В прошлом году французская Федерация производителей обуви заявила о начале долгосрочной программы продвижения французской обуви за рубежом. В России первой ласточкой стал проект MosShoes French Style (см. SR, №61). В международной выставке обуви «МосШуз», которая прошла в «Крокус Экспо» 18-21 марта, приняли участие уже 16 французских фабрик (на 10 больше, чем в прошлом). Поддержку компаниям-экспортерам оказали французская Федерация производителей обуви, Экономическая миссия посольства Франции в России и агентство по развитию международной деятельности французских предприятий UBIFRANCE. Об особенностях французской обуви рассказывают производители и российские дистрибьюторы.
Цифры и факты
Общий объем экспорта французских товаров народного потребления в Россию в 2008 году составил 7 млрд евро (+24% к 2007 году). В 2008 году во Франции было выпущено 39 млн пар обуви, еще 458 млн пар было ввезено в страну и 59 млн пар импортировано (с учетом реэкспорта). В среднем потребление во Франции составляет 6 пар в год на человека. Если мы говорим об обуви, цена на которую в рознице составляет 70 евро и выше (это именно та категория обуви, которая была представлена на выставке), то всего за год в стране продается около 100 млн пар. Экспорт обуви в прошлом году вырос на 41%, средняя экспортная цена за пару – на 12%.
Надежность и умение слушать
Как говорит президент французской Федерации обувных компаний Патрик Мониотт, преимущества французских компаний в том, что они надежны и умеют хорошо слушать своих заказчиков. «Если вам нужно постоянство качества, если у вас есть какие-то специфические требования, то вы найдете их у французских компаний, – поясняет г-н Мониотт. – Хочу обратить ваше внимание и на то, что французские компании сейчас много средств вкладывают в обучение, а это признак непрерывной работы над качеством обуви». Подчеркивая важность российского обувного рынка для французских производителей, Патрик Мониотт добавил, что проект MosShoes French Style в этом году будет не единственным, в апреле в Россию с экономической миссией приедет госсекретарь по внешней торговле Франции Анн-Мари Идрак.
«Франция – это не только страна люкса и роскоши. Франция – это страна искусства жить, – убежден президент федерации. – Сейчас французские компании возвращаются на российский рынок после сложного для них периода. Дело в том, что у нас очень сильная система социальных гарантий, из-за чего мы не могли конкурировать с азиатскими производителями, но сейчас это время позади. Если во Франции зарплата квалифицированного рабочего на обувной фабрике составляет 2500 евро в месяц, то в Индии работник такой же квалификации при той же производительности получает 100 евро. В итоге, чтобы сохранить качество и уменьшить расходы, некоторые французские компании отдали часть производства на аутсорсинг в страны Юго-Восточной Азии. Однако конечная сборка и финишная отделка остались во Франции».
Михаил Кулагин из компании «Бизнес-центр «Ермак» отметил тщательность работы с коллекцией. Компания «Ермак» уже четвертый сезон работает с фабрикой Samson, в прошлом году она начала продавать и мужскую обувь Sledgers. За четыре сезона российский рынок в экспортной программе Samson стал рынком номер один.
«Мы являемся дистрибьюторами европейских марок, – говорит Михаил Кулагин, – работаем и с немецкой, и с финской обувью. Нам давно хотелось расширить ассортимент за счет марок Made in France. И наше не столь давнее сотрудничество с французскими марками уже можно назвать успешным. Для нас важно то, что французские производители готовы прислушиваться к мнению заказчиков, они сами хотят адаптировать коллекцию, их не надо уговаривать. Результаты налицо: у нас есть собственная розница, и по нашим розничным магазинам я могу сказать, что покупатели возвращаются и спрашивают, а когда будет следующая коллекция?»
