Поиск партнерской фабрики для производства обуви – процесс непростой. Сегодня многие российские бренды отшивают свои коллекции на фабриках в Китае. В концепцию основанного в 2019 году бренда женской обуви N.early N.aked легла идея выпуска туфель, походящих для танцев, с идеальной посадкой по ноге. Первоначально обувь отшивалась в Европе, но уже в 2022 году производство обуви перенесли в Китай.
Глава бренда N.early N.aked Ирина Кукушева-Левченко рассказала Shoes Report о нюансах и преимуществах производства обуви в Поднебесной и об обучающем курсе по созданию бренда обуви, который она читает в бизнес-академии RMA в Москве.
Со-основательница и глава бренда N.early N.aked Ирина Кукушева-Левченко
Shoes Report: Ирина, сейчас большинство даже европейских брендов отшивают свои коллекции в Азии. Я знаю, что N.early N.aked ранее отшивали обувь в Испании, пробовали в России, а теперь перенесли производство в Китай. Как быстро вы нашли производство в Китае, которое удовлетворило бы вас по качеству и цене?
Наш путь был достаточно извилистым. Изначально мы разрабатывали свою конструкцию на российской танцевальной фабрике, пытаясь адаптировать танцевальные технологии для повседневной обуви. Однако ручное производство не обеспечивало стабильного качества – каждая пара отличалась, были сложности с комплектующими.
Затем мы перешли на фабрику в Португалии, где проработали около девяти месяцев, но не достигли желаемой мягкости и эластичности. Наша цель – ультра-удобная обувь, которая повторяет движение стопы, не сковывая, но поддерживая ее анатомически правильно. Португальские материалы и клеевые составы оказались слишком жесткими.
Следующим шагом стала итальянская фабрика, которая производила как премиальную обувь, так и обувь для танцев. Именно там нам удалось создать первый эталонный прототип, с которого началось производство N.early N.aked. С этой фабрикой мы работали около трех лет, пережили пандемию.
Позже мы перешли на испанскую фабрику, стремясь оптимизировать производство. Но в 2022 году производство в Европе стало экономически нецелесообразным: подорожала транспортировка, возникли проблемы с оплатами, выросли производственные цены. Маржинальность обувного бизнеса ниже, чем у одежды, поэтому эти факторы оказались критичными.
В сторону Китая мы сначала боялись смотреть из-за требований к минимальным объемам заказа. Однако оказалось, что есть фабрики, готовые работать с небольшими партиями, сопоставимыми с европейскими, но по более выгодной цене.
Первые полгода мы работали с менеджером, который помогал найти подходящую фабрику. Он долго жил в Китае и хорошо понимал систему китайского производства. Мы получили множество прототипов с разных фабрик. Но в итоге нашу фабрику мы обнаружили совершенно случайным образом. Главное – не прекращать действовать!
Мы заключили прямой договор с фабрикой, что довольно редко для Китая, где обычно работают через посредников. Соотношение цены и качества нас устраивало. От начала поисков до получения первой партии в Москве прошло 9-10 месяцев. Но и это был не финал, сейчас другое предприятие, которое больше подходит нам по технологической специфике, делает для нас прототипы, так что мы находимся на этапе отработки производственного процесса.
Shoes Report: Каковы ваши впечатления от работы с китайскими производителями? Насколько тщательно нужно контролировать процесс?
Первый опыт работы с китайской фабрикой нас удивил уровнем вовлеченности менеджера. Он работал с нами с раннего утра (3-4 часа по московскому времени) до позднего вечера, уделяя огромное внимание даже нашим небольшим заказам. Выходным был только воскресенье, да и то с исключениями.
Основное отличие от европейского подхода в том, что в Китае каждый элемент технического задания нужно прорабатывать отдельно и детально. Если в вашем ТЗ есть пожелания по разным комплектующим, каждое из них требует особого внимания и обсуждения, иначе фабрика сделает так, как считает нужным, независимо от ваших указаний.
Важно понимать эту ментальность и контролировать каждый шаг, особенно при производстве первого прототипа. Необходимо обсуждать все детали, просить показывать все наработки до сборки, интересоваться предыдущим опытом фабрики.
Китайским фабрикам недостаточно только технических файлов – им нужно большое количество референсов для каждой детали, чтобы глубже понять задачу. Также многое зависит от личности менеджера: одни специализируются на типовых массовых заказах, другие лучше понимают технологии и уделяют больше внимания специфическим требованиям.
Что касается контроля процесса, для нашей первой партии фабрика сняла на видео весь производственный цикл: работу на конвейере, ручные операции, финальную проверку качества. Каждая пара в каждой коробке была показана на видео, что дало нам полное представление о товаре еще до его получения.
