Как открыть магазин в период низкого потребления? Как новичкам не наступить на «грабли», на которые уже не раз наступали опытные ретейлеры? Как система мерчандайзинга может помочь сэкономить деньги и нервы при открытии обувного магазина? Лайфхаки и рекомендации от нашего эксперта по ВМ, оформлению торгового пространства и витрин Марины Полковниковой. Разбираем с ней один из ее кейсов – открытие с нуля премиального магазина обуви и аксессуаров.
основатель международной компании VMC Retail, эксперт по разработке и запуску дизайн-концепций и мерчандайзингу, тренер по магазиностроению, 22-летний опыт в ритейле.
Проект, который мы постараемся разобрать в этой статье во всех деталях, был масштабный, поэтому здесь важно понимать алгоритм и последовательность всех работ. К разработке приступили, когда был определен брендовый портфель марок обуви и было понятно, что мы создаем будущую сеть. Сразу было определено, что это будет серьезная узнаваемая марка.
У заказчика – успешный розничный бизнес в России, Казахстане и на Украине, поэтому есть долгосрочные планы открывать магазины везде, и задача была ориентироваться на эти три страны, в первую очередь. После того, как были выявлены ключевые конкуренты, мы определились с позиционированием бренда, его ценовым сегментом и определили возможные локации. Это не стрит-ретейл, все магазины собственник планирует открывать только в ТРЦ класса А. Сначала были планы открыть первый магазин в Москве, но в итоге он появился в Казахстане, в городе Алматы, площадь магазина – 96 кв. метров.
#лайфхак: заказчик должен четко понимать, что потребуется отработать минимум 2 сезона, прежде чем открывать второй и последующие магазины. В течение двух сезонов вы наблюдаете за продажами и отзывами всех отобранных брендов, заменяете их, если понимаете, что они вам не подходят. Только после этого масштабируете свой бизнес.
Алгоритм действий:
1. С чего все началось – с названия магазина. Мы принимали активное участие в этом процессе, и совместными усилиями название было определено: оно символизирует чувственность, значит, акцент в фирменном стиле должен быть на ощущения, и значит, в интерьере должны быть очень мягкие, теплые цвета. Разнообразие фактур и особая тактильность в материалах – она ведь тоже вся про удобство и комфорт. Особое внимание было уделено отделочным материалам в торговом оборудовании, полу, стенам и отделке.
2. После разработки фирменного стиля мы приступили к проработке дизайна магазина – его интерьера и витрины.
#лайфхак: для того чтобы сделать современный интерьер с использованием самых современных материалов, с европейским подходом, не стоит экономить на отделочных материалах. Важно деталями интерьера передать тот самый буржуазный европейский дух, который витает в универмагах и магазинах Италии, Англии, Испании, Франции.
В нашем случае ЦА бренда-заказчика – люди, которые много времени проводят в Европе, поэтому важно было создать такие условия, чтобы они не видели никакой разницы. Источником вдохновения нашей команды мы выбрали Лондон – город, где все пропитано современным дизайном.
3. Когда концепт и ДНК бренда были готовы, встала задача усилить ДНК, подчеркнуть комфорт, удобство и европейское качество итальянской обуви.
Для этого использовались качественные материалы, например, в концепции использовано четыре вида камня (как уже говорилось выше) – мрамор, оникс и другие. Также мы использовали один вид натурального дерева, подбирали сначала пол и уже к полу изготавливали мягкую мебель и разные элементы оборудования из дерева. Знак премиальности в обувном магазине – это глянцевое золото, покрытие металлических поверхностей нитритом титана. Благодаря этой гальванической технологии получается зеркальное золото (как у Furla). Другие признаки премиальности: весь магазин хорошо просматривается, четкое зонирование, расстояние между полками увеличено, в витрине используются наборные ценники.
При проектировании магазина была поставлена задача органично «имплантировать» в пространство обувного магазина небольшой объем верхней одежды – мужские, женские пальто и куртки, важно было выделить отдельную зону для этого товара, чтобы он высветился для покупателей, но не был приоритетным. Эта неосновная ассортиментная группа была выделена, но таким образом, что при необходимости оборудование для одежды можно убрать и заполнить пространство обувью.
#лайфхак: такая «мобильная» зона для непрофильного товара необходима любому обувному магазину, так как сегодня многие стараются расширять ассортимент, пробовать что-то новое, чтобы увеличить трафик и средний чек.
4. При проектировании магазина нельзя забывать про габариты складского помещения.
В этом магазине общей площадью 96 кв. метров выделен довольно большой склад для товара – порядка 13 стеллажей.
Так как этот магазин – первый и пока единственный, важно было обеспечить возможность складского запаса.
#лайфхак: возможность обеспечить магазин складским запасом продумывается еще на стадии проектирования магазина, а не когда он уже открыт.
5. Особый разговор о зоне для примерки, к ее созданию надо подходить с креативом, но не забывать при этом о комфорте покупателей. Примерка обуви – очень важный, если не самый главный этап в процессе покупки: как она проходит, при каком освещении, на каком пуфике или кресле, в какое зеркало человек видит свои ноги в примеряемой обуви – все эти моменты играют свою ключевую роль и могут стать решающими при принятии человеком решения о покупке.
В нашем магазине – порядка 6 посадочных мест для клиентов, были созданы не обычные пуфики, которые мы часто видим в обувных магазинах, а полноценные диван, софа и кресло, очень комфортные, адаптированные под ретейл. Например, софа: для того чтобы двум клиентам было комфортно, чтобы они не мешали друг другу, мы разделили сиденье и получили сидячие места с продуманным расположением ячейки для следков и рожков/ложек. Обычно рожки хаотично валяются на пуфиках, нормальное место для них не предусмотрено просто потому, что на стадии проектирования об этом никто не задумывался. Нам важно было учесть все детали, чтобы все выглядело аккуратно и удобно для продавцов и клиентов. Кстати, вся мебель – торговая и мягкая – изготавливалась в России.
Здесь был важен контроль со стороны авторов проекта. К тому же рынок Казахстана пока не может реализовать многие идеи в изготовлении оборудования.
6. Наконец, оборудование для презентации самого товара – стойки для обуви – были разработаны нашей командой, они имеют возможность регулировки высоты и при этом устойчивы. В витрине и торговом зале сегодня часто используются подставки для обуви китайского производства, если к ним даже слегка прикасаешься, они падают.
#лайфхак: не скупитесь на качественные экспозиторы, особенно если у вас небольшая площадь. В маленьком пространстве важно, чтобы все оборудование было устойчивым.
7. Освещение – оно создает особую атмосферу в магазине. Цветовую гамму важно усилить именно с помощью разнопланового, многофункционального освещения: здесь были применены два уровня потолочного освещения, каждая полка имеет скрытую подсветку.
Все источники света имеют единую цветовую температуру – естественный теплый, благодаря этому магазин не имеет темных пятен и неработающих зон.
8. И несколько слов про визуальный мерчандайзинг. Система мерчандайзинга разрабатывается на стадии разработки концепции магазина: просчитывается вместимость, вариативность выкладки, четкое распределение брендов и возможного соседства. После разработки системы мерчандайзинга определяется, какие виды экспозиторов и демоформ вам нужны. В нашем случае это различные подставки под обувь, формы, позволяющие презентовать товар различными способами, демоформы для презентации аксессуарной группы и головных уборов.
Пожалуйста оцените статью |