любимой детской забавой. А любимой игрушкой – дедовы веревочные туфли, эспадрильи; он украшал их всем, что подворачивалось под руку – ракушками, монетками, стеклышками. Первым обувным дизайнером в семье, кстати, была матушка – она иногда в порядке развлечения училась делать каталанские эспадрильи под руководством местного сапожника.

Маноло и его младшая сестра Евангелина росли вдали от мировых столиц. «Банановые пальмы, море и мы... в общем, рай», – вспоминает дизайнер. Кстати, это очень недалеко от истины: одна из легенд гласит, что Канарские острова – это видимая часть затонувшей Атлантиды (геологи утверждают, что возраст острова Тенерифе – 12 млн лет). Здесь райская тишина, райский климат (нет африканского пекла, зимой +20 ºС, летом +28 ºС, а в океане можно купаться даже в январе). В этом благословенном месте Маноло вместе с красотами пейзажа впитывал отеческую любовь к хорошему крою: его родители, живя на острове, предпочитали покупать одежду в Париже и Мадриде. Поэтому уже в школе он легко отличал стиль Balenciaga от Yves Saint Laurent.

SR77_Design_Manolo-Blahnik_2.jpgПотом была Женева. Университет. Недолгое увлечение литературой. Париж. Работа продавцом в бутике винтажной одежды на улице Бонапарта. Учеба в Школе изобразительного искусства.

В 1971 году, собрав портфолио своих эскизов, Бланик отправляется в Нью-Йорк в надежде найти работу мечты. Его парижская подруга Палома Пикассо, младшая дочь знаменитого художника, знакомит Маноло с Дианой Вриланд, редактором американского Vogue. Посмотрев на работы Бланика, Вриланд заметила набросок, на котором красовалась туфелька с плющом и веткой вишни, оплетающей лодыжку. Тогда и прозвучала судьбоносная фраза, лишившая мир хорошего театрального художника: «Почему бы вам не делать аксессуары? Займитесь обувью – она у вас замечательно получается».

Потом был Лондон. Отец помог Маноло поступить в лингвистический колледж, чтобы совершенствовать английский, но сын не собирался чахнуть над учебниками, большую часть времени он проводит в кинотеатре на Лейчестер-сквер. Попутно трудится в модных бутиках, берет дизайнерские заказы, пишет для Vogue Italia и мечтает стать художником по театральным декорациям. И заканчивает в итоге Лондонскую Школу изобразительного искусства. Первую коллекцию обуви выпускает в 1973 году – бессмертным хитом из нее стали те самые зеленые босоножки с «вишнями»-застежками, которые так понравились Вриланд. Коллекция была сшита специально к показу Оззи Кларка (его фирменным стилем были женственные платья-сарафаны в мелкий цветочек с легким оттенком ретро). Маноло считал его величайшим британским дизайнером своего времени. Кстати, в России в это время тоже входит в моду «мильфлер» – с легкой руки Славы Зайцева, который показал в Москве «Штапельную коллекцию» и надолго сделал штапель дефицитом. А Маноло в том же 1973 году выставляет свои модели в Челси, в бутике Zapata. И опять возникает добрая фея-редактор из Vogue, только уже из британского. Грейс Коддингтон на страницах журнала обратила внимание на модели дизайнера из Zapata, и модницы вереницей выстроились перед магазином.

И уже в 1974 году Маноло становится иконой стиля. Он – первый мужчина, попавший на обложку британского Vogue – в полупоцелуе с Анжеликой Хьюстон на фоне пылающего закатом моря. Впрочем, дизайнер не только прохлаждается; напротив, ездит по фабрикам, осваивая секреты мастерства, подыскивает лучших производителей. «У меня ушло много лет на то, чтобы понять, как делать красивую и технически безупречную обувь» (кстати, формального конструкторского образования Бланик так и не получил).

Через несколько лет за две тысячи фунтов Маноло покупает магазин, и вместе с сестрой становится его управляющим. Уже тогда определился его стиль – отточенная женственность. В 1970-х годах, в эпоху господства толстых подошв и платформ, он первым возвращает в моду узкий носок и тонкую шпильку. Маэстро никогда не относился слишком серьезно к своей работе. Точнее – не делал ее идолом. В 2000 году он даже нарисовал сатирический автопортрет, изобразив свой профиль на босоножке.

SR77_Design_Manolo-Blahnik_3.jpgНастоящим подарком стало для Бланика приглашение работать с Домом моды Dior. Он принял эстафету от Роже Вивье, и сейчас Маноло – единственный дизайнер обуви, чье имя появляется в рекламе на равных с именем кутюрье, для которого предназначена его обувь.

Удовольствие, блаженство, наслаждение – любимые слова Бланика, когда речь заходит о работе. Маэстро утверждает, что способен черпать вдохновение во всем, что его окружает: в произведениях искусства, природе, путешествиях, кухне, людях. Однако больше всего стимулирует творчество время ожидания в аэропорту, где можно столкнуться с совершенно невероятными людьми. Одежда не имеет значения, порой человек одной своей манерой поведения, одной походкой создает вокруг себя какую-то особую атмосферу, которая и становится импульсом для новых идей.

Обувь Manolo Blanik шьется в Италии, по соседству с Миланом, в Парабьяго, там же, где создают свои коллекции Fratelli Rossetti и Thierry Rabotin.

У каждой из четырех фабрик – своя специализация. Одна занимается выпуском классических легких туфель с маленьким каблучком, другая производит обувь для коллекций высокой моды, третья – повседневную обувь, четвертая – спортивную.

И хотя популярность обуви растет во всем мире, Бланик упорно продолжает считать себя мелким производителем и не собирается расширять свое дело, 80 пар в день – не больше!