Антидемпинг и курсовая разница
Естественно, два самых злободневных вопроса для дистрибьюторов европейской обуви – каково европейцам жить при антидемпинговых пошлинах и что делать при таком резком росте евро. Патрик Мониотт считает: антидемпинг нужен, чтобы показать, что китайцы и вьетнамцы неадекватно рассчитывают рентабельность своих компаний. «С другой стороны, когда китайская обувь закупается за 4 евро, а в рознице продается по 39 евро (при 10%-ной пошлине), это тоже, наверное, не очень правильно, – размышляет Мониотт. – Однако антидемпинговые пошлины приносят Европейскому банку около 350 млн евро в год, поэтому я не думаю, что мы в ближайшее время от них откажемся. Другой вопрос в том, что эти деньги уходят в Европейский банк и в обувной сектор не возвращаются. А я считаю, что деньги от пошлин должны возвращаться».
Обсуждать возможные решения, связанные с ростом евро, Мониотт предложил коммерсантам в индивидуальном порядке: «У вас девальвация рубля, у нас свои проблемы – удорожание стоимости производства, рабочей силы. Мы поддерживаем наших производителей тем, что вкладываем большие средства в продвижение продукта Made in France за рубежом».
Люкс и пластик
Из компаний, которые впервые принимали участие в российской выставке, стоит отметить премьеры двух премиальных марок Azuree и Adige.
Семейное предприятие Adige, созданное в 1957 году, специализируется на выпуске женской обуви класса люкс. До сих пор эта обувь продавалась только во Франции (компании вполне хватало того, что в очередь за ее обувными коллекциями выстраивались Guy Laroche, Ted Lapidus, Castelbajac, Loris Azzaro и Jean-Lois Scherrer). За полвека у компании появилась серьезная дистрибьюторская сеть из 700 бутиков во всех регионах Франции. Сейчас Adige ищет выход на новые для нее рынки. Россияне стали второй страной, которой французы готовы предложить это великолепие.
Каннская компания Azuree привезла на «МосШуз» элегантную, изысканную и чувственную обувь из прозрачного трехслойного винила. По словам управляющего компанией Алена Шасиньо, материал не только принимает форму стопы, но и в отличие от любого другого пластика может «дышать». Секрет в трехслойности, именно она обеспечивает воздухопроницаемость. За свои слова управляющий поручился 15-летним опытом работы с материалом и патентом на его производство. Экспортировать свою обувь компания начала 5 лет назад, сейчас доля экспорта достигла 40%, при этом виниловая обувь составляет около 80% всего его объема. Как говорит Шасиньо, это не повседневная обувь, они предлагают ее как вариант для выхода. Ценовая политика соответствующая: босоножки в закупке стоят 60 евро. К скептицизму покупателей, предпочитающих «только кожу», Шасиньо за пять лет уже привык и готов еще раз пройти этот этап в России. «Сначала все смотрят на нашу обувь с недоумением, – говорит управляющий, – но как только они примеряют ее, то все сомнения исчезают. Тот, кто начал работать с нами, уже не отказывается. Хотите начать? Мы готовы прислать вам одну пару на пробу».
Для справки
Отдельный покупательский поток во Франции составляют туристы. Только одна цифра: средний чек составляет 870 евро, причем доля российских туристов в этом потоке уже достигла 10%. Как заметили представители французской стороны на выставке «МосШуз»: спрос есть, и очень скоро французскую обувь будет легче купить в России, чем ехать за ней в Европу. В прошлом году потребление обуви во Франции выросло на 1,5%. Это вполне объяснимо. Есть такое явление в экономическом поведении людей, когда они, зная, что не могут порадовать себя крупными покупками, начинают делать себе маленькие подарки. Обувь прекрасно вписывается в этот вариант поведения
Тренды сезона
На сезон «Осень-зима 2009/2010» французские стилисты определили четыре доминирующих тренда. По их мнению, «Традиция», «Сказка», «Экстравагантность» и «Мечта» должны стать залогом успеха. «Традиция» – это классические цвета, шотландская клетка, элегантность благородных видов спорта. «Сказка» обращена к Востоку, откуда впитала формы и узоры. «Экстравагантность» добавляет ярких богатых деталей и глубоких барочных цветов, а «Мечта» гармонично переплетает ретро и футуризм, создавая образ романтичной женственности или рокового шарма
Пожалуйста оцените статью |