В Европе такой подход встречается реже. Там больше доверия к тому, что партия будет соответствовать эталонному прототипу. Хотя однажды в Италии нам пришлось пригласить отдельный сервис контроля качества, что создало определенные трудности: фабрика не была к этому готова, возникли сложности с повторной упаковкой, особенно учитывая, что каждая пара имеет свой идентификационный номер и маркировку "Честный знак".
Важно понимать, что как в Европе, так и в Китае есть тенденция «додумывать за клиента». Фабрики иногда решают, что знают лучше, как должен выглядеть продукт, и могут не согласовывать с вами некоторые изменения, которые им кажутся незначительными. Это требует постоянного контроля и четкой коммуникации.
Shoes Report: Были ли какие-то неприятные сюрпризы?
Неприятные сюрпризы случаются в любом производстве, независимо от страны. Каждый предприниматель сталкивается с ними регулярно. Некоторые ошибки повторяются, и их нужно системно отрабатывать.
Сюрпризы бывают не только со стороны производства. Например, мы столкнулись с внезапной приостановкой упрощенного ввоза товара на 10 дней в сентябре 2024 года, что создало сложности с таможенным оформлением. Также банк неожиданно ввел ограничения на способы транспортировки, запретив сначала железнодорожные перевозки, а затем оставив только автотранспорт.
Логистика тоже преподносит сюрпризы. Наша логистическая компания, долго работавшая с нами по европейским поставкам, отказалась везти небольшую партию автотранспортом через весь Китай и Россию из-за рисков повреждения. Пришлось использовать обрешетку груза (прим. ред: обрешетка груза - защитная деревянная конструкция в виде каркаса или короба, которая используется для защиты груза при перевозке в контейнере автотранспортом), что значительно увеличило вес и стоимость перевозки. Я даже шутила, что обрешетка стоила как французский шкаф, который я заказывала для дочери.
При автоперевозке товар несколько раз перегружают, что увеличивает риск повреждений. Премиальные товары обычно везут железной дорогой, где риски повреждения ниже. Но из-за банковских ограничений нам пришлось использовать автотранспорт.
Shoes Report: А что положительного вы бы отметили?
Первое – это уровень внимания китайских менеджеров на этапе прототипирования. Индивидуальный подход, готовность показывать все материалы, делать фотографии, подбирать комплектующие – всё это создает ощущение, что ты важный клиент, даже если твои объемы невелики.
Я довольно требовательный заказчик и люблю перепроверять все детали. В Европе это часто вызывает раздражение – там считают себя профессионалами, которые лучше знают свое дело. Показали результат, – и вопрос закрыт. В Китае же (хотя, конечно, не везде) готовы работать до полного удовлетворения клиента. Нам повезло найти такого «золотого» менеджера.
Shoes Report: Насколько необходим китайский язык для ведения бизнеса в Китае?
Китайский язык не обязателен. Достаточно английского, а с современными технологиями перевода можно обходиться даже русским. Моя ассистентка общается на русском, переводит на английский и получает ответы, которые затем передает мне.
Я предпочитаю видеть и английскую версию коммуникации, поскольку некоторые технические нюансы мне понятнее именно на английском.
Shoes Report: Легко ли найти материалы в Китае?
В России с комплектующими для обуви ситуация сложная, – выбор очень ограничен и дорог, практически невозможно найти что-то эксклюзивное.
О Китае существует мнение, что там можно найти всё. В целом это верно, но есть нюансы. Фабрики обычно работают с поставщиками из своего региона. Они предлагают достаточно широкий, но все же ограниченный выбор материалов. Если вам нужно что-то особенное из другого региона Китая, фабрика может не знать, где это найти, или не захочет этим заниматься. Этот вопрос придется решать самостоятельно.
Shoes Report: Есть ли проблемы с проведением платежей?
Да, проблемы есть. Нам удалось заключить прямой контракт, что редкость для китайских фабрик, но банк постоянно накладывал дополнительные ограничения и санкции, которые усложняли работу. В статье не расскажешь о всех нюансах. Хотя при планировании производства, стоит учитывать все.
На своем обучающем курсе в московской бизнес-академии RMA, который стартует 15 сентября, я раскрываю все подробности по работе с фабриками, делюсь своим опытом. Но это только часть месячного курса, который называется «Создание бренда обуви: от концепции до реализации», он охватывает весь процесс создания обуви: от дизайн-концепции до коммерческого запуска. Пошаговая дорожная карта, от идеи до готового продукта на полке. Приглашаю всех заинтересованных!
Пожалуйста оцените статью |