Любовь к традициям и классике определяет стиль Бланика: «В своей работе я всегда стремлюсь к совершенству. Мои туфли для тех женщин, которые всегда хотят выглядеть потрясающе. Мои модели существуют вне моды. Конечно, они смотрятся модно на людях, которые их покупают и носят, но сам я никогда не делаю ничего ради того, чтобы «быть модным». Моя хитрость в том, чтобы создать продукт, неподвластный времени. Эти вещи никогда не будут смотреться безнадежно устаревшими. Главное в моих туфлях – легкость и женственность».

SR77_Design_Manolo-Blahnik_4.jpgМаноло Бланик известен своим перфекционизмом: он всегда «и скульптор, и инженер» своих коллекций, контролирует каждый шаг производственного процесса. Невероятная любовь к работе, поразительная энергия и фирменная эксцентричность в создании коллекции из года в год увеличивают армию поклонниц обуви от Manolo Blahnik.

В середине восьмидесятых Маноло создает обувь для коллекции прет-а-порте Calvin Klein, выходя на новый круг клиентов. Это лишь первый из совместных проектов дизайнера, нашедших закономерный успех. Достаточно упомянуть сотрудничество с Исааком Мизрахи, Джоном Гальяно, Каролиной Эррера, Оскаром де ла Рента.

В 1991 году Бланик превращается в феномен массовой культуры. Мардж Симпсон щеголяет в его туфлях в новом эпизоде «Симпсонов». Через 10 лет обувь Manolo Blahnik станет полноправным героем второго плана в культовом сериале «Секс в большом городе».

С тех пор маэстро постоянно балансирует между уникальным и тиражированным. С одной стороны, Мадонна, которая утверждает: «Туфли Manolo Blahnik – как секс, только лучше». С другой – персональная выставка в Лондонском музее дизайна и звание кавалера ордена Британской империи за вклад в развитие английской индустрии моды.

Когда-то социологи сводили масскульт только к компенсаторной функции: жизнь тяжела, хотя бы посмеяться (вариант: жизнь тяжела, хотя бы убедиться, что богатые тоже плачут). Потом они говорили, что массовая культура ограничивается исключительно развлекательной функцией. Сейчас противоречие массового и элитарного снято в пользу первого. Элитарная культура стала лишь одной из многих субкультур мейнстрима. Есть национальные культуры, есть региональные, есть культуры сексуальных меньшинств, культура любителей коллекционировать спичечные коробки и есть культура поклонников Мэрилин Монро и обожательниц Сары Джессики Паркер. Иерархия в культуре разрушилась. Спасибо Интернету!

Что из этого следует? Собственно говоря, один вопрос: как долго будет держаться стереотип: чем дороже, тем лучше, красивее, удобнее? Что в конце концов выберут покупатели: уникальность или тираж? Бланик выбирает первое.

В любом случае все люксовые компании проблему, как сохранить недоступность, обеспечив при этом большой оборот, сейчас решают только одним способом: делая ограниченные серии для гигантов массмаркета. Появится ли какой-то иной способ, пока неизвестно. А Маноло Бланик уже успел стать явлением культуры.

SR77_Design_Manolo-Blahnik_5.jpgЗа время своей карьеры Маноло Бланик получил множество наград, среди них – Council of Fashion Designers of America (CFDA, 1987), специальная премия от Balenciaga (1988), Nieman Marcus Award (2000), La Aguja de Oro («Золотая игла», 2001), золотая медаль за заслуги в искусстве от короля Испании Хуана Карлоса I (2002)

P.S. В сериале «Секс в большом городе» есть не только обувь от Manolo Blahnik. Героини обуты в туфельки Dior, Steve Madden, Proenza Schouler и Jimmy Choo. А в фильме «Секс в большом городе – 2», который только-только вышел на большой экран, специалистов по каблукам и шнуркам еще больше. В лайт-версии барышни щеголяют даже в Convers’ах. В фильме засветился и самый ярый противник сериала – месье Кристиан Любутен.

Благодаря сериалу «Секс в большом городе» маэстро Маноло Бланик уже стал почти мифической фигурой, именем…
5
1
Пожалуйста оцените статью

Материалы по теме

Пиксельная коллекция Anya Hindmarch

Показ женской коллекции обуви и аксессуаров Anya Hindmarch осень-зима 2016 Есть некое негласное правило в дизайне одежды и обуви -  осень и зима – время для более сдержанных тонов. Однако настоящий успех часто приходит тем, кто не боится…
29.11.2016 11393

5 марок специализирующихся на пошиве лоферов

В последние пять лет на рынке обуви наблюдаются два устойчивых тренда – интерес к обуви спортивного стиля и растущий спрос на удобную обувь на плоской…
13.02.2018 14731

5 витрин Christian Louboutin

Французский дизайнер обуви Кристиан Лубутен известен миру не только шикарной женской обувью на невероятно высоком каблуке, отличительной чертой которой является красная подошва, но и оригинальными витринами своих бутиков, открытых по всему миру.…
01.11.2016 13302

Пятнистая обувь. Новое прочтение

Леопардовый принт практически никогда не выходит из моды. Тренд на пятнистую обувь иногда затихает, но тут же появляется в каком-то новом прочтении или вписывается в общий контекст под маркой «ретро». Можно бесконечно перечислять известные бренды,…
12.05.2021 10134

Да будет свет! Световые решения для витрин и торгового зала

Витрина – визитная карточка магазина, первое, на что обращает внимание прохожий, и от того, насколько удачно она освещена, зависит, превратится ли он в посетителя…
14.05.2018 14249
При оформлении подписки вы будете еженедельно получать на свой e-mail новости и статьи об обувном бизнесе.

Наши партнеры

К началу